Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня,



И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим

Заповеди Мои. (Исх. 20, 4–6)

Вторая Заповедь вытекает из Первой: познавший единого истинного Бога должен отринуть всех ложных богов, удалить их из своего сознания, из своих чувств и из всей своей жизни. Древнееврейский текст запрещает поклоняться как объемному изображению, статуе — «пэсель», так и изображению плоскостному, картине —«темуна»; в Синодальном переводе эти названия переданы как «кумир» и «изображение». Здесь имеется в виду запрет на изготовление подобных предметов лишь для поклонения им.

Такого рода «кумиром», которому поклоняются, может статьнечто очень «ценное» и «высокое» — то, «что на небе вверху».Им может оказаться философская теория, этическая система, те убеждения, которые человек ставит превыше всего. Эстетика. Конечно, здесь могут иметься в виду и светила — «солнце, луна и звезды» (Втор. 4, 19), и небожители — ангелы и др. Во-вторых, «кумиром» может стать и нечто гораздо более низменное — то, «что на земле внизу», например, успех самого человека, его слава или богатство.                                                И, наконец, в-третьих, кумиром способно оказаться нечто совсем ничтожное — то, «что в воде ниже земли». Страсти.Даже, казалось бы, совершенно мерзостные вещи или деяния могут стать объектом поклонения и заслонить от человека Господа.Когда творение ставится выше Творца.То, что заслоняет от нас Бога.

«Бог ревнитель», по-древнееврейски «Эль кана». Ревность — чисто человеческое чувство и свойство, связанное с любовью или иными отношениями между людьми. Антропоморфизм. Человек живет для того, чтобы исполнять волю Божью. И поэтому Бог не оставляет человека на произвол собственных его желаний, но словно бы «ревнует» его и карает, если тот отступает от заповедей. Когда человек выбирает недолжное, Бог вразумляет и наказывает его до тех пор, пока он не выберет должный путь. Господь есть в некоем таинственном смысле Возлюбленный души человеческой, Который не переносит рядом с Собой никаких соперников, тем более, что все они крайне ничтожны и недостойны, а Он — обладатель всех совершенств. Все, что превозносит человек и перед чем он преклоняется вне Бога, поклонения недостойно. В то же время все то, что человек как бы «вводит в присутствие Божье» и во что он как бы «разрешает вступить» Божьему величию,— все это становится прекрасным и достойным.

наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого роданенавидящих Меня,Наказание всегда проистекает из любви. Любовь Божья ведет человека к высшему совершенству и блаженству. Темне менее она же становится «огнем поядающим» (Евр. 12, 29), если человек не верен своему предназначению, если не исполняет волю Божью. Да и родители наказывают ребенка,когда он плохо себя ведет, не для того, чтобы поиздеваться над ним илиотомстить ему, а только для того, чтобы исправить и наставить на путь истинный. Таково и наказание Божье. И не случайно в Притчах Соломоновых наказание Божье сравнивается с отеческим вразумлением: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, какотец к сыну своему. (Прит. 3, 11–12)Однако здесь словом «наказание»переведено древнееврейское «мусар» — «наставление», «поучение», «вразумление», а в тексте Второй Заповеди Бог именуется «покедавон» —«посещающий грех», «карающий грех», т. е.имеется в виду тяжелая кара. И карает Бог только ненавидящих Его, тех, кто повторяет грехи отцов. Последствия греховной жизни. Склонность ко определённому греху.

Если наказание простирается только до «третьего и четвертого рода», то благоволение и милость — до«тысячи родов». Насколько же милость превалирует над строгостью! И мы можем быть уверены, что даже та доля строгости, которая здесь упомянута, служит только и исключительно благу — исправлению грешника. Так что и она — своего рода «преломление», разновидность милости «в приложении» к грешнику. Всё определяет вечное измерение человека. Бог спасает, пресекая распространение греха.

Второй Заповеди соответствует Седьмая:Не прелюбодействуй. (Исх. 20, 14)

Прелюбодеянием в Библии называется взаимно-добровольная связь мужчины с замужней женщиной (или с обрученной) — Лев. 20, 10; Втор.22, 23–27. Этой заповедью запрещается нарушать супружеские права другого человека, разрушать целостность его брака. Соответственно уклонение от Бога к идолам во многих местах Священного Писания, особенноу пророков, сравнивается с прелюбодеянием. В таких случаях народ Божий представляется в виде неверной жены, оставляющей Мужа юности своей, Которому она обязана жизнью, пропитанием и изобилием, и идущей за чужими — «любовниками», которые не в силах принести ей ни блага, ни мира, ни тем более спасения (Иер. 2, 1–6 и 32–37; 3, 1–12; Ос. 2, 2–16 и др.).Душа идолопоклонника «прелюбодействует» с идолами, с началами немощными, вещественными, ничтожными, забывая единого Возлюбленного своего — Бога. Поэтому заповеди «Не делай себе кумира…» и «Не прелюбодействуй» находятся рядом.

Это заповедиохранения верности.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!