Скаутинг в России после 1917 г.



Произошла Февральская, а за ней и Октябрьская революции. Общество раскололось, раскололись и скаутские организации. Часть из них продолжали делать попытки оставаться нейтральными. В основ­ном, это были те, кто просто любил работу с детьми, любил романтику, приключения и увлекательную лесную жизнь. Но две большие половины пошли либо за белыми, либо за красными, искренне пыта­ясь защитить Россию. На Дону и Кубани скаутские руководители получали от правительства жалование. В тылу подростки создавали трудовые дружины, ремонтировали дороги, устраивали концерты, отдавая деньги на белую гвардию, сотрудничали в Осваге (осведомительное агентство) Деникина и Врангеля, в Осведфронте Колчака.

Но многие вступали и в комсомол, работали в подполье, где им пригодились скаутские навыки. Например, вологодская организация скаутов под руководством В. Проценко принимала участие в гражданской войне на стороне Республики Советов. Группа русских скаутов, находящихся в плавании в Тихом Океане на японском судне «Иомей мару», объявила 15 августа 1920 года о признании прави­тельства Совета Народных Комиссаров, красного флага с серпом и молотом и гимна Интернационал.

В Сибири развитие скаутинга во многом связано с именем известного педагога, скульптора и писателя Иннокентия Жукова. Родился он 5 октября 1875 года в семье управляющего Горно-Зерентуйским рудником. Учился в Читинской гимназии, а затем на филологическом факультете Петербургского университета, где активно участвовал в студен­ческом движении. Иннокентий Жуков — активный пропагандист и один из первых историков русского скаутинга. По сравнению с европейской частью России, скаутские отряды в Сибири стали в основном возни­кать к 1917 году. Идеологическим центром скаутинга была Чита, где жил с 1917 по 1922 годы Иннокентий Жуков. По воспоминаниям одного из старейших русских скаутов Николая Росса, в неполном списке адресов отрядов русских скаутов, опубликованном в Петербурге в 1917 году, значится 57 адресов, среди которых шесть относятся к Сибири и Дальнему Востоку — два в Томске, по одному в Иркутске и Чите и два во Владивостоке. Существовал и русский скаутский отряд в Харбине. По отрывочным данным, в 1918 -1919 годах скаутская работа велась в 21 городе, расположенном между Уралом и Тихим океаном. Весной 1919 года в Челябинске было около 200 скаутов. В городе состоялся съезд скаутских руководителей Сибири, Урала и Приуралья, 30 марта провозгласивший учреждение Всероссийской органи­зации скаутов, главой которой был избран О. И. Пантюхов.

Основанная 9 апреля 1917 года группой учеников местных учебных заведений (Бобровский, Жилин, Шастин) Иркутская организация скаутов насчи­тывала в первые дни своего существования всего 15-20 человек. Эта группа учащихся и составила первый скаутский отряд, который и явился основой скаутского движения в городе. Зима 1918-1919 гг. может считаться окончанием первого перио­да в истории иркутского скаутинга. Это, без сомне­ния, был период становления, формирования струк­туры отрядов, выбора руководителей. 1 сентября 1918 года все отряды и отдельные патрули иркутских бой­скаутов объединились в дружину. Во главе ее стал приглашенный группой родителей преподаватель Иркутского коммерческого училища Н. О. Толоконский. Идея скаутинга начинает распространяться и среди девочек, и 19 февраля 1919 года сформирован первый отряд герлскаутов имени Жанны д'Арк.

Для распространения информации о скаутском движении при Иркутской дружине создается бюро связи скаутов, которое содействует скаутской переписке, способствует распространению и приобре­тению скаутской литературы, является официальным посредником между иркутской и другими скаутскими организациями России. Предпринимались попытки организации в городе Общества содействия. Первый опыт в 1917 году закончился неудачей, а в период декабрьских боев во время пожара погибли все бумаги и архив. В начале 1919 года была предпринята вторая попытка, когда было созвано общее собрание всех интересующихся и сочувствующих скаутизму, и патронирующее общество возродилось. Председателем его стал В. С. Иванов. Летом 1919 года на средства, пожертвованные мужской гимна­зией, удалось провести и первый скаутский лагерь на озере Байкал. Важную роль в пропаганде скаутизма играла печать. Иркутская дружина скаутов издавала свой журнал, который назывался «Под знаменем скаутизма».

Великий мечтатель И. Жуков в Чите весной 1918 года развернул длительную игру «Экспедиционный корпус учащихся» для ребят в возрасте 10–14 лет, в которой приняло участие более 700 человек. Рассчитана она была на несколько лет, и играющие должны были пересечь Забайкалье частью пешком, частью на лошадях, частью на поезде. Это длительное путешес­твие предполагало серьезную подготовку, но вступле­ние в город семеновских войск прервало эту инте­ресную затею.

Комсомол воевал на фронте, и поэтому обращать особое внимание на подростков ему было некогда. Осенью 1918 года на съезде Всевобуча (всеобщее военное обучение) было решено создать организацию юных коммунистов на базе скаутских отрядов. И скаутская работа продолжалась под новым названи­ем. Но уже в 1919 году на втором съезде РКСМ было решено распустить скаутские отряды. Вопрос для комсомола стоял именно в плоскости борьбы, уничтожения, а не сотрудничества. Свежи еще были в памяти встречи с идейными противниками на фронтах гражданской войны.

