II. ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Магомедова Д.М. Филологический анализ стихотворения
Говоря о специфике лирики как рода литературы, следует обратить внимание на несколько моментов: значение элементов структуры лирического стихотворения отличается от тождественных элементов эпического произведения; анализ языковых уровней художественного текста обязательно проводится углубленно; дистанция между лирическим героем стихотворения и автором значительно меньше, чем в эпическом тексте, но при этом он часто бывает неперсонифицированным, обобщенным.
В процессе анализа текста лирического стихотворения надо обязательно обратить внимание на его звуковой уровень (метр и ритм), фонетический (звуковые повторы, рифма), лексический уровень (семантические поля, доминирующая часть речи, поэтическая полисемия, поэтическая фразеология и пр.).
Уровень языка | Ключевые понятия | Примеры | Семантический анализ |
Звуковой уровень | Система стихосложения (силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое), Выделенные голосом слоги (сильные места, икты), слабые места. Метр – чередование сильных и слабых мест. Двусложные метры – ямб хорей. Трехсложные метры – дактиль амфибрахий анапест Стопа – чередующиеся группы ударных и безударных слогов. Размер – количество метрических стоп. Полноударная стопа – спондей. Безударная стопа – тпиррихий Методика анализа метра и размера 1. Прочитать строку, выделяя голосом ударные слоги. 2. Показать чередование сильных и слабых мест на схеме, выделить спондеи и пиррихии. 3.Посчитать количество стоп. 4. Определить размер Дольник Тактовик Акцентный стих | Безумных летугасшее веселье. _ / / _ /_ _ _ / _ _ _ / Трехстопный хорей, пятистопный ямб, трехстопный дактиль и пр. Соблюдается количество ударений в строке. Количество безударных слогов между ударными колеблется от 1 до 3. Количество безударных слогов среди ударных никак не регулируется. | Один и тот же размер может передавать разное настроение в зависимости от семантического наполнения лирического произведения: от мрачного, зловещего, заунывного до игривого, непринужденного. Более того, передача одного и того же содержания разными размерами требует разных стилистических средств. Согласно мысли К. Тарановского, можно заметить, что определенным образом ритмизированная строка формирует определенные тематические ожидания, окончательно оформляемые посредством лексических средств. |
Фонетический уровень | Звукопись Фоника Эвфония Инструментировка Система звуковых повторов Ассонансы Аллитерации Анаграммирование – подбор слов текста в зависимости от состава ключевого слова Лейтмотивная звукопись Паронимия Рифма – созвучие конца строк или полустиший - мужские- с ударением на последний слог; - женские – с ударением на втором слоге от конца; - дактилические – с ударением на третьем слоге от конца -гипердактилические По звуковому составу: точные – приблизительные По расположению в строфе: перекрестная Кольцевая Смежная Терцетная | Повтор гласных Повтор согласных Как океан меняет цвет, когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет (Кармен) Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом Пир – мир – Памир; Лопаты – лампады, Художники- уходят, Гудящие – угодья Мечты – черты Запели – свирели Единственный – таинственный Вздрагивая – протягивая абаб абба аабб абб, баа | У носителей языка существуют тематические и образные ассоциации, связанные с употреблением определенного звука Метрическая роль рифмы заключается в фиксации границы стиха и объединении строк в строфы (что важно для дифференциации твердых строфических форм, а также для композиционного членения стихотворения) |
Лексический уровень текста | Словарь лирического стихотворения, доминирующая часть речи, тематические (семантические) поля поэтическая многозначность | Существительное, прилагательные и полные причастия, наречия, глаголы, краткие прилагательные, деепричастия. Личное, интимное – внеличное, гражданское |
|
|
|
|
|
|
Развернутый план практического занятия по изучению стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» в 6 классе
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!