Зарождение американской светской литературы.
Зачатки светской литературы мы находим в поэзии XVII века. Поэзия колоний вначале была целиком поставлена на службу теологии. Первую попытку создания чисто светской поэзии делает Анна Брэдстрит (AnneBradstreet, 1612-1672), издавшая томик стихов «Десятая муза» («TheTenthmuse», 1650). Сборник этот, изданный в Лондоне без указания имени автора, у американского читателя встретил восторженный прием.
Анна Брэдстрит была дочерью губернатора Массачуcетса. Томаса Дадли. Детство она провела в Англии, а затем, выйдя замуж в шестнадцатилетнем возрасте, вместе с мужем присоединилась к группе пуритан, уехавших в Америку и основавших поселок Бостон. Здесь эта хрупкая молодая женщина поселилась с мужем в грубосколоченной хижине на расчищенном от леса участке. Через четырнадцать лет, в 1644 г, Анна Брэдстрит последовала за мужем, переселившимся еще дальше на запад, в северную часть Андовера, в район Мерримака. Снова началась жизнь в неосвоенном месте, на фронтире.
Добрая жена и заботливая мать восьмерых детей, усердная и чистоплотная хозяйка, Анна Брэдстрит выкраивала время для служения музе. Любопытно, что стихи Анны Брэдстрит совершенно не отражалиту суровую и полную опасностей жизнь, которую вели пионеры и скваттеры. Казалось бы, фронтир давал богатый материал для эпической или лирической поэзии, но Анна Брэдстрит в «Десятой музе» совершенно не касается подлинных обстоятельств существования. Чувствуя себя англичанкой-изгнанницей, она в стихотворениях вспоминает Англию, ее природу и ее праздники, она подражает английским поэтам-елизаветинцам, которыми увлекалась в дни юности. Она пишет об английских ласточках и соловьях, а не об американских дроздах и пересмешниках. Лишь слабый намек на реальную жизнь пробивается в стихотворении, посвященном веку Елизаветы. Здесь поэтесса отваживается выступить в защиту прав женщин. Скромно и с достоинством, однако же, не без лукавства поэтесса одергивает самодовольных мужчин, привыкших считать женщину существом, стоящим ниже «сильного пола».
|
|
Здесь сказался уже характер американской женщины, закаленный виспытаниях всякого рода и не раз имевшей возможность в условиях фронтира проявить свой ум, характер и выносливость, а подчас и свое превосходство над мужчиной.
В поздних стихах Анны Брэдстрит намечается сближение с американской жизнью. Появляются образы американской природы. Стихприобретает естественность и простоту, хотя ее лирика остается созерцательной. Таковы ее стихи «Моему дорогому супругу», «Стихи на случай пожара, уничтожившего наш дом» и др. Из посмертного сборника «Несколько стихотворений» («SeveralPoems», 1678), также вышедшего анонимно, одно из лучших — стихотворение «Размышление». Любуясь дивной красотой американского пейзажа, автор противопоставляет вечной молодости природы, ее вечному обновлению печальную судьбу человека: в то время как природа после зимней спячки вновь молодеет и расцветает, к человеку не возвращаются ни молодость, ни сила, ни энергия разума. «Не успеет он родиться, как печали и заботы уж преследуют его». И, тем не менее, в стихотворении звучит истинно ренессансная, шекспировская мысль о величии человека, о бессмертии его дел (двенадцатая строфа). Пение пересмешника снова наталкивает поэтессу на размышления о горькой доле человека:
|
|
О беспечный пересмешник, не боишься ты силков,
Пот в труде не проливаешь, пополняя свой амбар;
Не гнетут тебя печали и не мучают заботы —
Как богатств нажить побольше, отвести судьбы удар.
Не износится одежда, корм готов тебе на случай,
Кров дает любая ветка, пьешь ты воду из ручья,
И не надо думать горько о прошедшем и грядущем...
Здесь Анна Брэдстрит по-настоящему оригинальна, глубока и поэтична. В центре ее стихотворения стоит человек с его тяжкой жизнью, с его вечными заботами о пище, крове и одежде.
|
|
Довольно широкое распространение в колониях XVII и XVIII вв. приобрели дневники и записки светского характера. Таков «Личный дневник путешествия мадам Найт» («TheJournalofSarahKembleKnight», 1704).
Сара Найт (SarahKnight, 1666—1727), вдова бостонского купца, содержавшая школу в Бостоне, совершила верхом путешествие из Бостона в Нью-Йорк. В те времена такая поездка (хотя и в сопровождении попутчиков) считалась рискованным делом, ибо путь лежал через дремучие леса, бурные реки, по глухим и безлюдным местностям, вдоль линии фронтира. Миссис Найт была женщиной умной и наблюдательной, от ее зоркого глаза не ускользнули многие сцены, детали быта и нравы фронтира. Но «Дневник» выдает также и узость кругозора и предрассудки этой представительницы чопорного буржуазного Бостона.
