ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ – ПИОНЕРЫ ИГРЫ 25 страница
Повторяю: Кузи проторил дорогу для Мэджика, Нэша, ребят из АБА и многих других. До тех пор пока люди не увидели игру Кузи в колледже и в профессионалах, никто даже не задумывался над тем, что можно играть не только на результат, но и параллельно доставлять удовольствие болельщикам. И нельзя сказать, что Кузи был показушником в стиле современных «And-1»-туров. У каждого его движения был смысл и назначение, и ни одним решением он не предавал себя, как игрока. Можете понаблюдать за Нэшем сегодня и представить хотя бы примерно, что вытворял в свое время Куз.
Ведь Кузи был лучше. Не зря же он стал первым культовым защитником НБА и ответом лиги на популярность Юнайтаса, Мейса и Мэнтла. Люди обожали наблюдать за действиями Кузи. Люди обожали играть в одной команде с ним. Его команды чаще всего побеждали. Вам этого недостаточно?[736]
Вот как о нем отзывался тренер «Никс» Джо Лэпчик: «Я видел игру Джонни Бекмана, Нэта Хольмана, прекрасного парня Хэнка Луизетти, Боба Дэвиса и лучшего из «больших» - Джорджа Майкана. Это те, кто сразу приходят на ум. Но никого лучше Кузи я не видел. Он столько всего делает на площадке. Он регулярно оказывается одним из пяти лучших снайперов. Он был лучшим по передачам последние пять лет. Он научился цепко играть в защите и стал здорово перехватывать пасы. Он каждый раз готов удивить тебя и показать что-то, чего ты никогда до этого не видел. Одна ошибка – и он заставит тебя дорого заплатить за нее. Один шаг – и вся защита уже видит перед собой его спину. Он быстрый, умный, играет без устали и с душой. К тому же один их надежнейших игроков в концовках».
|
|
Сказал, как отрезал. Если вас все же интересует, действительно ли он был хорош в клатче, то не забывайте про шесть титулов и знаменитую игру против «Сиракьюз» (50 очков, 25 из 25 с линии штрафных). Куз делал все. Помимо игровых достижений, Кузи надо отдать должное за то, что он являлся основателем Ассоциации Игроков и не стеснялся вставать на сторону черных игроков в эпоху, когда для белых это отнюдь не было в порядке вещей. Мой второй любимейший момент с участием Кузи случился, когда он расплакался во время показа документального фильма Sports Century о Билле Расселле и признался, что не осознавал, как сильно Расселлл страдал в то время. Это самый эмоциональный момент в истории канала ESPN за исключением тех, в которых замешаны Джим Валвано или Крис Коннелли. Скажу честно – каждый раз, когда этот момент показывают по ТВ, мне начинает казаться, что у меня дома слишком пыльно.
Лучший момент в исполнении Кузи произошел на съемках «Азартной игры», когда в сцене с участием Ника Нолти Кузи бросал штрафные и попал… двадцать один бросок подряд[737]. И ему тогда было 65 лет. Однозначно Кузи заслужил место на четвертом этаже Пирамиды. Посмотрим, сможет ли Стоктон повторить такое достижение в 2025 году на глазах у съемочной группы из 75 человек.
|
|
ЛЕБРОН ДЖЕЙМС
Резюме: 6 лет в лиге, 6 из них – на высоком уровне, 5-кратный участник Матча всех звезд… Самый ценный игрок (2009)… топ-5 игроков НБА (2006, 08, 09)… топ-10 игроков НБА (05, 07)… участник сборной лучших оборонительных игроков (дважды)… четырехлетний пик: 29+7+7 при 48% реализации с игры… в плей-офф-2009 набирал 35+9+7 при 51% реализации с игры… лучший игрок в составе команды-финалиста («Кавальерс»-2007)… самый молодой игрок, который набрал 10 000 очков (в 23 года)
Плей-офф-2010, пятый матч серии между «Кэвс» и «Селтикс». Вечер, известный как Момент, когда в Кливленде был убит профессиональный баскетбол.