Еще через год ЦК РКСМ предложил одному из своих секретарей разработать план ликвидации скаут­ских организаций. Но распустить — это одно, а своей формы работы с детьми комсомол предложить пока не может. И тогда 27 ноября 1920 года ЦК РКСМ создает комиссию по изучению скаутизма и приме­няемой в ней системе физического воспитания. И опять в 1921 году скаутмастера предлагают свои услуги Всевобучу. Соответственно, после Октября меняются не только отношения с официальными властями, но и многие принципы организации (уходит идея верности короне, богу). Но для комсомола вопрос, как воспитывать своих последова­телей, по-прежнему остается открытым. Неожиданной для многих становится брошюра Н.К.Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Была применена чисто большевистская методика использо­вания дореволюционных учреждений: верхушку отсекать, аппарат использовать, т.е. применять методы скаутинга, наполнив его политическим со­держанием. Вторая Всероссийская конференция РКСМ 19 мая 1922 года создала Пионерскую организацию. В решениях конференции было записано: разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг. Использовать начали все внешние атрибуты скаутской организации. В бюро по работе среди детей из 7 человек вошли 4 скаутмастера. Комсомол использовал их опыт и умение работать с детьми. Но само слово «скаут» все равно вызывало неприятие, несмотря на то, что многие скаутмастера принимали участие в создании первых пионерских отрядов.

Среди первых пионервожатых по некоторым регионам процент скаутмастеров достигал 67. 11 января 1923 года ЦК РКСМ, ГПУ, Главвсевобуч провели совещание, обсудившее совместную тактику борьбы против скаутов. Многие скаутмастера к этому времени уже вступили в комсомол, подписали прокомсомольскую Декларацию по вопросу о создании детского движения в РСФСР. Но некоторые продолжали практически подпольно работать с детьми. В одной из песен подпольных скаутов того времени были такие слова:

«Нас десять, вы слышите, десять,

А старшему нет двадцати.

Конечно, нас можно повесить,

Но раньше нас надо найти» ...

Таким образом, по содержанию деятельности в скаутинге появилось несколько направлений:

первое — традиционное, с получением трудовых навыков, сдачей на разряды, дисциплиной. Они не занимались политикой, не примыкали ни к одной молодежной организации. Таким, к примеру, был отряд В.Попова в Москве. Основой оставались идеи Б-П и строгое выполнение всех скаутских законов;

второе — Объединения Лесных братьев, соединив­ших последователей следопытов леса, описанных Сетон-Томпсоном в книге «Берестяной свиток». Подобные группы были характерны для Петрограда, Казани и других городов;

третье — юкизм;

четвертое — освобожденный скаутинг.

Обоснованием последнего занимался И.Жуков — Старший друг скаутов РСФСР и ДВР (Дальневосточ­ной республики). Жуков призывал создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру. Он искренне верил, что скаутинг может быть освобожден от буржуазных тенденций. Жуков искал новые формы социального воспитания ребят. Он разработал скорее фантастический, чем практический проект создания штатной должности Робинзона Крузо и его друга Пятницы при Народном комиссариате просвещения. По его мысли, во главе органов образования должны стоять люди, близкие духовному миру школьников. Эмоционально влиять на ребят может лишь знакомый им персонаж типа Робинзона, Капитана Гранта. Естественно, что поддержку этот проект не получил. Именно Жуков выступал горячим сторонником сотрудничества с комсомолом, что вызывает негативную оценку его деятельности у многих, особенно зарубежных скаутмастеров.

 

Самая драматическая страница в отношениях между скаутингом и РКСМ приходится, пожалуй, на зиму 1921-22 годов. Уже трижды комсомол уничтожал централизованную скаутскую структуру. Сначала — Общество содействия, затем — юксов и, наконец — скаутские группы при Всевобуче. Мас­сированная критика скаутизма сводилась к следую­щим положениям: скаутинг — буржуазная организация, проповедующая национальное единство вместо классовой борьбы. Во время гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев. Флаг зеленого, а не красного цвета. Знак лилия — монархический символ династии Бурбонов. Само слово «скаут» — английское. При этом совершенно упускалось из виду, что для скаутов политика и политический строй — дело отцов, а сама организация — национальная, а не политическая. И хотя никаких постановлений прави­тельства о запрещении скаутинга не было (пионеры и комсомол правительственными органами не являют­ся), начинаются гонения. Школы отказывают в по­мещении для скаутских сборов, с ребят-скаутов сры­вают символику, прорабатывают на собраниях. 10 мая 1923 года скауты Москвы собрались в районе села Всехвятское на сбор. Нагрянули работники милиции, сбор был признан незаконным. В связи с этим в журнале пионеров «Барабан» в феврале 1923 года появилась интересная заметка, озаглавлен­ная «Чудеса животного мира»:

«В последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться на свет божий большое количество животных, относящихся к роду скаутов, семейству пресмыкающихся. Зоологическим отделом ОГПУ предпринята экскурсия по городу Москве и ее окрестностям для пополнения своих коллекций. Между прочим, редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребятами. В добрый час! »

Вряд ли стоит это комментировать. Подобные процессы проходили во всех городах, хотя дея­тельность групп не прекращалась. В Иркутске еще в октябре 1922 года проходил праздник скаутов на площади Третьего Интернационала с парадом и показом гимнастических упражнений. Но 24 апреля 1926 года органы ГПУ провели аресты среди российских скаут-лидеров. Уже тогда они получили сроки в Соловецких лагерях. Именно двадцать шестой год многие историки считают датой практи­ческого прекращения деятельности скаутской орга­низации в России.

 

Занятие № 7.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!