Естественный нравственный закон и православная этика



Лекция 2

Реальность ЕНЗ.

В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественногонравственного закона (ЕНЗ) как принципа, имеющего безусловный и всеобщий характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм.

В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из общечеловеческого нравственного опыта, который у всех народов во все времена освящался верой в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, благодаря которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло.

Нравственное сознание.

Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. Это безусловный и не требующий объяснения факт. Оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего. Его природа идеальна. Нравственное сознание открывает перед человеком двойную очевидность: реальность его собственного, этически воспринимаемого «я»                                       реальность нравственного порядкав общей структуре бытия.

Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние.

 

Учение о ЕНЗ

ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую). (Рим. 2, 14-15)

Положения учения:

1. Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием всех людей.

2. Это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра.

3. Знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу.

4. Все люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущее возмездие.

 

Святые отцы о ЕНЗ

Святой Иустин Философучит о Христе как Предвечном Логосе. Человеческий разум и нравственная мудрость имеют свое начало во Христе. Основное положение: Бог сотворил человека способным избирать истину и поступать справедливо. «Разговоре с Трифоном-иудеем» Иустин говорит: «Бог установил то, что всегда и везде является справедливым, и любой народ знает, что блуд одеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех. И всякий человек, совершающийтакие дела, не может освободиться от мысли, что совершает беззаконие, за исключением людей, одержимых нечистым духом или испорченных плохим воспитанием и привычками».                                                          Святой Ириней Лионский говорит, что  при творении Бог вложил в человека восприятие нравственного закона: Он дал ему знание добра и зла, и это знание состоит в том, чтобы верить и повиноваться Богу и исполнять Его заповеди.Климент Александрийский«От Бога закон природы и закон Откровения, которые составляют нечто одно».

 

Тертуллиан: «Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками». Он говорит, что естественный нравственный закон является общим для всего человечества, и учит, что все совершенное человеком против природы должно заслужить осуждение среди людей, как нечто позорное и ужасное. На вопрос язычников, что такое закон, Тертуллиан отвечает:«Вы спрашиваете о законе Божием — он общий для всего человечества и высечен на скрижалях нашей природы, на которые указывает апостол».Святой Григорий Богослов: «Бог дал нам пророков прежде всякого закона, и даже прежде них Он дал неписаный естественный закон, следящий за исполнением того, что следует исполнять».

Святитель Иоанн Златоуст. Для него закон природы — это истинный закон и любой другой закон, который ему противоречит, следует считать ложным. Закон природы всеобщ и вечен, он является нравственным руководителем человечества: «Бог вложил в человека врожденный закон, который управляет человеком, как капитан кораблем или как наездник лошадью».

Конкретное содержаниеЕНЗсводится к нахождению общего знаменателя, составляющего неотъемлемый элемент среди всего разнообразия нравственных норм. Становится вполне очевидным, что существует один общий источник,в свете которого вырабатываются правила и нравственные предписания, составляющие этическую основу личной и общественной жизни и выражающие заранее предустановленное соответствие между абсолютными требованиями нравственного закона и нравственным сознанием человека (Втор. 30,14). Поэтому в целом патриотическая традиция отождествляет содержание естественного нравственного закона с десятью заповедями  Ветхого Завета. Сопоставляя естественный закон с законом, записанным на скрижалях, отцы Церкви указывают  на существующую между ними внутреннюю связь. В библейском и нравственном богословии можно считать прочно утвердившимся мнение о том,что Богооткровенный закон  раскрывает и конкретизирует содержание естественного нравственного закона.                  О том, что содержание естественного нравственного закона тождественно нравственным предписаниям Ветхого Завета, говорит еще одно немаловажное обстоятельство: ни одна религия не проповедует ничего, что могло бы противоречить Десятословию.

 

· Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.

· Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.

· Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,

· а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,

· потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

· Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. (Рим. 7, 7-12)

 

Естественный нравственный закон и православная этика

Закон указывает лишь на самый элементарный уровень нравственности и есть нечто вроде этики, приведенной к общему знаменателю. У христианболее  высокая и совершенная этика Евангелия.Закон – Детоводитель. Опасность фарисейства. Недостаточно для спасения.

