Правило. Имена Всевышнего Аллаха не подлежат обсуждению, и человеческий разум не в состоянии постичь их в полной мере.
Исходя из этого мусульмане обязаны довольствоваться прекрасными именами Аллаха, упомянутыми в Священном Коране и Пречистой Сунне, ничего не прибавляя к этим именам и ничего не убавляя от них.
А причина этого заключается в том, что человеческий разум не способен самостоятельно определить, какими именами обладает Всевышний Аллах. Узнать об этом можно только из священных текстов, и поэтому Всевышний Аллах сказал: «Не следуй тому, в чем ты несведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу». [Сура “аль-Исра” (“Ночное путешествие”), аят 36].
Всевышний также повелел Своему посланнику сказать: «Господь мой запретил недостойные поступки, как явные, так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение, поклонение наряду с Аллахом другим богам, о которых Он не ниспосылал никакого предписания. [Он также запретил] говорить об Аллахе то, чего вы не знаете». [Сура “аль-Араф” (“Ограды”), аят 33].
Если же человек называет Аллаха именем, которым Аллах не нарекал Себя, либо отрицает прекрасные имена, которыми Аллах нарек Себя, то он совершает преступление и покушается на права Всевышнего Господа. Вот почему правоверный обязан внимательно относиться к этому вопросу и довольствоваться священными текстами.
Правило. Имена Всевышнего Аллаха не ограничиваются определенным количеством.
О чем свидетельствует известный хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Аллах! Я – Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол – в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своем писании, или научил им кого-либо из своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного. Сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби». [Этот достоверный хадис передали Ахмад (1/391, 452), Ибн Хиббан (2372) и аль-Хаким в сборнике “аль-Мустадрак” (1/509). См. также “Сахих аль-Азкар ва Даифух” шейха Салима аль-Хиляли 358/256].
|
|
Имена, которые Всевышний Аллах скрыл в сокровенном знании, люди не способны ни исчислить, ни познать.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал:«У Аллаха – девяносто девять имен, сто без одного, и всякий, кто сосчитает* их, войдет в Рай». [Этот хадис передали аль-Бухари (6410), Муслим (2677), ат-Тирмизи (5/3507) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах. Причем версия ат-Тирмизи содержит интерполяцию].
|
|
*[Т.е. запомнит их наизусть, осознает их смысл и, наконец, станет поклоняться Аллаху в соответствии с их смыслом].
Однако этот хадис не свидетельствует о том, что число прекрасных имен Аллаха ограничивается этим количеством. Если бы это было так, то текст хадиса был бы, например, следующим: «Имен Аллаха – девяноста девять, и всякий, кто исчислит их, войдет в Рай».
Поэтому в хадисе идет речь о том, что всякий, кто исчислит девяноста девять имен Аллаха, попадет в Рай, и последнее предложение этого хадиса является не самостоятельным утверждением, а логическим завершением предыдущей мысли. Представьте себе, что человек говорит: «У меня есть сто дирхемов, и я собираюсь раздать их в качестве пожертвования».
Это не означает того, что у него нет других дирхемов, которые он не собирается пожертвовать.
Что же касается того, какие имена Аллаха имеются в виду, то об этом нет ни одного достоверного сообщения. А хадис, в котором перечислены девяноста девять имен Аллаха, является слабым. [Речь идет о хадисе, в котором говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах обладает девяноста девятью именами, и всякий, кто исчислит их, войдет в Рай. Это – Аллах, кроме Которого нет иного божества, Милостивый, Милосердный…» Этот хадис передали ат-Тирмизи (3507), аль-Бейхаки в сборнике “Шуаб аль-Иман” (102), Ибн Маджа (3860) и Ахмад (2/258) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах].
|
|
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Перечисление имен не относится к словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в чем единодушны знатоки богословия и хадисов». [См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 382].
Он также писал: «Аль-Валид рассказывал этот хадис со слов своих учителей из Шама, о чем упоминается в некоторых версиях хадиса». [См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 379].
Ибн Хаджар писал: «Хадисы на эту тему, переданные аль-Бухари и Муслимом, лишены недостатков. Однако версия аль-Валида отличается от других. Она является запутанной и возможно содержит интерполяцию». [См. “Фатх аль-Бари”, т. 11, стр. 215].
