Тема: «Экономические теории». 19 страница
Например, на http://danieljmitchell.wordpress.com/ немало острых (порой – чересчур) шаржей и карикатур, связанных с американской экономикой. Тема: «Экономические мемы». Economics Memes | How to Use Memes to Teach and Learn ... (http://economicsmemes.com/). Economics Memes is a website where you can contribute memes or use a library of memes to assist you in creating an excellent economics class.
На третий день медового месяца в Лас-Вегасе молодожёны проиграли подаренные им 1000 долларов. Вечером, уже лёжа в постели, молодой супруг замечает на тумбочке некий предмет. Им оказывается 5-долларовый жетон, взятый на память. На жетоне чётко высвечивается число 17. Приняв это за знак судьбы, он накидывает халат и спускается вниз, сделать ставку на число 17. Разумеется, выпадает 17, а юноша получается 35-кратный выигрыш. Он ставит всё на 17 и в этот раз получает уже более 6000 долларов. И так далее, пока выигрыш молодожёна не достигает 7,5 миллионов. Тут вмешивается менеджер казино и сообщает, что казино не хватит денег, чтобы расплатиться, если 17 выпадет вновь. Тогда молодожён едет в другое казино. Он снова ставит на 17 и снова выигрывает. Его состояние уже превышает 262 миллиона. В неистовстве он ставит все миллионы на кон – и проигрывает, когда выпадает 18. Без денег и в унынии он тащится несколько миль пешком до отеля. - Где ты был? – спрашивает его невеста, когда он переступает порог номера. - Играл в рулетку. - И как? - Ничего. Проиграл 5 долларов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Владимир Лефевр, «Алгебра совести». Лефевр: «Идеологию нельзя создать – она возникнет незаметно, сама собой». В «Алгебре совести» я описал этические философии как сказку. Есть два игрушечных замка – и дракон с человеческим лицом. Из первого замка выходит безоружный бумажный человечек и предлагает дракону дружбу. Дракон сжигает его. Из второго замка выходит человечек со шпагой и вступает в безнадежный бой – дракон сжигает и его. Каждый замок канонизирует собственного героя. Спустя века первый человечек рассматривается жителями второго замка как трус, не посмевший взять в руки оружие; человечку со шпагой обитатели первого замка отказывают в силе духа... В кон. XIX – нач. XX вв. Россия имела смешанную культуру: вторую систему в нижних слоях населения, первую – в верхних. Великая культура этого времени полностью принадлежит к первой этической системе. А в ходе революции рабочие и крестьяне, во имя которых работала интеллигенция, этот верхний пласт смели – и перевели страну на вторую этическую систему... Почему в России сейчас строй наподобие авторитарного? Потому что власть и народ отделены друг от друга, и люди, особенно в провинции, не способны сами разрешить конфликт – непременно должен быть начальник.
В «Алгебре совести» изложен формально-психологический метод анализа процессов выбора в сложных ситуациях, когда альтернативы имеют для человека как различные практические привлекательности, так и различный моральный смысл. Вот один из примеров, приведенных в книге. Некто имеет возможность продать вместо картины известного художника прилично изготовленную подделку. В случае, если продавец откроет покупателю правду, он получит за картину сто долларов, а если скроет правду – миллион. Вопрос – с какой вероятностью, в идеале, этот человек скажет правду? Традиционные утилитаристкие модели, используемые в психологии выбора, предсказывают, что он почти наверняка выберет более выгодную для себя альтернативу: солгать и получить миллион долларов. Модель Лефевра говорит нам, что это произойдет лишь при условии, что моральная поляризация альтернатив у этого человека совпадает с их выгодностью, т.е. что «добром» для него является более выгодная альтернатива, в данном случае сокрытие правды, а «злом» – менее выгодная, в данном случае раскрытие правды. Однако ситуация разительно меняется, если моральная поляризация альтернатив в этом конкретном примере противоположна их выгодности, т.е. сказать правду это «добро», а скрыть ее – «зло». В этом случае модель предсказывает, что человек, в рассматриваемом примере, скажет правду с вероятностью, немного большей одной второй. Пример поясняет один из психологических принципов, заложенных в модель. Выбор человека имеет два аспекта. Автор обозначает их терминами деонтологический и утилитарный. Первый связан с их моральной оценкой, а второй с выгодностью. Метод, изложенный в книге, позволяет анализировать и значительно более сложные ситуации, в которых сегодняшний выбор субъекта оказывает влияние на события, которые потенциально могут произойти в будущем. Техническая сущность метода, изложенного в «Алгебре совести», состоит в том, что реальному субъекту, находящемуся в ситуации выбора, ставится в соответствие определенное уравнение... Как отмечает автор, мы обычно оперируем не с одной ценностью, а с целым комплексом ценностей. Поэтому когнитивная система человека должна владеть правилом перехода от оценок элементарных ценностей к оценкам комплексов, которые также предопределяются обществом. Лефевр показывает, что таких правил только два. Первое говорит, что соединение добра и зла есть зло, а второе – что добро. Эти правила и предопределяют то, что автор называет этическими системами. Таким образом, две культуры, имеющие сходные системы ценностей, могут существенно отличаться, если в них реализованы разные этические системы. Формальное рассмотрение связи выбора отношения с другим человеком и этической системой приводит к неожиданному результату. В первой этической системе, где соединение добра и зла есть зло, человек поднимается в собственных глазах, когда выбирает отношение союза с другим человеком. Во второй этической системе, где соединение добра и зла есть добро, человек поднимается в собственных глазах, когда выбирает конфронтацию. Из этого следует вывод, являющийся главным результатом первой части: в обществе со второй этической системой нет процедуры разрешения конфликта, сохраняющей честь и достоинство его участников. Конфликт либо заканчивается победой одной из сторон, либо прекращается вышестоящей инстанцией. «Если такой инстанции нет, даже незначительное противоречие способно неограниченно разрастись, приводя к социальным катастрофам, в которых гибнут тысячи людей». (В.А.Лефевр. Алгебра совести).