Все наши представления и утверждения о добре и зле, о правильном и неправильномдолжны оцениваться в свете восточного православного богословия с его учением о личном спасении и обожении как главной цели назначения человека. Тем не менее, мы не можем отбросить ни естественный нравственный закон, ни тождественный ему Богооткровенный ветхозаветный закон, так как традиция Церкви в ее историческом развитии, утверждая евангельскую этику, не исключала совершенно нравственного значения учения Ветхого Завета. 

Декалог (Исх. 20, 1-16)

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоряВступление к Декалогу принадлежит Моисею, далее следует прямая речь Самого Всевышнего от первого лица. И этим, конечно, подтверждается центральное, главенствующее, положение Десятисловия как в Законе Божьем, так и в нравственном развитии человека.

Первая Заповедь (Шестая):

…Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. (Исх. 20, 2)

Заповеди начинаются с«Я»— Анохи. Это есть высшее «Я», надмирное «Я» Творца и Промыслителя. Личностные отношения: «я-ты». И как же далеко в сторону должно отступить низшее человеческое «я», гордое и самодовольное, чтобы дать место всеобъемлющему, высшему «Я» Господа Бога! Чем сильнее в человеке его эгоистическое «я», тем менее он способен воспринимать присутствие Божье, потому что абсолютным, настоящим бытием владеет только Господь. Все остальное существует лишь в той мере, в какой Господь уделяет ему частицу Своего бытия. Поэтому в высшем смысле нет вообще ничего иного, кроме Бога, ведь в сравнении с Ним любое иное бытие можно назвать иллюзорным, кажущимся – относительным.

«Я Господь, Бог твой…» Сколь же велика любовь Божья к человеку, если Он, Творец всего, не стыдится называть Себя «Богом твоим»! Он как бы устанавливает тем самым близкие, диалогические отношения между Собой и людьми. И более того — отношения, основанные на любви: Бог словно бы отдает себя человеку. Принцип самоотдачи. Но четкая иерархия Я Господь.Высшая Личность.

Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабстваМотив Перехода – Пасхи. Выйдя из рабства греху, из страны смерти, из обители тьмы, человек осознает, что существует истинный Бог, и тогда он начинает душой ощущать Его присутствие.Уход от страстей.

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Основа веры – верность. Не возвращаться в дом рабства, не возвращаться к страстям. Страсть обезличивает человека. Падшая природа поглощает личность.

пред лицем Моим«аль панай»,«пред лицом Моим»,— «кроме Меня», «сверх Меня». Тут подразумевается также, что «другие боги», которых обожествляет и которым поклоняется человек, «скрывают», «заслоняют» от него Божий лик, как бы становясь между ним и ликом Господним. Действительно, словно бы, некой ширмой становится все то, чему поклоняется человек помимо Единого. Подобным лжебогом может быть как буквальный идол,так и просто что-то очень ценное для данного человека, по сути же ничтожное само по себе, например собственное его чрево.Лжебогами могут быть любые страсти. Что бы ни представлял собой лжебог, он — всего лишь преграда, скрывающая лик Божий. Ни один из лжебогов не может вывести человека из Египта, не может спасти его, не является и причиной его жизни.

 

Десять Заповедей на скрижалях подобны пальцам на руках — на каждой по пять. И если на первой скрижали начертаны слова, определяющие отношения между человеком и Богом, то на второй — те повеления, которые приводят в гармонию отношения между людьми. Когда книжники спросили Иисуса, какая заповедь наибольшая в Законе, он ответил:

…Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь, Бог наш, есть Господь единый; И возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,— вот первая заповедь!

Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет. (Марк. 12, 29–31)…На сих двух заповедях утверждается весь Закон и Пророки. (Матф.22, 40)

Шестая Принявший смысл Первой Заповеди не может и не должен убивать другого человека. Он должен чтить образ Божий именно в человеке, который и сотворен по этому образу.Поэтому заповедь «Я Господь, Бог твой…» подразумевает и такое истолкование: «Я Тот,Кто дал жизнь как тебе, так и ближнему твоему». Ты и есть ближний для кого-то. Единство человеческой природы. Адам – всечеловек.

ЗаповедиВерности

 

Вторая Заповедь (Седьмая)

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!