Школьная драма – предпосылка к возникновению национального театра.



4. Петровские встречи.В эпоху Петра – становятся популярными театрализованные встречи

войск петровых. Вход войск происходил в Москве (тогда она была столицей, а Петербург только строился). В Москве выстраивались огромные триумфальные арки, на них размещались музыканты: певцы и инструменталисты. Специально сочиняли музыку на тексты, к-е принадлежали учителям дух академий, семинарий. Были даже целые циклы песнопений, посвященных встречам войск – они назывались кантами.

5. Были еще театральные постановки, связ с торжествами – аллегорические спектакли, прологи, в к-х восхвалялись монархи – как правило, они ставились по каким-то поводам- это могла быть коронация… Для этого специально приглашенные мастера, начиная с Анны Иоановны, делали фейерверки. Таким мастером был нем живописец - Якоб Штеллен – историк русского театра. Большую часть жизни прожил здесь. Сохранились описания его фейерверков, как проходили празднества (1737-1778). Придворные церемонии – своего рода театр.

6. Не менее важные пути к русской опере – связаны с культурой Италии, Франции и Германии. На этом мы сейчас и сконцентрируем внимание.

Первые оперы, появившиеся на русской сцене, принадлежали именно иностранцам. Ко дворуАнны Иоановны были приглашены итальянские труппы (с 30х гг), которые познакомили русских слушателей с оперой seria. Что это были за труппы?

1735. Приезжает труппа, которую возглавляет Франческо Арайя. Уже был знаменит в Европе, относился к неаполитанской оперной школе. Прожил в России – 25 лет. Оперы сочинял нередко не тексты либретиста Метастазио. Среди наиболее известных его опер: «Сила любви и ненависти». «Притворный Нин и узнанная Семирамида». «Артоксеркс» – все на итальянском исполнялись. С Арайя сотруднич худ-к, декоратор Валериани; а также - Панекки – поэт и балетмейстер – Ринальди (сказать, что он привлекался к творческому процессу, потому, что в антрактах между действиями оперы обычно давались короткие балетные представления, Ринальди и был их постановщиком).

В период работы Арайи, уже в 30-е гг. в Петербурге складывается первая такая ячейка, из к-й потом вырастет Академия Балета им. Вагановой. Это была школа Жана-Батиста Ландэ – он также приехал в Россию. Собирает детей и обучает их танцу. Это были первые русские танцовщики, их с малолетства обучают, постепенно вводят в театральные спектакли. Они участвуют в операх, ставят отдельные балеты. Потом это все перерастает в школу, и при Екатерине – это уже на качественно другом уровне.

Опера «Цефал и Прокрис»Арайя (1755). Это была первая опера, исполнялись на русском языке; автор текста драмы – Сумароков.

В конце 50х опера seriaпереживает свой кризис. Ее сменяет жанр более легкий и демократичный – опера buffa.

1757 – труппа Джованни Локателли. Знакомит зрителей впервые с оперой buffa. Репертуар труппы были оперы Бальдассаре Галуппи на тексты Гольдони. «Лунный мир», «Сельский философ».

*Среди итальянцев, которые приезжали и работали в течение века были:Томазо Траэтта, Джованни Паизиелло,Джузеппе Сарти, Доменико Чимароза.

Мартин-и-Солер, Штарцер, Каноппио. Все приезжали работать по контракту. Сочиняли музыку для придворных спектаклей.

Паизиелло – встал во главе петербургской труппы – мастер буффа, единственный композитор, смог удовлетворить вкусы Екатерины. Поставил свыше12 опер: «Воображаемые философы», «Китайский идол», «Притворная любовница», «Служанка-госпожа». «Севильский цирюльник».

Сарти приезжает в Россию в 1784 г. Проводит 17 лет в России. Поздний период творчества. Маститый композитор. Когда приезжает в Россию, ставит оперы, написанные ранее, в т.ч., к открытию эрмитажного театра ставит оперу Армида и Ринальдо. Либ – Марко Гартеллини.

Соч оперы сериа. Многие оперы сочинены на либретто Моретти

Французская опера повлияла на русскую в неменьшей степени. Русская придворная культура этого периода во всем ориентировалась на французскую, старалась ей во всем подражать, копировать. Эдакая галломания.

Екатерина вела активную переписку с французскими энциклопедистами, переписывалась с Вольтером, Дидро. Французскийязык – фактически государственный – аристократический язык, владение им –свидетельство образованности.

В России широко распространяется французская литература – Расин, Мольер, Бомарше, Корнель.

Парадокс: при сильнейшем влиянии итальянской традиции – сильнее была французская: русская опера пишется по образу и подобию французской. Франц комич опера – содержала разговорные диалоги – а итальянская – речитативы. Русская опера сохраняла разговорные диалоги, вплоть до «Ивана Сусанина».

Французская комическая опера оказалась тесно связанной с народной культурой, довольно близкой русским зрителям. Именно потому, что на первый план она выдвигала человека-простолюдина, из низшего сословия. Не случайно основная проблематика французских комедий – обличение феодальных порядков, мнимого благородства дворян – это все нашло свое отражение в лучших русских комических операх 18 века.