Как я бегал по леснице Маслоу (Борис Кригер). В рассказе описан аттракцион, посетителей которого плотно кормят, обряжают в каску и противогаз, предлагают погладить друг друга по голове, приветствуют и похлопывают по плечу, дают для заучивания пару фраз из учебника по квантовой физике, дарят цветок и разрешают поорать в рупор с высотной площадки.
Интересный кейс – сравнение (и анализ) того, во что вкладывают деньги богатые и бедные люди (ценные бумаги, депозиты, образование, досуг, пенсии и т.д.).
Размер заработной платы влияет не только на качество жизни, но и на умственные способности: см. The Daily Mail (гарвардский экономист Сенхил Маллайнатан: «Исследование показывает, что, когда мы испытываем дефицит в деньгах, наши умственные способности снижаются. Это не означает, что бедные люди глупее прочих. Просто человек, ежедневно вынужденный думать о том, как заплатить по счетам, не может сконцентрироваться на других аспектах жизни»).
Д.Майерс, «Самореализующиеся убеждения»: «В играх, которые проводятся в лабораториях, неприязнь едва ли не всегда порождает ответную враждебность: испытуемым, воспринимающим своих оппонентов как людей, не склонных к сотрудничеству, нетрудно превратить их именно в таких – в людей, не склонных к сотрудничеству (Kelley & Stahelski, 1970). Любой конфликт всегда изобилует самоосуществляющимся пророчеством. Если один участник конфликта считает другого агрессивным и мстительным, этот другой – в целях самозащиты – будет вести себя именно так, и порочный круг замкнется. На мое отношение к жене может повлиять то, в каком настроении я ожидаю увидеть ее – в мрачном или в приподнятом и доброжелательном, а это вынудит ее подтвердить мои ожидания» (раздел «Мы получаем от других именно то, чего ждем от них») http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/mayers/03.php.
Цифровой Октябрь - Ричард Петерсон. Финансовый гений (http://digitaloctober.ru/ru/events/knowledge_stream_finansovyy_geniy). Digital October провел лекцию-телемост c Ричардом Петерсоном – экспертом в области поведенческой экономики и сторонником алгоритмической торговли. Сегодня он совмещает карьеру ученого, преподавателя, финансового консультанта и управляет инвестициями друзей и знакомых на фондовой бирже, используя технологию мониторинга новых медиа, собирающую и анализирующую настроения тысяч мелких и крупных экономических агентов. C 2012-го эта система известна как Thompson Reuters MarketPsych Indices, но Петерсон придумал ее еще в конце 1990-х. В ходе лекции Ричард рассказал:
- как работает наш мозг, когда мы принимаем решения о том, куда потратить деньги, и от чего это решение в итоге зависит,
- как сильно психоэмоциональное состояние (стресс, страх, надежда) может влиять на рискованность ваших вложений и экономики целых государств,
- о типичных ментальных ловушках, мешающих принятию оптимальных финансовых решений,
- какой месяц в году – всегда самый «оптимистичный» для инвесторов, а какой – самый «агрессивный»,
- как Twitter и Facebook помогают трейдерам зарабатывать больше на изменении котировок
- и как знание себя и психологии толпы помогает стать «умным инвестором» и даже частично компенсировать незнание рынка.
С.Милгрэм экспериментально исследовал поведенческий феномен подчинения авторитету (книга «Obedience to Authority: An Experimental View»). Эксперимент Милгрэма – Повинуемость/Obedience: предложите версию, объясняющую шокирующе беспрекословное подчинение испытуемых.
Кинопсихологическое (уведомление): фильмы, связанные с психологией.
Дж.Акерлоф и Р.Шиллер, «Spiritus Animalis: как психология влияет на экономику».
Панорама экономической мысли XX столетия (Фред Ван Раай, Экономика и психология).
Психология финансовых рынков (Эмоциональные финансы Дэвида Такетта). Психоанализ и деньги.
Влияет ли хороший завтрак судьи на судебное решение? От чего ещё может зависить приговор судьи? The best and worst times to have your case reviewed by a ... (http://www.randalolson.com/2014/08/24/the-best-and-worst-times-to-have-your-case-reviewed-by-a-judge/).
Демин А. Н. Возможности использования человеком индивидуальных и социальных ресурсов в ситуации отсутствия работы // Экономическая социология. Том 1. № 1. 2000. С. 37-47. См. http://www.ecsoc.msses.ru/Region.Php
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!