Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Первая Заповедь Блаженства есть и первое условие для духовной жизни. Быть нищим духом – значит ясно осознавать, что всё, что у тебя есть – получено от Бога, и что ты сам – ничто без Его благодати. Такая блаженная нищета называется «духовной», ибо прежде всего она является состоянием ума и сердца, душевной настроенности. Она представляет собой также совершенную открытость человека перед Богом, свободу от всякой гордыни и веры в силу собственного духа, собственных идей и мнений, – свободу от «тщетных умствований» своего сердца. Только те, кто свободен от эгоистической любви к самим себе, способны принять благодать Божью – стать блаженными. Внутренняя свобода. Смирение и Смерение.
Противоположное гордыни. В гордыни человек для Бога и Его благодати закрыт. Автономия или Синергия. Смирение – основа любви. Авва Дорофей говорит, что добродетели – камни здания, цементом служит смирение – «добродетель, без которой ни одно доброе дело не есть добродетель и без которой нельзя спастись, подобно тому, как корабль не может быть построен без гвоздей».
Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего… Я ничего не могу творить Сам от Себя… (Ин.5:19, 30)
Христианин призван оставить всё и следовать за Христом в нищете духа, освобождаясь от греховных вожделений этого мира. …исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1 Ин.2:15–17), чтобы войти в Царство Небесное. Евхаристия – таинство Царство. Церковь.
|
|
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Человек, нищий духом, не может не скорбеть над падшим состоянием человечества. Над ужасами нашего безбожного мира, пленённого собственными тщетными вымыслами, мира, считающего себя богатым и процветающим, не нуждающимся ни в чём, но в действительности – «и жалкого, и нищего, и слепого, и нагого» (Откр.3:17).
Блаженный плач сострадания. Отвержение сиюминутного счастья мира сего. Светлая печаль. Сокрушение живого сердца. Благословенная скорбь о грехе является необходимой частью духовной жизни. Однако в ней нет мрака и безысходности, но, напротив, победа Христова наполняет её надеждой, светом и радостью. Настоящая человечность начинается с плача – покаянияЭто новое видение мира. Человек воспринимает мир сокрушенным сердцем.
Апостол Павел.Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие. (2 Кор.7:9–11)
|
|
Св. Иоанн Лествичник (VII в.), следуя за апостолом Павлом, говорит:
Плач по Богу есть сетование души, такое расположение сердца, которое с исступлением ищет того, чего жаждет… Плач есть златое жало, уязвлением своим обнажающее душу от всякой земной любви и пристрастия… С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и не представит чистым Христу… От ложного умиления рождается возношение, а от истинного – утешение. Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мёд заключается в соте . («Лествица», Слово 7)
плачущиеутешатьсяПлачущих ждёт радость, мир в Духе Святом. Идём к Пасхе по пустыне. Христос – Победитель. Мир сей пройдёт. Будет новое Небо и новая земля. Нельзя достичь радости, утешения без слёз о себе и падшем мире. Истинное счастье и псевдосчастье – фальшивка.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кротость – необходимое качество духовной личности. Сам Христос был кротким.
Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф.11:28–30)
|
|
Пребывая во враждебном окружении, быть свободным от её влияния. Как Господь. Свобода отпогружение в сиюминутность, исходящая не из равнодушия и не от сознания своего превосходства. Это не уход от ситуации, а восприятие на ином глубоком уровне. Кротким нельзя быть в одиночестве.
Прот. Александр Шмеман.Кроткие – те, кто способны жить не реакцией, а глубоким, свободным, любовным отношением к человеку, видеть в нем не проявление личности, а саму личность, искать не победы над ним, не защиты от него, а общения с ним.
Кроткий– короткий. Быть кротким – значит быть свободным от всякой самости и мирского честолюбия. Никогда не отвечать злом на зло, но всегда и во всём отвергать даже саму возможность принуждения и насилия. И иметь твёрдое и спокойное убеждение, что добро – сильнее зла, и рано или поздно, оно всегда побеждает. Слово св. Иоанна Лествичника:Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нём молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся: а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: «научит Господь кротких путям Своим». Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого.«На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Ис.66. 2) …В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» . («Лествица», Слово 24).
|
|
наследуют землю Александр Шмеман. Настоящей жизнью живет, обладает по-настоящему и потому наследует её тот, кто не реагирует на жизнь, а вкладывает в неё всю свою веру, любовь и надежду.
Нищие духом – заповедь о свободе и открытости человека.
Плачущие – заповедь о неудовлетворённости ничем в мире, кроме самого чистого, подлинного, небесного.
Кроткие – подходящие к жизни глубоко, с любовью и терпением.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!