Рунописьменная эпитафия из сырта Накас у села Санъяп Кугарчинского района.
№ п\п | Фото документа с обратной стороны фотопленки | Слова зеркального текста документа | Пояснения |
1 | «Дбг:ччдм:батдм… азу…» | «Эпитафию соскоблил, написал я…Азу…». |
Монеты Иштугановских курганов Мелеузовского района.
№ п\п | Монета и ее хорошо сохранившийся аналог | Слова текста монет | Пояснения |
1
|
Подлинник монеты.
Аналог монеты. | ; | «Бс+л+бз» - написанное арамейским письмом слово со значением «баш ил башы\\Глава правителей стран». |
; | «Бс» по звучанию наиболее близки башкирское «баш\\голова» и из фарси «баз\\глава». Также может быть и антропонимом «Бс». | ||
; | «Л» по звучанию наиболее близок древне башкирской приставки принадлежности имен существительных и к слову «ил\\государство». | ||
; | «Тр+hалк» по звучанию наиболее близок к слову «т(о)р халкы» со значением «народ писания; тюркский народ; народ таргитая». | ||
; | «Тр» - «тор\\закон; писание» и «тары\\просо». | ||
; | «hалк» - «халык\\народ». | ||
; | «Гср» -«гасыр\\первое столетие». | ||
; | «Аулг бг» - «улуг бек\\великий князь» | ||
2 | Подлинник монеты. Аналог монеты. | ; | «Евмл», имя царя. |
; | «Асгс», имя народа «ас; азиев». | ||
; | «Гна», титул – хан. | ||
; | «Евмл асгс гна\\Евмел Асского (народа) хан». | ||
; | Письмо кхароштхи. «Дтд. Цветок лотоса\\Эпоха справления правосудия лотоса» | ||
; | «Дтд\\Эпоха справления правосудия». | ||
; | Цветок лотоса, по всей видимости олицетворял собой Майтрею. | ||
; | «Гср\\Первое столетие». |
Как видим, тексты всех монет из Иштугановских курганов и их монограммы читаются справа налево и написаны арамейско-сирийским письмом. Язык текстов данных монет тюркский!
|
|
Примечание: Все три монеты, и найденные в Иштугановских курганах, и найденные в Курганской области, представители классической археологической школы Томсена, на основании только внешнего их сравнения с известными аналогами, относят к монетам «Босфорского царства». [Кристиан Юргенсен Томсен (дат. Christian Jürgensen Thomsen) (29 декабря 1788 — 21 мая 1865) — датский археолог, который известен миру, созданием формальной системы периодизации истории человечества, состоящей из трёх эпох, которых условно называют: - «каменным, бронзовым и железными» веками.
Так как монеты оказались, по нашему мнению, датируемыми первым столетием эпохи Майтрейи, то тогда само-собой возникает вопрос – «Когда началась эра Майтрейи?».
Википедия, о царях, принявших титул «Осуществляющий правду Майтреи», сообщает следующее: «Парфский (по башкирски «hарт», башкирское племя с таким названием жил в Урале и перед самым монгольским вторжением, о чем свидетельствует башкирское предание «hунгы hартай\\Последний из сартского племени») царь Митридат был первым, чьё имя прославляло бога Митру; и культ этого бога, до тех пор повсеместно игнорируемый на официальном уровне, должен был получить официальное одобрение. «Михр Яшт» из «Видэвдада», вероятно, был создан в последние годы правления Митридата.
|
|
Если следовать традиционной датировке, Митридат взошёл на трон около 171 года до н. э. Его своим преемником назначил старший брат Фраат I, хотя у того было несколько собственных совершеннолетних сыновей@
Оба эти сартские правители (правители племени «hарт») из династии Аршакидов. Аршаки́ды или Арсакиды — древняя династия, основанная вождём парнов Аршаком I. Правила в стране сартов - Парфии, Армении (армянские Аршакиды), Атропатене, Иберии и Кавказской Албании (массагетские Аршакиды). Парфянская династия Аршакидов (250 год до н. э. — 224 год н. э.), освободившая Иран от греко-македонской династии Селевкидов, с самого начала провозглашает связь своего рода с легендарными царями — авестийскими героями — о чём свидетельствует имя их божественного предка — Кави Аршана. Согласно Энциклопедии Британника родоначальниками династии были члены племени парны (hарт, курсив мой), обитавшего к востоку от Каспийского моря. Они вошли в Парфию вскоре после смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) и постепенно приобрели контроль над большей частью Ирана и Месопотамии. Арриан упоминает также о том, что парфяне возводили свой род к ахеменидскому царю Артаксерксу II. Эта идея представить себя законными преемниками славных царей древности возникла, вероятно, ещё в начале I века до н. э. (или ранее). Так, например, в парфянских документах, найденных в Нисе, упоминается виноградник Artaxšahrakān, который, по мнению издателей документов, «назван, вероятно, в честь легендарного предка Аршакидов Артаксеркса II».
