I. Краткий исторический и биографический экскурс



II.Комментированное чтение и анализ произведения.

Анализ первой части стихотворения.

Cкажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изображение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».)

Найдите слово, выбивающееся из этого ряда. (Безобразие - «нет безобразья в природе!» Эта фраза настораживает: если нет безобразья в природе, значит где-то оно есть.)

Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.)

Анализ второй части стихотворения

Посмотрим, как развивается мысль.

Можно выделить отдельные части этой главки: 1) царь-голод, 2) песнь мертвецов, 3) белорус, 4) мысли о будущем народа.

Подумайте, как меняется интонация при переходе от одной части к другой. Как прочитать строки о царе-голоде: торжественно и твердо или печально, с горечью? Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»? Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес?

При чтении второго и третьего отрывков важно найти нужную интонацию. Из приведенных далее слов выберите те, которые помогут вам это сделать: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование. В каких строках открыто проявляется чувство поэта?

Как должны звучать заключительные строки главки?

Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: «Жаль, только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

III.Групповая работа.

Задание: найдите и зачитайте строки, рисующие картины подневольного труда. Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня? Генерал? (Ваня - внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик. На рассказ Вани об удивительном сне генерал просто «захохотал», для него все, что говорит лирический герой - «чепуха». С точки зрения генерала, народ - это «варвары», «дикое скопище пьяниц»; он возмущен той страшной картиной, которую нарисовал герой, приказывает нарисовать светлую сторону жизни.)

IV. Теория литературы. Применение теории в работе с текстом.

Беседа по вопросам.

· Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи?(Черты баллады.)

· Действительно, баллада - стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим, при этом сюжет движется диалогом. Тема строительства железной дороги, унесшей тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические черты.

· Какой прием использован при написании четвертой части?(Эта часть построена при помощи иронии. «Светлая сторона» - окончание тяжелых работ, когда оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику, издевательски звучит фраза: «И - недоимку дарю!»)

· В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.)

· Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет»).


III. ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр

Для современной школы важной является проблема развития творческих способностей учащихся, и особенно благодатной почвой для этого является урок литературы – предмет эстетического цикла. В процессе построения урока часто используется такой методический принцип как театрализация, включающий в себя не только различного рода «инсценировки» художественных текстов, но и сам способ реализации идеи драматического контекста, превращающий урок в мини-спектакль с автором-сценаристом, учителем-режиссером и учениками-актерами.

Особенно важно создавать такую атмосферу на уроке при изучении драматических произведений, не только потому, что любая пьеса живет только на сцене, но и в связи с тем, что школьники зачастую плохо воспринимают драматический текст.

Для того, чтобы приблизить внутреннее состояние учеников к восприятию драматического текста, необходимо создать несколько важных условий:

1. Организовать школьную драматическую самодеятельность.

2. Подготовить школьников к сознательному чтению и анализу драматического произведения посредством самостоятельных инсценировок небольших эпизодов, обучающего анализа драматического эпизода, реализации энергии звучащего слова через чтение драматического текста вслух.

3. Анализировать драму как особый род литературы.

4. Организовать регулярное посещение театров города.

На фоне созданных условий восприятие школьниками драматического произведения проходит намного легче, но и здесь работу следует разделить на несколько этапов:

1. Вступительное занятие по изучению драматических произведений, на котором исходными событиями могут стать вопрос-интрига, жизненная ситуация учителя, прочитанная история, статья из газеты – факты-раздражители, помогающие сконцентрировать мысли обучаемых на предмете будущего спора. На этом этапе происходит подготовка учеников к инсценированию, которая таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся (привлекается дополнительный материал в виде сведений из области исторической этнографии, религии, искусства, знакомство с языком театра).

2. Основное событие – знакомство с текстом, проведение аналитической работы (анализируем проблемы, сюжет, композицию, детали, реплики героев, ремарки и проч) посредством чтения текста пьесы вслух по ролям, просмотра фрагментов кино- и театральных постановок.

3. «Спектакль» - класс можно разделить на творческие подгруппы, которые составляют по ходу чтения пьесы развивающие вопросы, адресованные автору, какому-либо персонажу и проч. Здесь уместно фрагментарное чтение, изобразительная работа над костюмом персонажа и т.д. Такой вид работы нацелен на формирование навыков самостоятельного рассуждения и генерирование идей.

4. «Открытие истины», рефлексия (может быть реализована как беседа, эссе и т.д.). Рефлексия – это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Она  дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня?». Поскольку при изучении драматического текста затрагивается большой материала, «истина» может касаться конкретного персонажа, конкретного эпизода, реализации замысла автора и проч.

 

Развернутый план занятия по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза» 10 класс

I. Предварительная домашняя работа

1. Все должны иметь представление о времени создания и публикации пьесы, месте, занимаемом в творчестве драматурга, теме пьесы и отражении в ней определенного жизненного материала, действующих лицах и их группировках, своеобразии конфликта пьесы, фазах развития драматического действия, композиции, драматических характерах, речевых характеристиках персонажей, позиции автора.

2. Работа по мини-группам: домашняя подготовка презентаций по каждому из пунктов плана.

II. 1. Начало – показ презентаций.

2. Вопросы всем:

-Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

3. Чтение 1 действия пьесы с предварительным заданием по группам:

I. – Значение первых четырех явлений 1 действия (из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине); - какие персонажи появляются «на сцене», что мы о них узнаем? - Какую характеристику дает Кулигин жизни города? - С каким персонажами мы знакомимся в 5 явлении? II. – Каково значение диалога между Катериной и Кабанихой? Что мы узнаем об их взаимоотношениях? - Что значит в устах Кабанихи слово «порядок»? - Какие конфликты можно обозначить в процессе анализа этого диалога?

Обозначенные моменты разбираются по ходу чтения и по его завершении.

5. Во время чтения остальных действий держим в фокусе обозначенные конфликтные ситуации и характеры персонажей.

6. Инсценировка эпизодов (отъезд Тихона в город, диалог Варвары и Катерины, гроза и самоубийство Катерины)

7. Работа с критическими источниками Добролюбов Н. А. «Луч света в тёмном царстве», Писарев Д.И. «Мотивы русской драмы», А. А. Григорьев «После "Грозы" Островского», М.М. Достоевский «Гроза». Сильные и слабые стороны каждого критика.

8. Домашнее сочинение по теме на выбор:

Чем пьеса А.Н.Островского "Гроза" интересна (не интересна) современному читателю?

"Отчего люди не летают?"

Самоубийство Катерины - сила или слабость?


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!