Проектно-конструкторский этап



Тема работы -«Методика организации поэтапного проектирования среды «

 

 

Содержание

Введение
Глава1 :Среда и ее наполнение
1.1 Типы среды
2.1 Средовые объекты
Глава 2:Организация проектирований среды
2.1 Этапы проектирования
2.2 Методы и приемы ,используемые в проектной деятельности.
3.предпроектный анализ
Заключение
Список использованных источников

 

 

Введение

Суть дизайнерской деятельности: с одной стороны, это комплекс знаний и навыков, преобразованные в метод проектирования, который в дальнейшем используется для создания дизайн-проекта; с другой – это мировоззрение проектировщика, его взгляд на объект проектирования и окружающий мир, а также умение обобщать, синтезировать, вычленять существенные взаимосвязи и закономерности.

 

Проектирование представляет собой сложный процесс создания дизайн-графики, он достаточно часто является предметом рассмотрения в литературе по дизайну или художественному конструированию. Можно сказать, что разработка этапов проектирования в графическом дизайне строилась на уже разрабатываемой теоретической основе промышленного дизайна.

«Процесс проектирования состоит из нескольких этапов: сбор информации, сравнение и анализ, определение проблемы, постановка цели; художественное решение, которое возникает после того, как найдены ведущие аргументы проектного предложения и определена общая концепция проекта».

Цель проектирования – положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования является описание будущего объекта и тех изменений, которые возникнут в мире после его появления.

В данной работе главной задачей является выявление наиболее эффективных методов проектирования и последовательности разработки дизайн-концепции.

 

Глава1 :Среда и ее наполнение

 

К объектам в средовом дизайне относят предметное наполнение и технологическое оборудование, которые вместе с объемно-пространственной основой образуют особый дизайнерский объект – предметно-пространственный ансамбль.
Дизайн среды, используя возможности архитектуры, создает объекты, обладающие не только формальной целостностью, но и способные выражать смысл и характер образажизни.

Комплексное, а тем более ансамблевое, художественное проектирование дизайнерских объектов требует их приведения в систему, сводящуюся к определенным образом организованной группировки этих объектов, что и составляет суть такого явления, как типология.

Дизайн среды представляет собой сложный многостадийный процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и среды в целом, учетвидоизменений среды в процессе эксплуатации развития средовой ситуации), требующий привлечения специалистов различного профиля – от архитекторов, дизайнеров и художников до технологов и экономистов. Высшей формой дизайна среды является дизайн архитектурной среды, обращающий основное внимание на проектирование образно-художественных особенностей средового объекта, вытекающих из существа функциональныхпроцессов и их общественной значимости.

Средовой подход  – рассмотрение среды как результата освоения человеком его жизненного сооружения. Соответственно деятельность и поведение человека принимаются как определяющий фактор, связующий отдельные элементы среды в целостность. С точки зрения методики дизайна среды – основная установка современного проектного мышления, принцип формирования нашего предметного ипространственного окружения как органического единства всей системы визуально-чувственных и функциональных условий места.

 

1.1 Типы среды

Количество видов и типов оборудования, а тем более предметного наполнения средовых объектов, исчисляется сотнями. Одни из них остаются практически стабильными не только многие годы, но и века, другие постепенно или довольно резко исчезают, третьи появляются вновь и т.д. Для удобства проектной практики все многообразие оборудования подразделяется на типологические группы.

Применительно к интерьерам в понятие «оборудование» включаются группы элементов для помещений и зон, подбираемые потребителем или устанавливаемые по его желанию (в противоположность инженерным коммуникациям: водопроводу и водоотведению, отоплению и вентиляции, электропитанию и пр.).

Анализ показывает существование пяти уровней мобильности средового оборудования, не связанных ни с его генезисом, ни с функциональной ориентацией.

1. Встроенное оборудование, жестко интегрированное в архитектурно-пространственный каркас среды. Как правило, это инженерные устройства — решетки и короба вентиляции, камины, радиаторы отопления, скрытое освещение и пр., — выступающие как своего рода детали архитек­турной композиции.

2. Приставное (пристроенное) объемное оборудование — корпусная мебель, сантехника, раздвижные перегородки, шторы и т.д.

3. Стационарное предметное наполнение — вещи, обычно имеющие постоянное место (телевизор, пианино), но передвигаемые «к случаю» без кардинального изменения характера помещений. Сюда же относятся декоративные элементы интерьера — крупные вазы, картины, аквариумы и пр.

4. Подвижные и напольные элементы — кресла, ковры, торшеры, нагреватели, имеющие несколько «законных» вариантов размещения, пре­допределяющих и функцию, и облик интерьера (сравните праздник с гостями или семейный вечер в общей комнате).

