Побугские, понеманские и посожские районы Беларуси в X-XIIIвв.



Начнем с запада Беларуси.

Побугские земли

Эти земли на юго-западе т.Б. Его часть позже называлась Подляшье. Мы будем говорить не только о современной т.Б., но и о польской и украинской части региона.

Регион охватывает среднее течение Буга. Мы находимся в бассейне Вислы, Балтийского моря. Это пограничный регион, где восточнославянское население встречалось с представителями иных народов -поляками, ятвягами, литовцами. Этот регион в целом имеет хорошее природное положение, ресурсы. В целом хорошие земли. Его рано освоили в хозяйственном плане. Уровень хозяйства был весьма высоким. Большая часть региона была плотно заселена. В регионе достаточно рано возникли города. Самый известный

 

 

I семестрСтр.6

Генеалогия (человек -сыновья)

Ярослав Мудрый: Изяслав, Святослав, Всеволод + еще 3 малозначимых

Изяслав: Ярополк, Святополк

Всеволод: Владимир (Мономах)

Владимир: Мстислав, Вячеслав

Большая часть региона была плотно заселена. В регионе достаточно рано возникли города. Самый известный из них, Берестье, был основал на рубеже Xвека, а впервые упоминается в 1019 году. Позже, в XII-XIIIвв., упоминаются Дрогичин (1142), Мельник (1260), Каменец (1276), Кобрин (1287).

Уже в первые года своего существования Брест оказался в центре борьбы между русскими и польскими князьями. В ??? году он был занят поляками. Это вызвало ответный поход Я.Мудрого в 1121 и борьбу за город с Польшей. Позже, около 1073, он оборонялся ???. В другой половине XIII века Брест находился под контролем владимиро-волынских князей и сильно пострадал от монголо-татарского нашествия. Известно, что когда в 1240 Василько и Данила Романовичи приехали к Бресту, они обнаружили огромное количество убитых, смрад от которых не позволил им даже въехать в город.

Около 1289 мы знаем про крамолу берестян против Мстислава Васильковича, князя Волыни. С этой крамолой связано то, что Мстислав приказал внести в Галицко-Волынский летопис особую грамоту, которая накладывала на жителей Бреста особые повышенные налоги за заговор против него.

Большое торговое значение имел Дрогичин-на-Буге, который был крайним восточнославянским пунктом на бугском пути. Тут найдено несколько тысяч товарных пломб XII-XIII вв. Эти пломбы происходят из многих регионов, не ограничиваются узколокальным регионом. Количество находок объясняется тем, что город был перевалочным пунктом в торговле между Русью и Западом. В силу важного торгового положения Дрогичин долго был объектом борьбы между разными державами. Город в 1235 был захвачен мазовецким князем Конрадом. В 1237 он поселил тут немецких крестоносцев, которых ранее пригласил в Пруссию. Однако уже в том же году могучий Данила Романович Галицкий выгнал крестоносцев из города. Приблизительно в 1240 ДРГ, возвращаясь из похода на ятвягов, короновался королевской короной в Дрогичине.

В 1276 году волынский князь Владимир Василькович построил на север от Бреста город Каменец. Город был построен с целью обороны северных рубежей княжества от нападений ятвягов. Первоначально город был деревянный. Позже была возведена каменная Каменецкая Вежа. Название же объясняют тем, что город был построен в местности с каменистой землей.

Понеманские земли

Регион расположен на север от побужья. Среднее и частично верхнее течение Немана и его притоков. Тут проживало рядом со славянами значительное балтское население. Славяне осуществляли свою колонизацию региона. В ходе колонизации возникают города Гродно, Новогрудок, Волковыск, Слоним.

Наиболее важный город есть Гродно. Гродно был городом, который занимал важное военно-стратегическое и торговое положение на Немане. С п.п. 12 века это был центр удела. Соответственно, тут началось активное каменное строительство, которое объясняется статусом города, его богатством, влиянием стран Запада. Первыми каменными паятниками являются церкви Пречистинская, Нижняя и Борисоглебская. Кроме того, из камня были построены фрагменты городской стены. В 1116 году Владимир Мономах, князь Киева, выдал свою дочь Агафью замуж за князя Всеволодко. По поздних источниках Всеволодко известен как гродненский князь. Он фигурирует в этом качестве во время похода коалиции русских князей на Полоцк в 1128 г. Он умер в 1151 году и далее в Гродно княжили его потомки.

В 1125 или 1128 впервые упоминается Новогрудок. Мы знаем имя местного князя -Изяслав. Приблизительно в это же время, около 1150 Ипатьевская летопись упоминает Волковыск и Слоним, которые также были центрами небольших уделов.

