Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).



Лекция 3

Третья Заповедь (Восьмая)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).

«Напрасно» — так переведено древнееврейское «лашав», а буквальный перевод: «Не прилагай имени Господа, Бога твоего, к ничтожному [или: ко лжи]».лашав – 1) ложь, неправда, обман; 2) суета, пустота, тщета; 3) нареч. – напрасно, тщетно.

ματαίω̣ тщетное отμάταιος1) пустой, вздорный, безрассудный; 2) охваченный безумием, безумный; 3) напрасный, бесполезный, безуспешный; 4) оскорбительный, обидный.

Нарушает этот запрет тот, кто клянется именем Божьим при лжесвидетельстве, употребляет его напрасно, некстати, в легкомысленных, непристойных речах и т. д.

Это основание молитвы. Богослужения. Способ (как) хранить верность (вера и верность – первые две заповеди).

Человек, как и все мироздание, «выстроен» иерархически и может быть уподоблен Храму (I Кор. 3, 16). В самой сердцевине его личности, его «я», в «духовном сердце», находится место, которое по аналогии с Храмом может быть названо «Святое святых».

Величайшая из всех святынь — имя Господне — коренится во внутреннем, духовном сердце человека, и ничто нечистое не должно пребывать в соседстве с ним, потому что заповеди Божьи в человеке должны быть начертаны «…Не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (II Кор. 3, 3). Чистое сердце зрит Бога (Мф. 5,8). Храним сердце от скверны. Если человек позволяет себе осквернять самое святое, т. е. «напрасно» или «во лжи» произносит имя Божье, то оскверняется все его существо, он весь становится скверным и нечистым.

3 Заповедь соотносится с 8 Заповедью.Не кради (Исх. 20, 15).

На уровне земном тот, кто клянется именем Божьим во лжи, делает это чаще всего для того, чтобы присвоить чужую собственность. Сокровенный смысл сопоставления двух названных заповедей: тот, кто произносит имя Божье напрасно, как бы совершает «кражу» на самом высшем духовном уровне: он как бы «низводит имя Божье с высоты», прилагая его к чему-то недостойному. Он ложь подтверждает высшей правдой — самим именем Божьим, иначе говоря «крадет».Лишает Имя Славы – крадёт.

 

Четвёртая Заповедь (Девятая)

Помни день субботний, чтобы святить его;

шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20, 8-11).

Освящение времени.Заповедь говорит о «месте встречи» души человеческой с ее Возлюбленным. Такое «место встречи» и есть день субботний. Среди суеты человек должен прийти в себя(3 Заповедь) и вспомнить о Боге. Это происходит в особый, святой, день, для того отведенный день субботний, чтобы святить его.День – Храм – Служба – Церковь. 

Седьмой день каждой недели соответствует Седьмому Дню, с наступлением которого было доведено до совершенства и закончено творение Божье (Быт. 2, 1–2). Соответственно и человек должен завершить к данному дню некий «шестидневный цикл» своей деятельности, чтобы в субботу«встретиться с Богом», отрешиться от обычной работы, от всего обыденного, чтобы взыскать Господа, соединиться с Ним. Молитва, Писание (ВЗ) и Причащение (НЗ).Как и (где) хранить верность. Это труд, как исполнять Третью Заповедь.

Помни. Чтобы по-настоящему святить субботу, о ней надо помнить в течение всех шести предшествующих дней, и все, чем занимаешься в остальные дни, стараться совершать во славу Божию. Тогда и можно будет предстать с чистым сердцем пред Богом в день субботний, «войти в покой Его» (Евр. 4, 1–10). Подготовка (к Причастию).

 

День субботний предписано праздноватьи в честь исхода из Египта.…Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда… потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний… (Втор. 5, 15).

 

«…Не делай в оный никакого дела…» В древнееврейском тут стоит слово «мелаха» — «ручной труд», «физическая работа». В субботу предписано заниматься только деятельностью духовной — молитвой, изучением Писания, размышлением. Освободить себя от внешней работы. Обычные дела и необычные.

Обычными делами не должны заниматься «…ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой…».Господь предписывает заботиться не только о членах своей семьи, но и о людях зависимых (о «рабе», вернее «работнике», «эвед»— именно таково значение данного слова), а также о домашних животных.

Освятил.Это своего рода печать Завета.

Освятить – выделить. Духовный труд – путь к свободе.

 

Девятая Заповедь.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).

Кроме буквального смысла, Девятая Заповедь имеет и смысл, скрытый, проявляющийся при сопоставлении ее с Заповедью Четвертой. Празднование Субботы и духовная жизнь в этот день призваны очищать сердце от лжи, приучать к справедливости, истине и милосердию. Так человек учится любить ближнего, как самого себя, и свидетельствовать о нем и ему только истину. Почитание Бога как Творца приводит к почитанию человека как творения. Созерцание и деятельность. Любовь к Богу выражается в любви к человеку.