Речь не о каком-то определенном моменте матча, а об общем впечатлении от игры Леброна, который смирился с поражением с разницей в 25 очков и выглядел так, словно ему в лицо впрыснули ботокс марки «Карл Мэлоун в важном матче плей-офф». Что запомнилось больше всего, так это не сама игра, а слова Чарльза Баркли на TNT после матча. Великие игроки, завершившие карьеру, искренне хотят, чтобы игроки следующих поколений были такими же великими. Это похоже на членство в элитном клубе: туда не пускают кого попадя, и вам придется побороться, дабы попасть внутрь, но стоит вам там оказаться, как старожилы искренне приветствуют вас. Поздравляем! Присаживайтесь. Хотите одну из сигар ЭмДжея? Хотите, чтобы Расселл приготовил вам коктейль?
|
|
Казалось, что Леброну гарантировано членство в Клубе Легенд. Пока он не опустил руки в пятом матче той серии. Выражение лица Баркли охарактеризовало все намного более красноречиво, чем любые хайлайты матча – он выглядел удрученным, будто у него умер близкий друг. Вот что он сказал Эрни Джонсону в студии: «Как человек, заявлявший все эти годы, что Леброн является лучшим в мире игроком, я глубоко разочарован. Не тем фактом, что ему явно не удался этот матч. Но его настроем на игру. Я вспоминаю, как играл против Джордана, Карла Мэлоуна, Патрик Юинга. Они полностью опустошали себя к концу встречи. Я не увидел этого в действиях Леброна сегодня. В самом важном матче сезона я не увидел агрессии, подобающей MVP, играющему на домашней площадке».
В точку. Происходящее невозможно было объяснить. Нам вновь приходилось переписывать летопись Леброна. По ходу его первого сезона в лиге я предрекал, что он будет с легкостью набирать трипл-дабл в среднем за сезон, что-то в районе 33-12-13 каждый вечер. Когда ему пришлось тащить на своих плечах деревянный состав «Кливленда» в плей-офф-2005, я сравнил его с Томом Хэнксом на раннем этапе карьеры, когда вам постоянно с сожалением хотелось, чтобы Хэнкс использовал свои таланты в фильмах получше.
|
|
Аналогия с Томом Хэнксом весьма точна. Сериал «Закадычные друзья» представляет школьные годы Леброна. «Всплеск» и «Мальчишник» – его первый год в НБА, когда он во весь голос заявил о себе. Период с 1985-го по 1988-й в карьере Хэнкса («Волонтеры», «Прорва» и «Ничего общего») представляет период под названием «Мне жаль, что он не играет в чем-то получше» в карьере Джеймса. «Большой» является пятым матчем серии с «Пистонс» – выходом на большую сцену. «Изюминка» – вынос в финале-2007. «Предместье» было отличным индивидуальным выступлением по ходу довольно среднего сезона-2007/08. «Тернер и Хуч» были его первым титулом MVP (отличное индивидуальное выступление без поддержки партнеров). «Костер тщеславий» – неожиданный вылет из плей-офф-2009, когда Леброн стал жертвой намного превосходящего соперника. «Их собственная лига» – его второй сезон уровня MVP (такое же виртуозное представление при более ощутимой поддержке партнеров). Затем наступил черед «Неспящих в Сиэтле» – его вылет в плей-офф-2010, который заставил нас думать: «Ты – главная звезда своего поколения, которая собирается до конца карьеры играть в фильмах для девчонок?». Будет ли его игра в «Майами» чем-то вроде «Филадельфии»/«Форрест Гампа»/«Аполлона 13»/«Истории игрушек»?
В период с 2006-го по 2007-й меня всерьез волновало желание Леброна стать глобальной иконой вместо того, чтобы сконцентрироваться на развитии своей игры, что заставило меня написать в своей колонке: «Постепенная потеря навыков распасовщика Леброном является самой серьезной трагедией последних лет, за исключением того, как Линдси Лохан вдруг потеряла грудь». Он вновь покорил мое сердце по ходу плей-офф-2007, проиграв с треском в финале, но выдав классическое представление в пятом матче с «Пистонс» и заставив фанатов «Детройта» заткнуться так, как это делал лишь Джордан.
Как и сотни тысяч ботаников от спорта, я просматриваю тысячи часов спортивных событий каждый год, надеясь увидеть нечто особенное, будь то 61 очко в одном матче, бейсбольная подача, которую невозможно отбить, матч НФЛ, в котором постоянно меняется лидер и т.д. Иногда подобная надежда оправдывает себя. Каждый раз, когда мы включаем телевизор или приходим на стадион, мы надеемся увидеть нечто удивительное. Так вот тот самый вечер в Детройте был воистину удивительным. Король Джеймс наконец-то доказал, что заслужил свое прозвище, и мне показалось, что наши баскетбольные жизни изменились навсегда. Пристегните ремни, парни – Леброн Джеймс совершает рывок в историю! Сейчас в исторической перспективе кажется, будто тот матч был наихудшим событием, произошедшим с Леброном – он заставил нас поверить в то, что Джеймс когда-нибудь будет подобен Джордану, хотя на самом деле он входит в категорию Мэджика, Пиппена и Доктора Джея.
