Понятия течение,школа, направление — синонимичны



- исторически складывающиеся в ходе литературного процесса художественные общности. Т.- понятие более нейтральное. Понятие неопределенно — Бальмонт на примере символизм, декаданства и импрессионизма: все эти течения то параллельны, то расходятся, то сливаются в один поток, но идут в одном направление.

Школа — небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, более или менее четко сформулированных теоретически.

Мережковский «между противоположными писателями устанавливается особый воздух, насыщенный творениями»

-Теория литературы, Крупчанов

Литературное течение объединено единством художественного метода и является внутренней разновидностью литературного направления. Обычно представлено группой писателей.

Чаще всего литературное течение определяется как группа писателей, объединенных некоторым единством жизненного опыта, идеологических позиций, творческих форм.

Идейное течение (признается не всеми) -идеологические предпосылки литературных течений. Они характеризуют и проясняют общественно-исторические условия, в которых протекает литературный процесс. Идеологические предпосылки могут быть материалистическими и идеалистическими; могут называться по фамилиям основателей (петрашевцы, кружок Герцена, кружок Станкевича), по философской и социальной направленности (западники, славянофилы). Это понятие равнозначно понятию «литературное течение». Но, в отличие от литературного течения, группа писателей в литературной «школе» «значительнее» по содержанию и составу и возглавляется (или ориентируется) на какого-либо руководителя («пушкинская», «щедринская», «гоголевская», натуральная).

Итак, из пяти рассмотренных категорий литературного процесса две характеризуют структурно-специфическую, практическую его сторону (стиль и метод); две – историко-литературные (литературное направление, литературное течение); одна категория – вспомогательная (идейное течение).

 

- Введение в литературоведение, Леонид Крупчанов

определения — дискуссионны.

ЛТгруппа писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения.

Течение — более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и , как правило, локализацией в определенной литературе.

В основе Т. лежит — общность содержательных принципов идейно-художественной концепции.

________

Направление и течение следует отличать от литературных школ, группировок

- Теория литературы, Геннадий Николаевич Поспелов

ЛТтворчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью.

Писатели могут объединяться в процессе своей общей идейно-художественной полемики (спор в обсуждении) с писателями других течений, идейно резко враждебным им.

 

Школьное определение

Тенденции: термин литературное течение вводится в старшем звене, обычно при изучение модернизма (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)

Например,У Беленького в учебнике за 10 кл дается понятие ЛТ — совокупность взглядов творческих личностей, придерживающихся общих программно-эстетических установок; ответвление внутри направления.

Понятие дано для того, чтобы показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.

РАБОЧЕЕ ПОНЯТИЕ ЛТ

-конкретно-историческое понятие(хронологическая ограниченность), более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризующаяся идейно-художественной общностью его представителей.

Литературный стиль

 

Определение понятия

 

Стиль – совокупность индивидуальных особенностей, выражающихся в каких-нибудь признаках, свойствах.

Стиль – индивидуальная манера ... (амбивалентная категория, применимая и к единице, и к группе).

Стиль литературный – устойчивый комплекс формально-содержательных характеристик, необходимых авторам для реализации своего высказывания, суждения о мире.

 

История

 

А) Истоки. Ранее других сложилось то понимание стиля, которое можно назвать филологическим. Родиной его стала античная Греция («стилос») (Аристотель).

 

Отсюда филологическое понимание стиля перешло в древний Рим, где слово «стилус» закрепилось в качестве языкового термина.

Стиль в Риме – слог, склад речи, использование языка в поэзии, в ораторской художественной исторической прозе, это также изобразительно-выразительные средства языка (работы Аристотеля продолжены Горацием, Цицероном и Квинтилианом).

 

Б) Античная традиция риторики не умирает и в средние века, составляя важную часть схоластического образования того времени. Сохраняется и античное значение термина стиль (Фрейденберг «Античные теории языка и стиля»).

 

В) До середины 17 века слово стиль продолжает использоваться прежде всего для характеристики выразительно-изобразительных особенностей речи.