Удаляясь от старых поселений вглубь материка, путешественница замечает, что дороги становятся все хуже, а отношения между людьми все проще. Когда она прибыла в Коннектикут, она нашла жителей этого пограничного района «слишком независимыми в своих суждениях». С насмешкой и неприязнью пишет она о недопустимой фамильярности в отношениях между людьми разных социальных слоев в Коннектикуте. Не менее поразил путешественницу другой факт: когда один негр обвинил фермера-хозяина в недоплате, арбитражный суд обязал фермера уплатить рабу 40 шиллингов. В «Дневнике» Найт есть и другие ценные картины нравов и быта фронтира. Она дает живое, яркое описание жилища скваттера. Это - бревенчатая хижина, обшитая грубо обструганными досками, без окон (поскольку щели между досками дают достаточно света), с земляным полом, с дверью, подвешенной, за неимением петель, на веревке. Убога обстановка жилища: столом служит лоска с приделанными к ней ножками, пара чурбанов заменяет стулья и т. п. Но тут же автор замечает, что «как хижина, так и ее обитатели - старик, его жена и двое детей - отличались чистотой и опрятностью». Надо отдать справедливость Найт: высмеивая грубость нравов, неотесанность фронтирсменов, она признает их природный ум и здравый смысл: «По своему здравому смыслу местные жители ничем не уступают горожанам, а подчас и превосходят их, но из-за своей неотесанности выставляют себя чуть-ли не в смехотворном виде». Язык «Личного дневника» отличается живостью и легкостью, что выступает резким контрастом по сравнению с тяжеловесным и суровым языком летописцев XVII века.
|
|
Описание пограничных скваттерских поселений Юга дает виргинский публицист Вильям Бирд (WilliamByrd, 1674—1744). Бирд был сыном крупного виргинского плантатора, получил образование в Англии и много путешествовал. В 1728 г. он стал членом комиссии по размежеванию Виргинии и Северной Каролины. Совершая длительные поездки по глухим пограничным районам, лежавшим на рубеже обеих колоний, Бирд вел путевой дневник, который он потом обработал, назвав свою рукопись «История пограничной линии» («HistoryoftheDividingLine», впервые издана в 1841г.).
При всей своей образованности Бирд был типичным горожанином-плантатором, защитником аристократической формы правления. Естественно, что он описывает свободные и простые нравы скваттерского мира, нравы фронтира с еще большим неодобрением, чем Найт. Но его «История пограничной линии» сохраняет ценность исторического документа, отражающего внутренние социальные противоречия плантаторского Юга: противоречия между свободными фермерами-скваттерами и плантаторами-рабовладельцами. Северная Каролина в течение долгого времени давала приют всем гонимым и отверженным: сюда бежали несостоятельные должники, правонарушители, кабальные слуги. С негодованием констатирует Бирд тот факт, что во время уточнения границы между Виргинией и Северной Каролиной «пограничные жители горевали, если их земли отходили к Виргинии».
Бирд презрительно отзывается о жителях Северной Каролины как о бродягах и бездельниках. Раздражение Бирда понятно - плантатор недоволен тем, что Виргиния из-за Северной Каролины лишается массы даровых рабочих рук. Непокорный дух фронтира, на который жалуется Бирд, будет давать о себе знать на протяжении следующих веков, вплоть до конца XIX века. Именно фронтир покажет образец сопротивления власти плантаторов и дельцов.
Сочувственное изображение фронтира и более глубокий анализ пограничной жизни дал Кревкёр в книге «Письма американского фермера» («LettersfromanAmericanFarmer», 1782).
Гектор Де Кревкёр (HectorDeCrevecoeur, 1739-1813) был французский дворянин, служивший во французских войсках в Канаде. После падения Квебека в 1759 г. он перебрался в английские колонии. Прожив некоторое время в Пенсильвании, он переехал в провинцию Нью-Йорк и стал фермером. Человек деятельный и энергичный, он внимательно изучал природу и стремился вести земледелие на научной основе. Война за независимость резко изменила его жизнь. Он был арестован английскими властями как бывший французский офицер и враг Англии и брошен в тюрьму. Тюремное заключение разорило его и подорвало его здоровье. Вскоре после выхода из тюрьмы он получил разрешение выехать в Европу без семьи. Пережив кораблекрушение, он добрался до Лондона, где ему удалось договориться об издании своих «Писем», и в 1781 г. вернулся во Францию. Через два года Кревкёр снова отправился в Америку, но здесь узнал, что его жена умерла, дети бесследно исчезли, а ферма сожжена дотла. Прожив некоторое время в Нью-Йорке, Кревкёр в 1790 г. навсегда возвратился во Францию.
Составить словарь:
Барокко -
Литературное направление -
Литературное течение -
Метод художественный -
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!