К Матчу всех звезд-2008 Леброн постепенно превратился в сюрреалистическую смесь из Доктора Джея времен АБА (его умение играть в быстром отрыве), Пиппена образца сезона-1991/92 (его доминирующий на обоих концах площадки атлетизм) и Бо Джексона (его умение давить оппонентов катком) с толикой жажды побед Джордана и отсутствием эгоизма как у Мэджика. Представьте этот баскетбольный коктейль Молотова в 275-фунтовом теле Карла Мэлоуна. Ему было всего двадцать три года, у него не было стабильного броска с двадцати футов, и он пока не умел играть в «посте» – но уже тогда он каждый вечер с легкостью набирал 30 очков.
Если бы мне в тот момент сказали, что Леброн завоюет две подряд награды MVP и заставит меня написать, что «его выступление было самым доминирующим со времен MVP Шакила в 2000-м», я бы без труда поверил вам. Я бы поверил во все что угодно, в особенности в превращение Леброна в первого со времен Джордана игрока, которого следовало увидеть вживую хотя бы раз в жизни. Во время выездных игр «Кэвс» фанаты появлялись на трибунах за пару часов до начала матча (как и во времена ЭмДжея), чтобы понаблюдать за тем, как Леброн носится по паркету, прыгает к верхнему краю щита за аллей-упами, бросает одной рукой с центра площадки, ездит на спине Шака, хихикает над шутками партнеров и выглядит как мутировавший четырехлетний пацан, у которого переизбыток сахара в крови. По ходу матча против «Клипперс» в сезоне-2009/10 я спросил одного из фанатов, годами покупавшего сезонный абонемент, не напоминает ли происходящее эпоху ЭмДжея, на что тот убежденно ответил: «О да, Леброн – единственный парень, который заставляет вспоминать Майкла».
По ходу каждого матча Леброн участвовал по крайней мере в двух запоминающихся моментах: его слалом от кольца к кольцу с включением нитро-ускорения и последующим звериным данком (Леброн с успехом применяет патент Доктора Джея – перехватив неосторожный пас оппонента или забрав подбор, он моментально включает пятую передачу, в четыре шага проходит расстояние от центра площадки до щита соперника и вырывает кольцо с мясом, создавая ощущение, что площадка вдруг резко уменьшилась в размерах) и его блок-шот имени Дымового монстра (когда Леброн вылетает словно из ниоткуда, создавая у оппонентов ощущение, будто их атаковал Дымовой монстр из «Остаться в живых»). Каждый, кто хотя бы раз видел игру Джеймса вживую, уходил с трибун с ощущением, что не зря потратил деньги и что когда-нибудь он сможет сказать своему сыну: «Да, сынок, мне довелось видеть Леброна вживую».
У меня есть приятель по имени Пол Хиршеймер, которые долгие годы работает в NBA Entertainment и с детства болеет за «Никс»[738]. Так вот Хирши считает, что величайший хайлайт с участием Леброна еще не произошел. Нам следует ожидать что-то на подобие данка, который он совершит, взяв подбор из-за щита и заколотив его в кольцо, не опускаясь на паркет. Увидев подобное, мы больше не сможем воспринимать баскетбол так, как мы делаем это сейчас. Вот такие мысли приходят в голову при виде Джеймса – монстра ростом в шесть футов восемь дюймов и весом в 280 фунтов, которого наверняка создали ученые при администрации Рейгана. Этот самый Потенциально Величайший Хайлайт Леброна всегда держал вас начеку и не позволял вам отвлечься от игры, пока Джеймс был на паркете.
Однако дело было не только в запоминающихся хайлайтах. Матч за матчем Леброн набирал 30 очков, 8 подборов и 7 передач, попадал как минимум половину своих бросков и отменно играл в защите, постоянно вытаскивая на своем горбу переоцененных ролевиков и неумелый тренерский штаб, который мог придумать лишь одну комбинацию под названием «Отдайте мяч Леброну и отойдите в сторону». Джеймс с такой легкостью переходил из режима ЭмДжея («Против меня обороняется лишь один игрок, я буду набирать очки, пока мне это не надоест») в режим Мэджика («Они пытаются сдваиваться на мне, пора создавать броски для моих парней»), будто у него в мозгу был переключатель.
