ТЕМА 6. Виды Мажора и минора.



Существует два основных лада: Мажор и минор.

Минор – мягкий лад, на 1 ступени которого строится интервал м3

Есть 3 вида минора:

Натуральный – звуки в гамме не изменяются

Гармонический – при движении гаммы вверх и вниз повышается на пол тона VII ступень.

Мелодический – при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз звучит и играется, пишется натуральный.

 

 Мажор – твердый, яркий лад.

Есть 3 вида Мажора (как и минора). Мы знаем натуральный Мажор-звуки не меняются и Гармонический Мажор- при движении гаммы вверх и вниз понижается на пол тона VI ступень. Существует еще мелодический Мажор.

 

Тональность (гамма) – это порядок расположения ступеней. В любой гамме 7 ступеней (нот). От любого звука можно построить гамму, зная порядок расположения тонов и полутонов между звуками.

Мажорная гамма: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Минорная гамма: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

Название каждой тональности (гаммы) состоит из тоники (ноты, с которой начинается гамма) и лада (мажор или минор). Например, Фа Мажор, ми минор, до- диез минор и т.д.

В каждой тональности (гамме) свои знаки при ключе!

Параллельные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые знаки. Расстояние между тониками параллельных тональностей 3 ступени или малая терция (1,5 тона). Всегда в этой паре Мажорная гамма вверху, минорная- внизу.

Чтобы найти параллельную минорную тональности для Мажорной тональности, нужно отсчитать от Тоники Мажора 3 ступени вниз. И наоборот, чтобы найти параллельную Мажорную тональность для минорной тональности, нужно отсчитать от Тоники минора 3 ступени вверх.

Например, Соль Мажор – ми минор (ключевой знак фа-диез)

Ре Мажор – си минор (при ключе фа-диез, до-диез)

Фа Мажор – ре минор (при ключе си-бемоль)

 

В каждой тональности (гамме) есть устойчивые и неустойчивые ступени.

Устойчивые: I-III-V (из них состоит тоническое трезвучие Т5/3)

Неустойчивые: II-IV-VI-VII

Вводные ступени – это ступени (ноты), которые вводят в тонику:

 сверху II ступень, снизу VII ступень.

 

Главные ступени – это ступени в тональности(гамме), на которых строятся Главные трезвучия:

I ступень – Тоника , тоническое трезвучие (Т5/3)

IV ступень – субдоминанта , субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

V ступень – доминанта, доминантовое трезвучие (Д 5/3)

 

Одноименные тональности - это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковая Тоника, но разные знаки. Например, Соль Мажор - соль минор, До Мажор - до минор.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!