Поскольку Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не определил девяноста девять имен Аллаха, мусульманские богословы высказывали по этому поводу различные мнения. Что же касается меня, то я собрал девяноста девять имен, которые сумел найти в писании Всевышнего Аллаха и Сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.
|
|
А) Имена, взятые из писания Всевышнего Аллаха:
- Аллах (Бог)
- Аль-Ахад (Единственный)
- Аль-Аля (Всевышний)
- Аль-Акрам (Наищедрейший)
- Аль-Илах (Божество)
- Аль-Авваль (Первый)
- Аль-Ахир (Последний)
- Аз-Захир (Явный)
- Аль-Батин (Ближайший)
- Аль-Бари (Создатель)
- Аль-Барр (Добродетельный)
- Аль-Басыр (Видящий)
- Ат-Тавваб (Принимающий покаяния)
- Аль-Джаббар (Могучий)
- Аль-Хāфиз (Всепомнящий)
- Аль-Хасиб (Требующий отчета)
- Аль-Хафиз (Хранитель)
- Аль-Хафи (Радушный, Снисходительный)
- Аль-Хакк (Истинный)
- Аль-Мубин (Разъясняющий)
- Аль-Хаким (Мудрый)
- Аль-Халим (Выдержанный)
- Аль-Хамид (Достославный)
- Аль-Хейй (Живой)
- Аль-Кайум (Вечный властелин)
- Аль-Хабир (Всеведущий)
- Аль-Халик (Творец)
- Аль-Халлак (Созидатель)
- Ар-Рауф (Сострадательный)
- Ар-Рахман (Милостивый)
- Ар-Рахим (Милосердный)
- Ар-Раззак (Наделяющий уделом)
- Ар-Ракиб (Наблюдающий)
- Ас-Салам (Безупречный)
- Ас-Сами (Слышащий)
- Аш-Шакир (Признательный)
- Аш-Шакур (Благодарный)
- Аш-Шахид (Свидетель)
- Ас-Самад (Совершенный и ни в чем не нуждающийся)
- Аль-Āлим (Знающий)
- Аль-Азиз (Могущественный, Великий)
- Аль-Азым (Великий)
- Аль-Афувв (Снисходительный)
- Аль-Алим (Всезнающий)
- Аль-Али (Возвышенный)
- Аль-Гаффар (Всепрощающий)
- Аль-Гафур (Прощающий)
- Аль-Гани (Богатый)
- Аль-Фаттах (Дарующий блага)
- Аль-Кāдир (Сильный)
- Аль-Кахир (Одолевающий)
- Аль-Куддус (Святой)
- Аль-Кадир (Всевластный)
- Аль-Кариб (Близкий)
- Аль-Кави (Всесильный)
- Аль-Каххар (Всемогущий)
- Аль-Кабир (Большой)
- Аль-Карим (Великодушный)
- Аль-Латыф (Добрый, Проницательный)
- Аль-Мумин (Оберегающий)
- Аль-Мутаали (Превознесшийся)
- Аль-Мутакаббир (Гордый)
- Аль-Матин (Крепкий)
- Аль-Муджиб (Внимающий)
- Аль-Маджид (Славный)
- Аль-Мухит (Всеобъемлющий)
- Аль-Мусаввир (Дарующий облик)
- Аль-Муктадир (Всемогущий)
- Аль-Мукит (Дарующий пропитание)
- Аль-Мāлик (Царь)
- Аль-Малик (Властелин)
- Аль-Маула (Господин)
- Аль-Мухеймин (Попечитель)
- Ан-Насир (Помогающий)
- Аль-Вахид (Единственный)
- Аль-Варис (Наследующий)
- Аль-Васи (Всеобъемлющий)
- Аль-Вадуд (Любящий, Любимый)
- Аль-Вакиль (Попечитель и Хранитель)
- Аль-Вали (Покровитель)
- Аль-Ваххаб (Дарующий)
Б) Имена, взятые из Сунны посланника Аллаха:
- Аль-Джамиль (Прекрасный)
- Аль-Джаввад (Щедрый)
- Аль-Хакам (Справедливый судия)
- Аль-Хайи (Стыдливый)
- Ар-Рабб (Господь)
- Ар-Рафик (Мягкий, Добрый)
- Ас-Суббух (Безупречный)
- Ас-Сейид (Господин)
- Аш-Шафи (Дарующий исцеление)
- Ат-Тейиб (Благой)
- Аль-Кабид (Удерживающий)
- Аль-Басыт (Простирающий)
- Аль-Мукаддим (Ускоряющий)
- Аль-Муаххир (Откладывающий)
- Аль-Мухсин (Добродетельный)
- Аль-Муты (Одаряющий)
- Аль-Маннан (Милостивый, Щедрый)
- Аль-Витр (Единственный)
В такой последовательности я расположил восемьдесят одно имя из писания Всевышнего Аллаха и восемнадцать имен из Сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
При этом я сомневался, следует ли относить к прекрасным именам Аллаха имя “аль-Хафи” (Радушный, Снисходительный), потому что в Священном Коране этот эпитет связан с пророком Ибрахимом. Он сказал: «Мир тебе! Я буду просить Господа моего ниспослать тебе прощение, так как Он снисходителен ко мне». [Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 47].
Я также колебался в связи с именем “аль-Мухсин” (Добродетельный), потому что не нашел соответствующий хадис в сборнике ат-Табарани, однако шейх-уль-ислам Ибн Теймийя упоминал это имя наряду с другими.
В то же время к этому списку можно добавить некоторые другие прекрасные имена, например: “Малик аль-Мульк” (Владыка царствия), “Зуль-Джалаль ва аль-Икрам” (Обладающий величием и славой).
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!