Быть партнером Леброна в то время было сплошным удовольствием. Под его влиянием игроки «Кэвс» придумывали прикольные предматчевые ритуалы, постоянно обменивались тычками в грудь, портили воздух на скамейке запасных и с удовольствием развлекались в обществе друг друга после матчей. Данки Леброна через толпу в «краске» (а он совершал их чаще, чем кто-либо со времен Доминика Уилкинса) всегда заканчивались форменным сумасшествием на скамейке «Кливленда». Немного игроков в истории с таким удовольствием играли в баскетбол, как Леброн в сезоне-2009/10. В феврале того года я начал беспокоиться, что Джеймсу слишком легко достался успех, и написал, что для достижения истинного величия нужно «проиграть несколько раз, зализать раны и почувствовать вкус собственной крови, провести несколько часов в тишине в опустевшей раздевалке после вылета из плей-офф, задаваясь вопросом «Что же пошло не так?», а затем решить никогда больше не проигрывать. Учитывая то, как легко ему дается баскетбол, как большинству оппонентов достается от него по заднице и с каким удовольствием он вовлекает партнеров в игру, мне кажется, что Леброн Джеймс еще не достиг той самой точки».
Перенесемся к двум последним матчам серии против «Бостона» в 2010-м, когда Леброн достиг той самой точки быстрее, чем «Титаник» потонул от столкновения с айсбергом. Абсолютно неожиданно для всех сравнения с Джорданом стали казаться глупыми. Майкл ни за что не опустил бы руки в пятом матче и не позволил бы команде перестать играть в шестом. Победы значили так много для Джордана (а также для Берда, Мэджика и Расселла), что у его партнеров просто не было выбора; им либо приходилось прилагать все усилия, либо покинуть команду. Однако Леброн был устроен по-другому, что заставило меня задаться вопросом – неужели после всего-то семи сезонов, 548 матчей «регулярки» и 71 матчей «постсезонки» он, наконец, достиг своего потолка? Неужели он был невероятно одаренным игроком, которому лучше всего удавалось просто удивлять зрителей? Если бы его ДНК включал ген жажды крови (как у Джордана) или ген настоящего лидера (как у Мэджика), то он бы проявил себя к 2010-му, ведь так? Что, если Джеймс – всего лишь улучшенная версия Доктора Джея (что, кстати, не очень-то и плохо, ведь Джулиус занимает даже более высокую позицию в моей Пирамиде)?
К тому моменту, как «Филадельфия» продула финал-1982, и до того, как Мозес втащил их на вершину, общественность сходилась во мнении, что Доктор был феноменальным игроком, обожаемым всеми послом баскетбола и одним из лучших в истории, но не обладал чем-то самым важным. Даже когда год спустя «Филадельфия» добралась до титула, все приписывали это заслугам Мэлоуна. Будем ли мы такого же мнения о «Майами» и Уэйде в 2011-м и 2012-м, одержи они победу в чемпионате? Или Леброн был чем-то большим, чем улучшенная версия Доктора Джея, и мы просто никогда не понимали, насколько плох был состав «Кливленда» (что, кстати, имеет смысл – в Огайо Джеймсу ни разу не довелось выходить на площадку с еще одним игроком калибра Матча всех звезд, лишь с коллекцией ролевиков, полученных на распродаже парней, неопытных новичков, постаревших ветеранов и потерянных на просторах НБА свободных агентов. Его лучшими партнерами в период с 2004-го по 2010-й были Мо Уильямс, Лэрри Хьюз, Рикки Дэвис, Антуан Джеймисон, Андерсон Варежао и разваливающийся на части Шак, что позволило Джеймсу повторить первые семь лет Джордана в лиге без своего Пиппена или Гранта под рукой)? Или причина в чем-то другом?