5. Мобильное наполнение — посуда, книги, инструменты, игрушки, одежда и т.д., — которое может оказаться в самых неожиданных местах комнаты, хотя для него существуют и свои привычные варианты (посуда в шкафу либо на столе, игрушки в детском уголке или в месте для игр и т.п.).

Все пять групп играют в формировании среды двоякую роль: а) становление пространственной структуры и б) декоративное обогащение некоей начальной картины. И чем стабильнее оборудование, тем активнее его пространственная роль, а чем мобильнее, тем важнее декоративное содержание. В функциональном плане устойчивые компоненты образуют «каркас» протекающей здесь деятельности (предназначенность данного места в определенные часы суток конкретному назначению, что составляет опору образа жизни потребителя), «передвижные» приспосабливают коренные комбинации функций и характеров, проживающих к нетиповым вариантам их поведения. Также переплетаются в жизни и в проектировании способы совместной компоновки всех пяти групп: постоянные места мобильных эле­ментов зависят от расстановки приставного оборудования, соединение встроенных форм с архитектурной базой должно предусматривать разные возможности перестановки стационарного или мобильного наполнения

Поляризация средового наполнения по признаку «стабильности» и «мобильности» сказывается не только на размерах, сроках амортизации и других «физических» характеристиках, что уже важно для проектирования. Имеет она смысл и с чисто «художнических» позиций. Например, гибкое использование всей гаммы габаритов «стабильного» и «мобильного» оборудования помогает формировать масштабность интерьера. Ибо чем «неподвижнее» элемент наполнения, тем ближе он по масштабному воздействию к крупным членениям пространства, чем динамичнее его статус, тем чаще он олицетворяет микромасштабы среды.

Сходным образом градуируется и шкала эмоциональных оценок элементов наполнения, хотя здесь «чувственные» категории реже совпадают с показателями подвижности — слишком зависит эмоциональный образ предметной формы от ее внешнего вида — окраски, размера и пр. Но в принципе, чем жестче, консервативнее роль данного компонента в средовом контексте, тем спокойнее становится образ среды. И наоборот, подвижные, «свободные» предметы и вещи снимают с него черты устойчивос­ти, но делают его декоративнее, привлекательнее.

Наконец, то же распределение ролей заметно и при формально-композиционном анализе средовой структуры: обычно более устойчивые элементы становятся главными в композиции, а подвижные довольствуются положением «ассистентов» стабильного ядра

Этот ряд обстоятельств смыкается с еще одной важной особенностью средовых объектов и систем — они, в отличие от архитектуры, произведений предметного и графического дизайна, динамичны, меняются во времени и функционально, и физически, не теряя, однако, качеств среды.

Первая позиция связана с очевидной деформацией образа объекта. В квартире один настрой существует в будни, другой — в дни семейных торжеств; перестраивается система средовых впечатлений с изменением состава, возраста ее членов; в театральном зале приподнятая атмосфера вечернего спектакля наутро сменяется деловым характером репетиционной работы и т.д. Этим видам перемен присущ повторяющийся ритм — суточный, сезонный. Нередки и такие варианты, когда в пространстве, предназначенном для определенных функций, разворачиваются совсем другие действия: манифестация вытесняет с магистрали транспортные потоки, территория стадиона отдается торговой ярмарке или выставке.

Очевидно, что соответствующие приспособления среды к новой функции почти никогда не затрагивают ее пространственное тело, а осуществляются за счет специального или временного оборудования — как стационарного, так и мобильного.

Иное дело, когда среда претерпевает необратимые физические изменения — как позитивные, так и отрицательные. Например, вызванные обстоятельствами ее формирования (реконструкции) или деградацией ее систем. В этом случае различают объекты формирующиеся -обладающие только частью своих будущих структур (например, не до конца обставленная только что заселенная квартира) — и стабильно функционирующие. Последние практически идеально приспособились к своему назначению

Разница этих состояний существенно отражается на наборе используе­мых в композиционной структуре компонентов среды — он всякий раз зави­сит от конкретных задач и условий эксплуатации. Не последнюю роль здесь играет возможность использования в качестве ведущих элементов композиции как «стабильных», так и «подвижных» слагаемых средового комплекса.

Приведенные положения соответствуют работе не только с интерьерами жилых и общественных зданий с их относительно небольшими габаритами. Они действенны и для другого масштабного крыла среды обитания — градостроительного. Здесь, несмотря на многократное увеличение размеров системы, типология форм ее наполнения подчиняется тем же критериям «участия» в деле формирования среды: постоянные формы примыкают к пространственным факторам, подвижные определяют структуру и адаптационные возможности средовой ситуации.

