Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Могут быть функциональными или украшающими
(крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали
панциря, перья, бантики вроде завитушек_кудрей,
цветково_функциональные детали). Это энергия
охвата разных областей человеческой деятельно_
сти, уверенность в себе, «самораспространение»
с неделикатным и неразборчивым притеснением
окружающих либо любознательность, желание соу_
частвовать как можно в большем числе дел окружа_
ющих, завоевание себе места под солнцем, увлечен_
ность своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению детали_символа — кры_
льям или щупальцам и т. д.). Украшающие детали —
демонстративность, склонность обращать на себя
внимание окружающих, манерность (например, ло_
шадь или ее несуществующее подобие в султане из
павлиньих перьев).
Хвосты.Выражают отношение к собственным
действиям, решениям, выводам, к своей вербальной
продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты
вправо — отношение к своим действиям и поведе_
нию. Влево — отношение к своим мыслям, реше_
ниям; к упущенным возможностям, к собственной
нерешительности.
Положительная или отрицательная окраска это_
го отношения выражена направлением хвостов
вверх (уверенно, положительно, бодро) или падаю_
щим движением вниз (недовольство собой, сомне_
ние в собственной правоте, сожаление о сделан_
|
|
ном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обра_
тить внимание на хвосты, состоящие из несколь_
ких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно
пышные хвосты, особенно длинные и иногда раз_
ветвленные.
Контуры фигуры. Анализируют по наличию или
отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл),
прорисовки и затемнения линии контура. Это за_
щита от окружающих, агрессивная, если она вы_
полнена в острых углах; со страхом и тревогой,
если имеет место затемнение, «запачкивание» кон_
турной линии; с опасением, подозрительностью,
если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена.
Направленность такой защиты — соответственно
пространственному расположению: верхний кон_
тур фигуры — против вышестоящих, против лиц,
имеющих возможность наложить запрет, ограни_
чение, осуществить принуждение, т. е. против стар_
ших по возрасту, родителей, учителей, начальни_
ков, руководителей; нижний контур — защита
против насмешек, непризнания, отсутствия автори_
тета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь
осуждения; боковые контуры — недифференциро_
ванная опасливость и готовность к самозащите лю_
бого порядка и в разных ситуациях; то же самое,
если элементы защиты расположены не по контуру,
|
|
а внутри контура, на самом корпусе животного.
Справа — больше в процессе деятельности (реаль_
ной), слева — больше защита своих мнений, убежде_
ний, вкусов.
Общая энергия.Оценивается количество изоб_
раженных деталей (только ли необходимое количе_
ство, чтобы дать представление о придуманном
несуществующем животном (тело, голова, конеч_
ности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполнен_
ным контуром, без штриховки и дополнительных
линий и частей, просто примитивный контур или
имеет место щедрое изображение не только
необходимых, но усложняющих конструкцию до_
полнительных деталей). Соответственно, чем боль_
ше составных частей и элементов (помимо самых
необходимых), тем выше энергия. В обратном слу_
чае — экономия энергии, астеничность организма,
хроническое соматическое заболевание. (То же
самое подтверждается характером линии — слабая
паутинообразная линия, «возит карандашом по бу_
маге», не нажимая на него.) Обратный же характер
линий — жирная с нажимом — не является поляр_
ным: это не энергия, а тревожность. Следует обра_
тить внимание на резко продавленные линии, види_
мые даже на обратной стороне листа (судорожный,
высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая
|
|
тревожность. Обратить внимание также на то, ка_
кая деталь, какой символ выполнен таким образом
(т. е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии(дубляж линии, не_
брежность, неаккуратность соединений, «остров_
ки» из находящих друг на друга линий, зачернение
частей рисунка, «запачкивание», отклонение от
вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.).
Оценка осуществляется так же, как и при анализе
пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм,
незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых,
угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемо_
та, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки,
собаки, кошки). Это отношение к собственной пер_
соне и к своему Я, представление о своем положе_
нии в мире, как бы идентификация себя по значи_
мости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.).
В данном случае рисуемое животное — представи_
тель самого рисующего. Уподобление рисуемого
животного человеку, начиная с постановки живот_
ного в положение прямохождения на две лапы
вместо четырех или более и заканчивая одеванием
животного в человеческую одежду (штаны, юбки,
банты, пояса, платье), включая похожесть морды на
|
|
лицо, ног и лап — на руки, — свидетельствует об
инфантильности, эмоциональной незрелости, соот_
ветственно степени выраженности очеловечива_
ния животного.