Между пятым и шестым матчем серии с «Бостоном» мой читатель Крис Райдер отправил мне по электронной почте интересную гипотезу. Он считал, что в случае с каждым великим игроком можно одним словом выразить, что было для них важнее всего. В случае с Джорданом – «победы» («Согласитесь, Билл, что Джордан хотел лишь одного – побеждать. Это слово слишком часто используют в отношении других игроков, но не в случае с Майклом»). Я не согласен: мне кажется, что в случае с Джорданом правильное слово – «уничтожение». В случае с Кобе – «величие» («Да, Кобе побеждает, но лишь потому, что победы для него – это результат его величия. Вы ведь часто видите, как он бросает из-за дуги через головы троих оппонентов вместо того, чтобы отдать мяч партнеру для броска без сопротивления. Дело в том, что Кобе не против проиграть пару матчей, если только это все равно заставит людей думать «Кобе действительно велик, жалко, что его команда ему не соответствует»). В случае с Леброном это «удивлять» («Мне кажется, что он хочет всего лишь удивлять людей. Именно поэтому он тратит десять минут до начала матча на броски одной рукой с центра площадки. Поэтому он с таким неистовством празднует свои данки и блоки, но не проявляет столько желания в работе над самим собой. Я понимаю, что уровень остальных игроков «Кэвс» довольно низок, но мне кажется, что даже этого должно хватить Леброну хотя бы для одного титула»). Давайте же продолжим эту игру:
· Расселл, Берд, Мэджик – титулы
· Данкан, Уэст, Хавличек – победы
· Уолтон – командная работа
· Уилт – статистика
· Оскар и Бэрри – совершенство
· Шак – слава
· Карим и Элджин – гордость
· Карл и Гарнетт – работа над собой
· Баркли – веселье
· Кузи, Стоктон, Айзейя, Пиппен, Нэш – команда
· Доктор и Леброн – удивление
Думаю, что Крис прав: все, что интересовало Джеймса в «Кливленде» – это желание удивлять болельщиков баскетбола. Когда же он устал тащить на себе слабых партнеров и ему потребовалась помощь, он объявил о своем решении по ходу специально срежисированного шоу на ESPN, через два дня после открытия своего аккаунта в Твиттере, за несколько дней до запуска его вебсайта и компании и за несколько недель до начала съемок фильма «Больше, чем игра». Согласитесь – «Решение» удивило, и это именно то, что так любил делать Леброн. Кстати, раз уж мы заговорили об этом, вот вам список шести величайших моментов в истории НБА, произошедших за пределами паркета: конференция Мэджика о том, что он болеет ВИЧ; смерть Лена Байаса; отказ участников Матча всех звезд-1964 играть без создания трудового соглашения; «Решение»; заявление Майкла о возвращении в баскетбол; решение Кэтрин Фэбер уладить с Кобе дело об изнасиловании за пределами суда.
Вонь от «Решения» не спадала все лето и весь последующий сезон, словно запах мертвого тела, разлагающегося на чердаке. Всего за шесть минут Леброн умудрился вырвать сердце жителей Кливленда и обратить против себя всю страну, при этом не употребляя наркотики, не говоря ничего оскорбительного, не совершая преступления или чего-либо подобного. Он выставил себя трусом, желающим объединиться с Уэйдом вместо того, чтобы обыграть его на паркете; разозлил всех в Клубе Легенд (члены которого не могли поверить, что Уэйд и Джеймс согласились быть Робинами вместо участи Бэтмена в своих клубах); стал участником огромного количества мемов и шуток; создал фразу, которая стала эвфемизмом для «я решил уйти с работы пораньше» и «пойду уединюсь, чтобы погонять лысого» («Я перевожу свои таланты в Саус Бич»); вновь отправил к чертям карьеру Джима Грея; единолично чуть было не обвалил Интернет и радио; и заставил психологов по всей стране размышлять, поступил ли Леброн так неосмотрительно, потому что а) он был очередной несозревшей звездой, получившей успех слишком рано (как Бритни Спирс), б) в его жизни отсутствовал авторитетный мужчина (или просто мудрый человек), который остановил бы его и сказал: «Погоди, парень, так нельзя поступать!», в) ему хотелось воссоздать ситуацию его школьной карьеры (когда он с четырьмя своими приятелями из средней школы перешли в другую школу и сформировали там костяк баскетбольной команды), г) в нем не было инстинкта убийцы (и он понимал, что для победы ему требуется игрок калибра Уэйда), д) он хотел избежать штатного налога, проводить больше времени с друзьями и развлекаться с моделями во Флориде, е) его оскорбляли слухи о том, что Делонте Уэст завел интрижку с его матерью.
Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!