1762– Екатерина II приходит на трон – в результате переворота. И издает указ о приглашении французской труппы во главе с ком-ром Жаном Пьером Рено. Ставятся оперы Филидора, Туни, Блеза, Монсиньи, Жебера

1773 – след французская труппа – привозит оперы Гретри и Дезеда. Гретри писал оперы, к-е назывались операми-балетами.

Гретри – один из первых авторов оперы-спасения – Ричард Львиное сердце. Драматургия – героический поступок, герои, которые попадают в ситуацию несовместимую с жизнью. Случается чудо – затем все заканчивается хорошо. Эти оперы повлияли на оперы Глинки – Сусанин -черты «оперы спасения».

Рождение русской оперы.Русская опера появляется прежде всего как литературный жанр.«Анюта» – первая русская опера на текст Николая Попова – 1772.

Первые оперы выглядили так: либретто было = драма, в котороюбыли вписанные комментарии. Например, «Здесь поется народная песня»

И тут необходимо сделать маленькое отступление: интерес к русской народной песне стремительно возрастает. Об этом свидетельствуют многочисленные сборники, где публикуются народно-песенные образцы: сначала без нот – только в виде текстов («Собрание разных песен» Чулкова), а затем уже появляются сборники нотированные Трутовского – «Собрание русских простых песен с нотами» - это первый собиратель русского фольклора; второе крупное событие фольклористики - сборник Львова-Прача – Собрание русских народных песен с их голосами. Напевы записал и гармонизовал чешский музыкант Иван Прач.

Т.е. в первые образцы русской оперы просто содержали обработку народной песни присутствовала. Литератор брал песню – и говорил – она мне подходит. Т.о. – функция композитора заключалась в следующем – просто обработать народную песню. Сделать аранжировку. По стилю такая музыка оперы была странной и эклектичной.

К опере было обращено внимание передовых литераторов и деятелей театра: Сумарокова, Аблесимова, И.А. Крылова, Я.Б. Княжнина. В оперном жанре работают композиторы: Пашкевич, Бортнянский, Е.И. Фомин.

Ранние русские оперы принадлежали к комедийному жанру. Их сюжет обычно заимствовался из современного быта. Вместо героев и полководцев оперы seria здесь действовали обыкновенные люди. Вместо развернутых арий нередко звучали простые песни народно-бытового происхождения. Но комические оперы, по сравнению с сериа, были наделены значительным содержанием: в них высмеивается жадность и невежество помещиков, купцов, к-м противопоставляются честность и благородство простых людей из народа. Нередко в этих операх звучит протест против жестокости крепостнических отношений.

Среди ранних опер – «Мельник, колдун, обманщик и сват»(1779) Соколовского. Автор пьесы – Аблесимов. В тексте он оставил указания на народные мелодии, которые следует использовать в том или ином номере оперы. Т.е. вся она построена на народных мелодиях и их обработках.

В опере 21 номер – 5 ансамблей и финалы. Есть 3 хора, есть песни. В этом произведении не только аранжирует мелодии, но он старается подобрать по хар-ру, чтоб подходили персонажам. Молодецкие песни у Филимона, Анюта поет протяжную песню – Земляничка.

 

В опере есть увертюра (в сонатной форме – народные мелодии обработаны в духе классических инструментальных тем).

- Монолог Мельника – «Кто умеет жить обманом» - I действие. Здесь Мельник раскрывает жизненную мораль плута и стяжателя. Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге».

- Куплеты Мельника «Уж как шли старик с старухой из лесочка»- III действие - поется под балалайку. В куплетах слились традиции, присущие буффа: Мельника поет Бас – а это по природе малоподвижный голос – и ему поручается задорная скороговорка; а также народные элементы. Плясовые ритмы помогают раскрыть образ неунывающего хитреца.

- Частушка Филимона «Вот спою какую песню» - обработка песни «Как ходил, гулял молодчик» - обрисован деревенский сокрушитель сердец, серцеед.

- Песня Анюты: «Кабы я, млада, уверена была» - II действие. Образец чувствительной, лирической песни. В основе – песня из сборника Львова-Прача – «Как у нашего широкого двора».

 

 

Василий Пашкевич. Также прославленный композитор своего времени.

“Несчастье от кареты” (1799) ,Санктпетербургский гостиный двор, Скупой.

Обличаются пороки современного общества: от помещиков, из-за прихоти которых страдают крестьяне, либо это сатира на  мелкое чиновничество – Санкт-петербургский гостиный двор,

“Скупой”. Здесь интересен моголог Скрягина, к-й представляет собой развернутую сцену, основукотрый положен гибкий, драматически звучащий аккомпанированный речитатив. Такая форма в зарубежной опере применялась исключительно в сценах героико-трагического плана. Здесь сознательно введен прием несоответсвия между серьезным и драматическим характером музыки и обыденным содержанием текста.

Рассказать либретто.