|
|
Думаю так, и это очень важно во избежание обвинений в наш адрес, в адрес башкир, о присвоении нами истории парфов («hарт»-ов), необходимо тут привести и выдержку из предания «hунгы hартай\\Последний из сартова рода». Викепедия об этом предании сообщает следующие сведения: «Последний из Сартаева рода — хикаят, памятник башкирской литературы предводителя башкирского племени рода сарт Джалык-Бия. На русском языке текст произведения записан краеведом М. И. Касьяновым. Оригинал текста не сохранился. В боях с войсками Мэнгу-Тимура, род сарт, описываемый в произведении был уничтожен».
|
|
Сохранилась и эпитафия в кладбище села Первое-Иткулово с арабским текстом «Иагл би\\Ялыг бек», и тексты предания. Разместим их в отдельную таблицу.
Эпитафия | Отрывок рассказа Ялыг-бия | Перевод |
Менгу-Туря был ханом Самым вероломным, Прислал мне гонца, Требуя неисполнимое, Прислал шелковую басму! Отказался от басмы (Этой страны не он правитель), Отправил в ответ ему, Сломанные стрелы, и еще, Тело мертвой мышки. Так я осмеял его, Так вернул я месть свою». |
Я предполагаю, что монеты Иштугановских курганов датированы от времени начала правления Артаксеркса I, этого легендарного предка парфского («hарт», курсив мой) царя Митридата I.
«Артаксеркс I др.-перс. Artaxšaçā; аккад. Ar-ta-ʾ-ḫa-šá-is-su, Ar-ta-ak-šá-as-su,
Ar-ták-(ša-)šat-su, Ar-ták-šat-šu, Ar-taḫ-ša/šá-as-su, Ar-táḫ-ša-as(-siš, -si-iš, -is-su), Ar-ták-ša-as-su, Al-tàk-šat-su; эламск. Ir-tak-(ik-)ša-aš-ša, Ir-tak-ik-ša-iš-ša, Ir-da-ik-ša-iš-ša; арам. ʾrtḥšsš; др.-греч. Ἀρταξέρξης Μακρόχειρ; лат. Artaxerxes Longimanus царь Ахеменидской державы 465 — 424 до н. э.». Исходя из этих данных первое столетие «гасыр» соответствует 365 году до нашей эры. Так как такие монеты могут быть найдены в Башкортостане и в дальнейшем для исследователей даем и значения чисел в Боспорских монетах с юнанскими текстами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Α | Β | Γ | Δ | Ε | Ϛ | Ζ | Η | Θ |
альфа | бета | гамма | дельта | эпислон | стигма* | дзета | эта | тета |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
Ι | Κ | Λ | Μ | Ν | Ξ | Ο | Π | q |
йота | каппа | лямбда | мю | ню | кси | омикрон | пи | коппа* |
100** | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700** | 800** | 900** |
Ρ | Σ | Τ | Υ | Φ | Χ | Ψ | Ω | Ϡ |
ро | сигма | тау | ипсилон | фи | хи | пси | омега | сампи* |
«Для записи даты по Боспорской эре (Эра Майтрейи) на монетах использовались буквы греческого (юнанского, курсив мой) алфавита в своём числовом значении. Вот эти буквы:
* — буквы стигма (6), коппа (90) и сампи (900) не входят в классический греческий алфавит, но использовались для обозначения чисел.
** — буквы ро (100), пси (700), омега (600) и сампи (900) не использовались для обозначения дат на монетах Боспора (т.к. диапазон использования на монетах Боспора — с 243 по 639 год Б.Э.), но на монетах Вифинии буква ро (100) использовалась (см. иллюстрированные примеры выше)».
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!