Посожье

Это регион восточной Беларуси. Мы попадаем в бассейн Днепра и его крупного притока Сожа. Это территория радимичей. Как известно, у радимичей по понятных причинах не сложилось свое княжество. В 984 году Волчий Хвост, воевода Киева, на реке Песчане разбил радимичей, после чего эти земли попадают под прямую власть князей киевских. Тут фактически не было крупных городов в течении длительного времени. Как следствие, в XI-XIIвв. эти земли стали объектом соперничества Чернигова и Смоленска. Первоначально большая часть земель радимичей принадлежала Чернигову. Тут не было устоявшихся границ, поэтому разделение региона все еще окончательно не произошел. Были возможны варианты. Во второй четверти XIIвека происходят события, которые мощно меняют ситуацию в регионе.

В Смоленске сел Ростислав Мстиславович. С этого часа Смоленск получил свою стабильную княжескую власть. Ростислав много сделал для усиления Смоленска. Он основал тут епархию, что повысило авторитет Смоленска на Руси. Развернул широкое строительство в Смоленске. Он значительно расширил границы своих владений. В 1127 и 1140 Ростислав использовал усобицы в среде черниговских князей Ольговичей и совершил два больших похода в Посожье. Походы оказались успешными и он присоединил северное Посожье к Смоленску. Однако мало было просто захватить территорию. Чтобы укрепится на землях, строили города. Ростислав основал ряд городов: Мстиславль, Ростиславль (Рославль), Изяславль.

Мстиславль быстро занял одно из первых мест в княжестве после Смоленска и Торопца. Периодически Мстиславль становился центром удела. Татищев под 1180 говорит, что городом некоторое время правил князь Мстислав Романович.

Южная часть региона (с Гомелем) осталась под контролем черниговских князей. Гомель был крупным городом, вероятно центром удела в течении некоторого времени. Тут найдены вещи с княжескими клеймами, что говорит о том, что это был княжеский город.

Христианизация Беларуси

Вторая половина X века стала периодом великих успехов христианства в Северной и Восточной Европе. В это время приняли крещение Польша, Скандинавия, Русь.

Проповедь христианства на землях восточных славян началась задолго до официального крещения. Достаточно упомянуть крещение княгини Ольги в Царьграде. В ту эпоху крещение великой княгини еще не привело к крещению всего народа, т.к. позиции язычества в обществе были еще весьма сильны. Среди людей, которые первыми попробовали распространять христианство, можно также назвать некоторых скандинавов, н-р Торвальда Путешественника, умершего около 1002 года. Он много путешествовал по Восточной Европе, Ближнему Востоку, где и принял крещение. Вернувшись оттуда в Европу, он начал проповедь христианства. Тут он и умер. Сохранилась сага про него.

В саге говорится, что Торвальд проповедовал на территории Полоцкой земли, где он основал монастырь в славу Иоанна Предтечи. Местонахождение сего монастыря не установлено.

Еще один факт, связанный с Беларусью -деятельность епископа Рейнберна -духовника жены Святополка Окаянного. По одной из версий он был брошен со Святополком в тюрьму за интриги против Владимира. Есть и вариант, что он пострадал за распространение христианства в его западном варианте.

 

 

I семестрСтр.7

вариант, что он пострадал за распространение христианства в его западном варианте.

988 год -принятие Владимиром крещения в Херсонесе.Одной из первых задач было создание церковной организации на Руси. Сперва в Киеве была основана епархия (епископство), однако уже в 90-е года Xвека во главе русской церкви стал митрополит с резиденцией в Киеве. Первые епископы и митрополиты на Руси были греками, однако в 1051 году при поддержке княжеской власти митрополитом стал русин Илларион.

Духовенство практически сразу заняло видное место в системе власти и в других сферах жизни. Конечно, все религиозное житие было под контролем духовенства. Семейно-брачная сфера также отдана под контроль церкви. Постепенно церковь становилась владелицей значительных материальных ценностей, земли и других богатств.

В политике церковь заняла определенное место, однако необходимо сразу отметить, что влияние православного духовенства на политическую жизнь было меньше, чем у католиков. Как и в Византии место духовенства в системе власти было подчиненным светской власти. Церковь помогала проводить переговоры между князьями, решать их противоречия. Церковь часто выступала как миротворец, стремилась закончить войну и установить мир. Такие действия церкви часто приводили к успехам.

Первые епархии на Беларуси были созданы в Полоцке (992) и Турове (1005). Даты эти несколько условные. В 1136 году была основана Смоленская епархия, к которой принадлежали некоторые земли на востоке Беларуси.

Христианство на Руси принимали неодинаково и неоднородно. Это относится и к географии, и к социальным стратам. На восточных окраинах христианство принимали позже и язычество там долго, особенно на русском Севере, сохраняло позиции.

Распространение христианства среди населения описывают схемы: "князь и его окружение", "город", "деревня".