Инструментальная музыка.Русская профессиональная музыка до XVIII века была исключительно вокальной, до этого времени не сохранилось ни одной записи инструментального сочинения. Лишь сXVIII века начинает активно развиваться инструментальная камерная и оркестровая музыка. Одним из оригинальных  видов русской инструментальной музыки этого времени были роговые оркестры со своеобразным мягким тембром.Как писал Якоб Штелин в 1770 году, «назначение этой музыки — звучать на открытом поле, в открытой местности”.

 

Роговой оркестр был создан в России в 1751 году чешским валторнистом, жившим у С. К. Нарышкина, Яном Мерешем из усовершенствованных охотничьих рогов. Он просуществовал до начала XIX века. Каждый рог оркестра издавал только один звук, высота которого зависела от длины рога. Самый низкий по тону рог имел 2250 мм, самый высокий 95 мм. В некоторых роговых оркестрах было 200—300 инструментов. Разучивание пьес таким оркестром требовало огромной затраты труда и палочной дисциплины, возможной лишь в крепостнической России. Исполнителями были крепостные крестьяне и солдаты. Несмотря на большие технические трудности, музыканты роговых оркестров достигали высокого исполнительского мастерства, восхищавшего современников (в частности, Глинку).

В XVIII веке в России постепенно формируется симфоническая музыка. Разумеется, в это время еще не было создано симфонии, а лишь складывались принципы симфонического мышления в одночастных жанрах типа увертюры, связанной с оперным или драматическим спектаклем. В увертюрах яркое воплощение получают методы сонатно-симфонического развития, в которых отражаются принципы театральной драматургии — трагедии, комедии с их конкретной театральностью образов. В соответствии с этим разнообразием драматургии возникают разные типы симфонических увертюр: драматический (увертюра Фомина к мелодраме «Орфей») с контрастным сопоставлением темы ада и стенаний, решительной темы Орфея и лирической темы Эвридики; народно-жанровый тип увертюры с использованием тем в народном стиле (опера Фомина «Ямщики на подставе»). Этот тип увертюр нашел широкое распространение в русской музыке XIX века. Среди увертюр XVIII века есть и буффонные («Американцы» Фомина), и лирические, светлые, моцартовские («Сын-соперник» Бортнянского).

Камерная инструментальная музыка начинает активно развиваться в конце XVIII века В это время осваиваются разные формы инструментальной музыки — сонаты, вариации (как клавирные, так и скрипичные), камерный ансамбль. Композиторы овладевают различными техническими приемами: ансамблевым письмом, различными типами фактуры инструментальной музыки. Развитие камерной музыки во многом обеспечило общий подъем интереса к инструментальному музицированию. В XVIII веке игра ансамблями вошла в домашний быт и стала неотъемлемым элементом городского и усадебного уклада. Именно в расчете на такое любительское музицирование в домашнем кругу были созданы произведения многих композиторов. Развиваются жанры танцевальной миниатюры. Любимыми танцами в то время были менуэт, полонез, экосез. Постепенно они обогащаются новыми художественными средствами, углубляется их содержание. Особенно популярен был жанр полонеза, который получил новое лирическое освещение в творчестве О. А. Козловского, а в дальнейшем и его ученика М. К. Огиньского. Излюбленным жанром XVIII века были вариации. В клавирных вариациях русских композиторов В. С. Караулова, П. Н. Енгалычева, иностранных композиторов, работавших в России,— И. В. Гесслера, И. Г. В. Пальшау обогащаются приемы фактурного изложения, гармония. В своих произведениях они используют достижения современной им европейской музыки. В XVIII веке соната также получает значительное развитие. Из несложных произведений любительского репертуара она превращается в подлинно художественное явление в творчестве Бортнянского. Пять его сонат основаны на строго классических принципах, однако в них ясно угадывается почерк композитора с типичными русскими и украинскими танцевальными ритмами, интонациями народных песен. Значительно меньше в XVIII веке было камерно-ансамблевой музыки. Два сочинения этого жанра также принадлежат перу Бортнянского: фортепианный квинтет и «Концертная симфония» для камерного состава, представляющая собой септет. Оба они по своему ясному лирическому образному строю близки к сонатам. Вместе с тем традиционная форма трехчастного сонатного цикла сочетается в них с темами, родственными городскому песенному фольклору, они также близки к «российским песням».

Развитие скрипичной музыки XVIII века проходит в творчестве И. Е. Хандошкина — композитора и скрипача-виртуоза. В отличие от всех своих современников, писавших инструментальную музыку для домашнего музицирования, Хандошкин писал свои сонаты и вариации в расчете на виртуозное концертное исполнение, чем выгодно отличался от них. Излюбленным жанром Хандошкина были вариации на русскую народную тему. В нем особенно легко проявилась творческая личность композитора. Он свободно варьирует народные темы, придавая им то иной поэтический облик, то обогащая их мелодически и гармонически. Композиционно вариации Хандошкина часто представляют собой концертные пьесы с тонкой разработкой. Таковы вариации для скрипки и альта на плясовую тему «Ах, по моету, мосту», в некоторых вариациях предвосхищающие приемы варьирования «Камаринской» Глинки (балалаечные pizzicato, хроматические подголоски). Хандошкин, будучи образованным музыкантом широкого творческого диапазона, своими произведениями заложил  прочный фундамент русской скрипичной литературы.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!