Механизм сходен (и параллелен) аллегориче_
скому значению животных и их характеров в сказ_
ках, притчах и т. п. Степень агрессивности выражена
количеством, расположением и характером углов
в рисунке независимо от их связи с той или иной де_
талью изображения. Особенно значимы в этом от_
ношении прямые символы агрессии — когти, зубы,
клювы. Следует обратить внимание также на акцен_
тировку сексуальных признаков — вымени, сосков,
груди при человекоподобной фигуре и др. Это отно_
шение к полу вплоть до фиксации на проблеме сек_
са. Фигура круга (особенно ничем не заполненного)
символизирует и выражает тенденцию к скрытно_
сти, замкнутость, закрытость своего внутреннего
мира, нежелание давать сведения о себе окружаю_
щим, наконец, нежелание подвергаться тестирова_
нию. Такие рисунки обычно дают ограниченное
количество данных для анализа. Обратить внима_
ние на случаи вмонтирования механических ча_
стей в тело животного — постановка животного
на пьедестал, тракторные или танковые гусени_
цы, треножник, прикрепление к голове пропелле_
ра, винта; вмонтирование в глаз электролампы,
в тело и конечности животного — рукояток, кла_
виш и антенн. Это наблюдается чаще у больных
шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие
возможности выражены обычно количеством со_
четающихся в фигуре элементов. Банальность,
отсутствие творческого начала принимают форму
готового, существующего животного (людей, лоша_
ди, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приде_
лывается готовая существующая деталь, чтобы
нарисованное животное стало несуществую_
щим — кошка с крыльями, рыба с перьями, соба_
ка с ластами и т. п. Оригинальность выражается
в форме построения фигуры из элементов, а не
целых заготовок.
Название может выражать рациональное сое_
динение смысловых частей (летающий заяц, «беге_
кот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словооб_
разование с книжно_научным, иногда латинским
суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.).
Первое — рациональность, конкретная установка
при ориентировке и адаптации; второе — демон_
стративность, направленная главным образом на
демонстрацию собственного разума, эрудиции,
знаний. Встречаются названия поверхностно_зву_
ковые без всякого смысла («лялие», «лиошана»,
«Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное
отношение к окружающим, неумение учитывать
сигнал опасности, наличие аффективных крите_
риев в основе мышления, перевес эстетических эле_
ментов в суждениях над рациональными. Наблюда_
ются иронически_юмористические названия
(«риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ_
ственно иронически_снисходительном отношении
к окружающим. Инфантильные названия имеют
обычно повторяющиеся элементы («тру_тру», «лю_
лю», «кус_кус» и т. п.). Склонность к фантазирова_
нию (чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными названиями («аберсинотиклирон»,
«гулобарниклетамиешиния» и т. п.).
ТЕСТ
«ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК»
Эта проективная методика исследования лично_
сти была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест пред_
назначен как для взрослых, так и для детей, воз_
можно групповое обследование.
Суть методики заключается в следующем. Об_
следуемому предлагается нарисовать дом, дерево
и человека (ДДЧ). Затем проводится опрос по раз_
работанному плану.
Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит
изобразить дерево, дом и человека в одном рисун_
ке, в одной происходящей сцене. Считается, что
взаимодействие между домом, деревом и челове_
ком представляет собой зрительную метафору.
Если привести весь рисунок в действие, то вполне
возможно заметить то, что действительно происхо_
дит в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть
порядок, в котором выполняется рисунок дома, де_
рева и человека. Если первым нарисовано дерево,
значит основное для человека жизненная энергия.
Если первым рисуется дом, то на первом месте —
безопасность, успех или, наоборот, пренебреже_
ние этими понятиями.
Интерпретация признаков в тесте
«Дом. Дерево. Человек»
«Дом»
Дом старый, развалившийся. Иногда субъект
таким образом может выразить отношение к само_
му себе.
Дом вдали— чувство отвергнутости (отвержен_
ности).
Дом вблизи— открытость, доступность и (или)
чувство теплоты и гостеприимности.
План дома (проекция сверху) вместо самого до-
ма— серьезный конфликт.
Разные постройки— агрессия, направленная
против фактического хозяина дома или бунт про_
тив того, что субъект считает искусственными и куль_
турными стандартами.
Ставни закрыты.Субъект в состоянии приспо_
собиться к интерперсональным отношениям.
Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!