 

Пятая Заповедь (Десятая)

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12).

Апостол говорит «…это — первая заповедь с обетованием…»(Еф. 6, 2). В предыдущих заповедях нет обетований, воздаяние за их соблюдение только подразумевается. Здесь же обетование ясно выражено: «…чтобы продлились дни твои…» Почитание земных источников собственного бытия делает жизнь человека прекрасной и осмысленной, и он в полной мере становится достоин продления такой жизни.

 

А почему же данная заповедь начертана на Первой скрижали?

Отец и мать не являются только лишь ближними. Они находятся в каком-то смысле в положении «между Богом и ближними». Они — как бы «посредники Божьи» в сотворении человеческого тела и «устроении» его души, «земные творцы» человека, предназначенные к этому самим Богом. Какими бы они ни были по своим душевным, духовным или моральным качествам, рожденный ими обязан почитать их. Здесь не сказано «люби отца и мать», потому что любовь — внутреннее, интимное чувство, не возникающее по указанию, но сказано «почитай», что означает: соблюдай их волю во всем, кроме того, что связано с нарушением воли Божьей. Во всем же остальном ты должен уважать родителей, проявляя почтение всеми возможными способами. И эта заповедь входит именно в число предписаний, регулирующих отношения человека с Богом, что не случайно, поскольку всякое общественное устройство начинается с устройства семьи. Семья основа жизни, личности, общества, государства. Основа деятельной любви. Основано на послушании.

Без почтения к родителям распадается все: и межчеловеческое общение, и связь поколений, и традиция Богопочитания, культивируемая в семьях и передаваемая от предков к потомкам.

Почитай τίμα от Τιμάω1) окружать почестями, чтить; 2) почитать, уважать; 4) отличать (перед кем-либо), оказывать внимание, награждать; 5) высоко ставить, дорожить, ценить.

Человек учиться выстраивать отношения с Богом, через выстраивание отношений с родителями. Проецирование.

 

Десятая Заповедь.

Не желай дóма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).

Человек, почитающий родителей, станет ценить свое и не желать чужого. А дети, непослушные и непокорные родителям, когда вырастут, возжелают овладеть чужим добром. Чтобы приучиться к исполнению Десятой Заповеди, нужно быть довольным своим уделом, в том числе своей семьей, родителями, которых дал нам Бог для исправления и возрастания духовного, ибо Ему ведомо, в какие условия поместить тот или другой человеческий дух.Человек учится отдавать, т.е. не желать. Уметь ценить другого. Без правильного семейного воспитания невозможно построения нормальных отношений с внешними. Эти отношения строятся на 10 Заповеди.

Не желай – основа монашества, отсечение своей воли. Сходство семейной и монашеской жизни.

Если предшествующие заповеди связаны с действиями, то эта — с внутренним состоянием, с желанием. Она запрещает не только отнимать или присваивать принадлежащее ближнему, но даже желать чего-либо подобного. С пожелания начинается нарушение каждой из Десяти Заповедей.Последняя заповедь бросает новый свет на все предыдущие и является мостиком к Заповедям Нового Завета.

Заповеди блаженств(Мф. 5, 2-12)Духовная жизнь человека. Внутренне состояние. Путь к Небесному Царству, Которое внутри. От Закона к Благодати. Непрекращающееся действие. Человек выбирает вектор вечного движения. Падение или восхождение. Уподобление или дьяволу или Богу.

Двух жизней – «естественной» и «религиозной» – не существует, есть только одна – истинная, подлинная, настоящая жизнь, жизнь с Богом, жизнь Церкви, всё другое же является смертью.Следовательно, люди, не сознающие своей принадлежности к Церкви Христовой, живут истинно и подлинно лишь в той мере, в какой они следуют Божьему закону, «написанному в сердцах их». А те люди, которые считают себя членами Церкви, являются ими настолько, насколько они по-настоящему разделяют её жизнь.

Для достижения образа и подобия Божия, по которому человек был сотворён, то есть для уподобления Христу – совершенному, нетварному образу Божию, человек должен бытьхрамом Духа Божьего. Если же он не является им, тогда он делается храмом лукавого духа зла. Третьего быть не может. Человек находится либо в бесконечном процессе жизни и возрастания, в единстве с Богом властью Святого Духа, либо – в бесконечном процессе распада и смерти, властью разрушительной силы дьявола возвращаясь в прах и небытие, из которых он был вызван. Именно так православное Предание понимает «два пути» Закона Моисеева: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих. (Втор.30:19–20)

То же самое говорит и апостол Павел о «двух законах», действующих в жизни человека: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих… Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти… Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир. (Рим.7:22, 8:6)

Единственным содержанием духовной жизни человека является «стяжание Духа Святого»в «искании прежде Царства Божия и праведности Его» (Мф.6:33). Именно для этого, и только для этого, человек был сотворён Богом.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 678; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!