1,2Средовые объекты

 

Проектирование среды – это всегда изменение природы. Поэтому главные проблемы, которые при этом возникают, экологические – как совместить потребности человека, для удовлетворения которых создается проект, с необходимостью сохранения природной среды, которая катастрофически уменьшается, изменяется, загрязняется и прочее. Особую опасность представляет загрязнение природной среды, которое через цепь превращений настигает своего родителя – человека. Решение экологических проблем в процессе проектирования возможно с применением законов экологии, сформулированных Б. Коммонером и приемов диалектической логики. Для этого требуется малость – изучить эти закономерности учителю и научить своих учеников умениям их применять для решения практических задач. В отличии от распространенного метода проб и ошибок, применение этих закономерностей позволяет эффективно решать даже самые сложные проблемы и тем самым значительно повысить потенциал творческого мышления ученика. Постепенно развивается важнейшее качество личности – потребность к непрерывному познанию.

Очень важным в проектировании является условие разработать несколько моделей проектов, а не одну. Проектировщик должен научиться видеть различные варианты будущего проекта, уметь находить в каждой из них положительные и отрицательные стороны. Общая оценка проекта складывается из соотношения всех его полезных функций к общему количеству отрицательных. Поэтому поиск других вариантов проекта – это поиск моделей с более меньшим числом отрицательных функций.

Решение проблем при разработке проекта позволяет получить новые оригинальные идеи, которые могут быть применимы при разработке других проектов. Поэтому необходим детальный анализ полученных решений для выявления общих принципов, к которым они принадлежат. Иными словами, необходимо перейти от частного решения к общему правилу (к которому относится данное решение) и попробовать применить и частное решение, и общее правило при разработке других проектов.

 

 

2.Организация проектирований среды

 

Дизайн-проектирование представляет собой циклический процесс, в котором чередуются анализ и синтез на разных уровнях мышления и деятельности: на уровне идей, на уровне модели, на уровне средств графического и иного выражения замысла. Дизайн-проектирование – это сложный диалектический процесс, он развивается во времени от замысла до реализации, в пространственном охвате – от общего к деталям, в проектном сознании – от приблизительных интуитивных догадок к цельной, законченной, логической и художественно оправданной системе.

 

Основой дизайн-проектирования является творческий процесс генерирования идей, их фильтрации и созревания в ходе последующей работы.

 

Эту общую цель можно разложить на ряд взаимосвязанных задач, среди которых наиболее существенны:

-овладение технологией проектного процесса, представленной как последовательность этапов формирования среды (поэтапное проектирование);

-умение, решая творческие проблемы, добиваться выразительности и точности образа среды;

-овладение профессиональной технологией решения архитектурно-дизайнерских проблем, позволяющих сознательно и на высоком уровне завершить конкретную проектную работу.

 

Каждый этап, представляющий часть проектировочной деятельности, характеризуется собственными задачами, механизмом и результатом проектной деятельности.

 

 

2.1 Этапы проектирования

Каждому этапу разработки проекта соответствует определенный структурный уровень организации модели и ее упорядоченности: предпроектному этапу соответствует фаза формулирования целевой установки; этап творческого поиска содержит 3 структурных уровня - клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования; этап творческой разработки - фазу упрочения эскиза и его разработки. Заключительный этап состоит в оценке работ, подведении итогов и обсуждении результатов.

Часто в практике используется пятиступенчатая структура процесса дизайн - проектирования, предложенная Абоимовой И.С. :

I. Аналитико-целевой этап - изучение объекта проектирования и анализ предпроектной ситуации.

II. Эскизно-композиционный этап – это выработка и формулировка проектной концепции. Далее студенты прорисовывают идеи и образы объекта проектирования, выполняют клаузуры.

III. Проектно-конструкторский этап - моделирование эскиза проекта; разработка комплекса художественно-проектной документации проекта; планирование проектной работы; выполнение чертежей.

IV. Архитектурно-графический этап - оформление дизайн-проекта. Применение дизайнерской графики и компьютерных технологий проектирования.

V. Рефлексивный этап - анализ, сравнение и теоретическая систематизация проведенной работы по созданию проекта. Защита авторского проекта.

Указанная последовательность этапов дизайн-деятельности отличается выделением четкой программы и алгоритма действий. Особое внимание уделяется предпроектным исследованиям и комплексному подходу к решению образно-композиционных и функционально-конструктивных задач по формированию предметно-пространственной среды (детальное рассмотрение образно-стилевого и объемно-планировочного решения, мебели и оборудования, отделочных материалов, художественно-декоративного и цветового оформления, системы освещения и природных компонентов в интерьере)

        

Аналитико-целевой этап

Цель: накопление и ассоциирование необходимой информации

Задачи:

-анализ исходной ситуации проектируемого объекта: функциональных процессов и взаимосвязей;

-изучение нормативно-технической документации;

-исследование аналогов объекта проектирования в истории дизайна;

-постановка проблемы и цели дизайн-проектирования;

 

Аналитико-целевой этап служит основой проекта. Данный этап дает начальный толчок к созданию мысленного художественного образа проектируемого интерьера, а также выработке проектной концепции.