Князья и приближенные

Первыми к христианству присоединились княжеские семьи и их приближенные, однако первые десятилетия их вера была весьма поверхностной. Князья прививали культы себя как христиан. Создавались целые пантеоны из членов княжеских семей. Так в 1007 году по приказу Владимира в Киев были перенесены тела недавно умерших полоцких князей Всеслава и Изяслава, внука и сына Владимира.

В 1044 году были крещены и перенесены в киевскую Богородицкую церковь остатки сыновей князей киевских Святополка, Ярополка и Олега. В 1072 году был проведен процесс канонизации Бориса и Глеба, сыновей Владимира -семейных святых рода Рюриковичей.

Князья были первыми основателями церквей и монастырей на Руси, наиболее богатыми вкладчиками имущества в храмы и монастыри. Правда, судя по всему, первые вклады делались в деньгах -храмы и монастыри на первом этапе также получали таможенные пошлины. И лишь с XII-XIIIвека монастыри и церкви стали получать земли. В XIвеке, когда на белорусских землях монастыри только зарождались и крупных из них еще не было, у нас сильно уважали Киево-Печерский монастырь -крупнейший на тот момент на Руси. С ним поддерживал тесные дружеские связи уже Всеслав Полоцкий. Глеб Минский построил в нем каменную трапезную, остатки которой сохранились. Были в нем монахи и с территории Беларуси. Так, один из печерских святых -монах Орефа из Полоцка.

Постепенно монастыри стали появляться на территории Беларуси. Их возникновение связано с деятельностью местных князей и членов и семей. В конце XIвека был основан Варваринский монастырь в Турове. В XIIвеке основано несколько монастырей вокруг Полоцка -Борисоглебский в Бельчице, два монастыря (Спасо-Преображенский и Богородицкий) в местечке Сельцо.

Городская жизнь

Первые храмы были основаны в городах, поэтому городские жители быстрее присоединялись к христианству. Тут было больше приходов, более активно действовали крестители при поддержке светской власти. Однако и тут пережитки язычества весьма долго были весьма сильными. Так, например, Кирилл Туровский, бичевал в своих произведениях в т.ч. и языческие забавы своих соотечественников. В целом, антиязыческий пафос в его произведениях очень сильный.

Показательно и происхождение Кирилла Туровского, который происходит из богатой семьи туровских горожан.

Деревня

Сюда христианство приходило значительно тяжелее и медленнее. В этом смысле показательны погребальные памятники. Как известно, христианство предписывает не сжигать, но закапывать. На рубеже X-XIвека обряд погребения меняется -лишь через век после формального принятия христианства -на место сожжению приходит погребение. Однако еще на протяжении XII-XIIIвека был переходный обряд -покойников закапывали без сожжения, но над ними сооружали курганы. Только в XIVвеке курганы на нашей территории исчезают.

Борисовы камни. Долго шла дискуссия -зачем на них выбивали имена, что символизировали надписи и как мы должны трактовать эти памятники прошлого? Разные версии -надмогильные камни, межевые знаки. Однако в конце концов обратили внимание, что на белорусских землях долго сохранялся языческий культ камней. Академик Рыбаков высказал версию, что полоцкие князья приказывали выбивать на таких камнях надписи и христианский символ-крест. Этим они добивались чтобы язычники поклонялись не только камням, но и кресту христианскому. Соответственно, про себя князья не забывали.

Вообще в городе и особенно в деревне наблюдалось двоеверие. Это своеобразное сочетание христианства и старых языческих верований. Сущность двоеверия в том, что один и тот же человек одновременно исповедует несколько религиозных систем.

На Руси новая вера приживалась весьма долго и трудно. Отметим, что православная церковь долго относилась к язычеству весьма толерантно, особенно по сравнению церковью католической.

Несмотря на то, что двоеверие наблюдалось весьма долгое время, христианство постоянно набирало влияние, а язычество проигрывало борьбу за умы. Кроме того, языческие обычаи постепенно теряли свое религиозное наполнение, переходя в сферу игры, развлечения.

С принятием христианства исчезли человеческие жертвоприношения, запрещено многоженство, церковь вела долгую и успешную борьбу с обычаем кровной мести. В сфере культуры -целый ряд новых явлений и достижений: каменная архитектура, живопись, другие виды искусства, связанные с обслуживанием

 

 

I семестрСтр.8

достижений: каменная архитектура, живопись, другие виды искусства, связанные с обслуживанием требований культа. Активно начинает распространяться письменность, значительно выросла надобность в изучении иностранных языков, особенно языков Писания. Службы в церквях велись на церковнославянском, понятном большинству населения. Это сильно отличало нас от стран западной Европы, где службы велись на латыни.

Процесс распространения письменности на Руси происходил весьма быстро. Важно отметить, что он затронул не только знать, но и простых людей. В крупных городах процент владеющих письменностью бы весьма высокий -тысячи берестяных грамот, найденных в разных городах Руси об этом свидетельствует.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 931; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!