ТЕМА 5. Характерные интервалы в гармоническом Мажоре и гармоническом миноре.
ТЕМА 1. ИНТЕРВАЛ. -это расстояние между двумя звуками. (От лат. intervallum- промежуток, расстояние). . Каждый интервал определяется двумя величинами - количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал. Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего - восемь простых интервалов. Их названия зависят от количества ступеней, которое они охватывают. Названия интервалов применяются на латинском языке в виде порядковых числительных. Прима - 1, один Секунда - 2, два Терция - 3, три Кварта - 4, четыре Квинта - 5, пять Секста - 6, шесть Септима - 7, семь Октава - 8, восемь Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы: 1. Чистые примы = 0 тонов 2. Малые секунды = 1/2 тона Большие секунды = 1 т. 3. Малые терции = 1,1/2 т. Большие терции = 2 т. 4. Чистые кварты = 2,1/2 т. 5.Чистые квинты = 3,1/2 т. 6. Малые сексты = 4 т. Большие сексты = 4,1/2 т 7. Малые септимы = 5 т. Большие септимы = 5,1/2 т. 8. Чистые октавы = 6 т. Например: Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие. Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание (созвучание). Слово диссонанс означает резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: "не звучит", или "неприятно звучит". К консонирующим интервалам относятся: чистая прима чистая октава чистая кварта чистая квинта малая терция большая терция малая секста большая секста К диссонирующим интервалам относятся: малая секунда, большая секунда, малая септима, большая септима.
|
|
ТЕМА 2. ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Обращение интервалов-это перемещение звуков. Нижнего на октаву вверх или верхнего на октаву вниз.
В результате обращения данного интервала получается новый интервал.
Прима обращается в октаву, и наоборот, октава обращается в приму.
Секунда обращается в септиму, и наоборот, септима обращается в секунду.
Терция обращается в сексту, и наоборот, секста обращается в терцию.
Кварта обращается в квинту, и наоборот, квинта обращается в кварту.
Как правило, все чистые интервалы обращаются в чистые, малые - в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.
Например:
М2 обращается в Б7 и наоборот.
Б2 обращается в М7 и наоборот.
М3 обращается в Б6 и наоборот
Б3 обращается в М6 и наоборот
Ч4 обращается в Ч5 и наоборот
Если сложить данный интервал и его обращение, в результате получится октава.
|
|
ТЕМА 3. Тритоны в миноре.
Тритон - особый музыкальный интервал объемом в три тона. К тритонам относятся:
Увеличенная кварта (ув.4) — интервал шириной в четыре ступени
Уменьшённая квинта (ум. 5) — интервал шириной в пять ступеней.
Количественная величина этих интервалов различная (ув. 4 - 4 ступени, ум. 5. - 5 ступеней), а качественная - одинаковая (3 тона).
Строятся тритоны в натуральном и гармоническом видах мажора и минора.
Ув.4 строится на VI ступени в натуральном миноре и на IV ступени в гармоническом миноре. При разрешении расширяется в сексту (звуки идут в разные стороны)
Ум.5 строится на II ступени в натуральном миноре и на VII повышенной ступени в гармоническом миноре. При разрешении сужается в терцию (звуки идут на встречу к друг другу)
МИНОР: УВ.4 – на IV в гармонич.,на VI в натуральном
УМ.5 - на VII+ в гармонич., на II в натуральном
Тритоны – диссонирующие (грязный, неустойчивый) интервалы и требуют разрешения, т. к. строятся на неустойчивых ступенях.
Разрешаются тритоны посредством тяготения неустойчивых звуков к устойчивым. Ув. 4 разрешаются всегда в сексту (6), а ум. 5 –в терцию ( 3).
ТЕМА 4. Тритоны в Мажоре.
Тритон - особый музыкальный интервал объемом в три тона. К тритонам относятся:
Увеличенная кварта (ув.4) — интервал шириной в четыре ступени
|
|
Уменьшённая квинта (ум. 5) — интервал шириной в пять ступеней.
Количественная величина этих интервалов различная (ув. 4 - 4 ступени, ум. 5. - 5 ступеней), а качественная - одинаковая (3 тона).
Строятся тритоны в натуральном и гармоническом видах мажора и минора.
Ув.4 строится в гармоническом Мажоре на VI пониженной ступени в и на IV ступени в натуральном Мажоре. При разрешении расширяется в сексту (звуки идут в разные стороны)
Ум.5 строится в натуральном Мажоре на IV ступени и на II ступени в гармоническом Мажоре. При разрешении сужается в терцию (звуки идут на встречу к друг другу)
МАЖОР: УВ.4 – на .IV в натуральном,наVI- в гармоническом
УМ.5 - на II в гармонич., на VII в натуральном
Тритоны – диссонирующие (грязные, неустойчивые) интервалы и требуют разрешения, т. к. строятся на неустойчивых ступенях.
Разрешаются тритоны посредством тяготения неустойчивых звуков к устойчивым. Ув. 4 разрешаются всегда в сексту ( 6) , а ум. 5 – в терцию ( 3).
ТЕМА 5. Характерные интервалы в гармоническом Мажоре и гармоническом миноре.
|
|
В гармоническом миноре повышается VII ступень, а в гармоническом миноре понижается VI ступень. При этом изменении ступеней образуются интервалы, которые называются Характерными.
К ним относятся увеличенная секунда (ув.2) и уменьшенная септима (ум.7).
Увеличенная секунда (ув.2) содержит 1,5 тона. Строится на VI ступени гармонического Мажора и гармонического минора. При разрешении звуки идут в разные стороны – в чистую кварту (ч.4) на V ступени.
По звучанию ув.2 равна малой терции (м3), потому что в м3 тоже 1,5 тона.
Уменьшенная септима (ум 7) содержит 4,5 тона. Строится на VII ступени гармонического Мажора и гармонического минора. При разрешении звуки на встречу к друг другу – в чистую квинту (ч.5) на I ступени.
По звучанию ум.7 равна большой сексте (б6), потому что в б6 тоже 4,5 тона.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!