Эскизно-композиционный этап

Цель: поиск идеи и замысла проектного решения

Задачи:

-разработка рабочих гипотез проектного решения;

-выработка концепции дизайн-проектирования объекта (выполнение клаузур, поисковых эскизов и рабочих макетов);

-определение оптимального функционального, планировочного, конструктивного, стилевого, цветового и декоративного решения проекта;

-выражение замысла в виде эскиза-идеи;

Используются методы такие как: метод ассоциаций, метод «проб и ошибок», метод макетирования.

• Фаза эскиз-идеи. Цель – ограничить область поиска и перевести проектирование в проблемную ситуацию. Организуются два процесса: исследовательский и творческий. На данном этапе осуществляется выработка концепции проектного решения.

На этапе эскиз-идеи используются гностические методы (исследовательские), логические (индукция, дедукция), метод «проб и ошибок».

• Фаза первоначальногоэскизирования. Цель этапа: добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии со средой. На этой стадии делается большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить проектное задание во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности – стилевое решение, которое будет необходимо для создания проекта.

Проектно-конструкторский этап

Цель: достижение внутренней согласованности взаимосвязанных областей решения в процессе разработки проектной модели объекта

Задачи:

-моделирование эскиза проекта;

-разработка комплекса проектно-художественной документации проекта;

-планирование проектной работы;

-выполнение чертежей и рабочего макета;

 

Проектно-конструктивная разработка проекта – это процесс проектирования, включающий в себя разработку объемно-планировочного, конструктивного решений и создание образно-выразительной композиции с обязательным учетом на всех уровнях меры экономической (социально-экономической или социальной) целесообразности. В результате материализуется модель объекта, его художественный образ. Модель контролируется как художественным замыслом, так и функциональными требованиями.

На этом этапе проектирования, исходя из назначения, функций, объемно-пространственной взаимосвязи зон проектируемой среды, строится планировочная схема, используется один или несколько принципиальных приемов построения композиционных схем помещений и предварительно вычерченные габаритные схемы помещений.

В итоге всех графических поисков дизайнер должен дать полное представление о функциональном зонировании и взаимосвязи зон; мебели и оборудования; цветофактурном решении проектируемого интерьера; световом решении. В ходе данного поиска используется метод последовательных уступок и приближений, благодаря которому достигается упорядоченность взаимодействия функций, конструктивный замысел увязывается с архитектурно-пластической формой, обеспечиваются комфортные условия светового режима, благоприятная видимость.

 

На этапе творческой разработки эффективным становится применение метода проблемного проектирования. Проблемный метод предполагает значительные умственные и творческие усилия в преодолении трудностей задания, рассматриваемого под углом зрения выдвинутой концепции и сформулированной проблемы.

 

Дизайн-проект представляется в виде планировочных чертежей с расстановкой оборудования, разверток стен, чертежей нестандартного оборудования, фрагментов интерьера в цвете и графике, объемно-пространственного решения.

На планах необходимо четко отразить конструктивное решение интерьера, масштабно изобразить его элементы. На плане пола с расстановкой мебели должно быть показано ее расположение и размещение оборудования (приборы санитарно-технического назначения, электрооборудование и т.д.). На плане напольных покрытий выполняется рисунок пола с проработкой отделочного материала. На плане потолков также отражается архитектурно-декоративное решение с размещением осветительных приборов. К планам напольных покрытий и потолков могут прилагаться условные обозначения использованных отделочных материалов и элементов оборудования. Необходимо работать не только над планировочной схемой-планом, но и одновременно прорабатывать (на начальной стадии мысленно) разрезы и фасады, постоянно их взаимоувязывая.

На развертках и разрез-развертках показываются все конструктивные элементы, оси (в соответствии с маркировкой плана), размеры, отметки всех уровней, деталей и проемов. Отдельное внимание уделяется проработке нестандартных объектов интерьера и мебели.

 

На этой стадии эффективно исполнение рабочих макетов для поиска соответствующих образу тектонических систем. В процессе моделирования создается определенный ряд композиционно-конструктивных моделей, отражающих функциональное и образное содержание.

Результатом этой работы будет получение эскизов планировок и соответствующих эскизов разрезов и разверток.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!