Слово стиль в России появилось в Петровское время в работе Ломоносова теория «трех стилей». Здесь оно использовалось, прежде всего, для характеристики выразительно-изобразительных особенностей речи.

 

Г) Эстетика конца 18 начала 19 вв. наделила понятие стиля искусствоведческим значением. Стиль начал рассматриваться как принадлежность не только словесного, но и любого другого искусства. Такой подход ясно обозначен в работах И. В. Гете (Простое подражание природе, манера, стиль), Г. В. Ф. Гегеля (Манера, стиль и оригинальность). Т. о. стиль понимался как свойство художественной формы произведения.

 

Д) В конце 19 – начале 20 веков категория стиля становится центральной в трудах представителей формальной школы в искусствоведении, прежде всего Г. Вельфлина (Основные понятия истории искусств) и О. Вальцеля (Проблемы формы и поэзии). Вельфлин наследует традицию эстетического понимания стиля, расширил и переосмыслил эту категорию. Во-первых, стиль для него – это эстетическое мышление отдельных направлений и эпох в искусстве. Вo-вторых, понятие стиля стало обозначать свойственную данной эпохе концепцию мира и человека, воплощаемую в искусстве.

 

Е) В течение 20 в., вплоть до современности термин приобретал разные оттенки значений, сохраняя неизменным лишь признак своеобразия, непохожести, отличительной черты. Так, сформировалось чисто лингвистическое понимание стиля (Ахманова О.С. «Словарь лингвистических терминов»)

 

Ж) Наконец, в работах отечественных литературоведов – А.Н. Соколова (Теория стиля), Г.Н. Поспелова (проблема литературного стиля) и др. – сложилось и собственно литературоведческое значение термина стиль.

 

Теория Лихачева

Когда мы говорим о “стиле эпохи“, то понятие это включает в себя и стиль литературный; литературный же стиль имеет не только в своем составе стиль языка литературы, но и весь стиль отражения мира: стиль описания человека, понимания его внутренних и внешних свойств, его поведения, стиль отношения к общественным явлениям — их видения и близкого этому видению отражения в литературе действительности, стиль понимания природы и отношения к природе».

Впрочем, если признать стиль (хотя бы и эпохи) решающей категорией теоретической истории литературы, произойдет перенесение тяжести от макрообъектов к исследованию микрообъектов, концепция перестанет быть оригинальной и сольется с уже существующими историями литературы.

 

Характеристика стиля

 

Стиль

Индивидуальный (стиль конкретного автора) Коллективный

1. Манера письма

Передача картины мира и образа мышления пишущего.

Аст = совокупность художественных приемов, характерных для творчества писателя + ст.напр.  
2. Первичный 2. Вторичный
3. Объективность 3. Субъективность

4. Колебание стиля

Литературный «стиль» в школе

Понятие «стиль» вводится в 10 классе на примере конкретного автора (стиль Чехова – рассказчика), конкретного жанра (стилистике пьес) – программа под ред. Коровиной.

11 класс (ред. Коровиной): предлагается углубленное изучение понятия – индивидуальный стиль писателя.

Школьная программа по литературе подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук. О.В. Чиндиловой; ПРОГРАММА для профильных гуманитарных и филологических классов 10-й класс; теория литературы: классицизм, сентиментализм как литературные направления (углубление понятий); связь системы жанров с литературным направлением; индивидуально-авторский стиль как понятие.

Программа по литературе, авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. История создания «Войны и мира». Особенности жанра и композиции, стиль романа (10 класс). 11 класс: А.П. Платонов (рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек», «Котлован»). Опорные понятия:

индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы (Пелевин, Ерофеева): стиль «фэнтези».

---------------------------------------------------------------

Школьное определение стиля: стиль (от греч. stylos) — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя, повторяющихся в его произведениях: основные идеи, которые определяют мировоззрение писателя и содержание его произведений, круг сюжетов и характеров, которые он обычно изображает, типичные для него художественные средства, язык.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!