Деятельность Сенежской студии 1970-1980 гг



Особым направлением в дизайне 70-80х гг была Сенежская студия. Организовал ее архитектор Евгений Абрамович Розенблюм в 1964 году.

В дом творчества «Сенеж» для занятий в экспериментальной студии приезжали художники-дизайнеры из разных городов страны с готовыми проектами – заданиями. Здесь им читали лекции, проводили занятия по композиции, цвету и некоторым другим художественным дисциплинам. Они разбивались на группы, по 2-3 человека и выполняли проекты, оформляли их виде планшетов и макетов. Почти половина дизайнеров, вошедших позже в Союз дизайнеров России, прошла через Сенежскую студию. Студия проработала около 30 лет и накопила, несомненно, уникальный опыт, может быть, не столько в самом проектировании, сколько в осмыслении дизайна и обучения ему.

Студия считала, что дизайном должны заниматься художники, а не инженеры. СС по сути – студия экспериментального д-на. («бумажный»)

Смысл работы студии был не в проект-нии, а в обучении. Школа ориентир-сь на известные - ВХУТЕМАС, Баухауз, Ульм, и тоже хотела войти в историю, разрабатывая новые подходы к проект-ю. Как и в Ульме, в СС совмещалась учебная, проектная и теоретическая деятельность.

Принцип проектирования - ориентация на человека – проект-щик должен учитывать особ-ти того ч-ка, для к-рого разраб-ся предмет. Худ-ки интуитивно вживались в образ ч-ка-потребителя, отождествляя себя с ним.

Стиль предмета должен формироваться культурными особенностями общества, а не только сочетанием его функции и внешнего вида. Стиль трактуется как естественное выражение времени в зримой форме.

- Концепц. «открытой формы». Проектируется не сама вещь, а вар-ты ее взаимоотн-я с ч-ком, ситуации. При «открытой форме» система организ-ся вокруг человека. Например, работа над установкой для очистки от кислорода. Здесь все цилиндрические формы открыли от кожухов и воспринимать среду стало легче. Человек-опрератор вписан в среду. Такое направление получило наименование «средовой дизайн» - и являлось заслугой СС. Вычленить из системного дизайна средовой и понять его как самостоятельное направление дизайна удалось только на Сенеже.

- Э.Зайцев - проект цеха обработки машиностроит. завода. Ширмы расчленили простр-во на зоны. Сгруппир. станки по их функции. Получ-сь целостное простр-ное решение. Исп цвета для гармониз. простр-ва. 

- Проект скоростного пассажирского самолета 1968 г отражает в себе все достижения современной техники и культуры. Внутреннее пространство соответствует стилистически внешнему облику. Однако на самом деле ситуация не проанализирована. (пневматические сидения, яркое освещение – все это не нужно). В этом проекте отразились концепции всей деятельности студии – кратковременность, принципиальная однодневность дизайнерских реконструкций.

В рассмотренном проекте наглядно выявляется еще одна сторона общего кредо студии - постоянное стремление к единству – структурному, художественному, визуальному.

Сенежская студия – явление уникальное, здесь сумели соединить учебный процесс с проектированием. Проектируя – учились.

- Однако, проекты обычно не реализовывались. Студия, как уже говорилось выше, занималась «бумажным дизайном». Суть метода – в раскрепощении дизайнера.

Прямым рез-том деят-ти СС была идея заложения в проект внедрения вещи в культуру потребителя, идея тесной связи диз. проектирования с проблемой стиля, => идея средового дизайна, вплоть до превращения всякого проектирования материальных объектов в средовой дизайн

 

Жилая Среда в проектах дизайнеров 1970-1980-х гг.

В квартирах предназначенных для строительства в 70-е годы улучшены планировочные решения. Увеличены площади жилых и подсобных помещений, что позволило удобнее разместить в них мебель и оборудование. В планировке квартир появилась анфиладность.

Раскрытие смежных пространств обогащает интерьер квартиры, делает ее более уютной и удобной. В новых предложениях более четко проведен принцип зонирования, связь общей комнаты с кухней и спален с сан. узлом, что способствует улучш. бытовых условий семьи. (проветр-е помещений). Комфорт квартир повыш. за счет введения лоджий и эркеров.

В 1975 г. Был проведен III Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели массового производства для новых типов квартир. Получила развитие секционная мебель, блокируемая в стенки по ширине и высоте ( за счет съемных антресолей). Было положено начало наборам кухонной мебели, в изготовлении которой наметилась тенденция к уменьшению лицевых поверхностей из древесины, она стала кутаной. Начали больше применять декоративные прошивки. Выявилась большая эстетическая роль мягкой мебели по сравнению с корпусной.

Наборы корпусных изделий для общих комнат были предложены в основном в виде блоков комбинированных шкафов(стенок), разнообразных по композиционному решению с возможной многовариантной компоновкой. В мягкой мебели вместо массивной древесины стали активно использовать гнуто- и плоскоклееные элементы. Секционный принцип стал характерен и для спален.Особенно Полезным секционный принцип оказался для кухонного оборудования, что позволило рационально использовать небольшое кухонное пространство. Наборы мебели уже включали кухонную бытовую технику.

Прихожая, которая раньше оборудовалась отдельными, не всегда согласющимися между собой предметами. Также нашла комплексное решение. Внутреннее пространство стало организовываться не только архитектурным единством формы предметов, но и отделочными материалами, цветовым решением.

А на самом деле жилой среде уделялось не так много внимания. Большей Популярностью пользовался промышленный интерьер, машиностроение, станкостроение. Дизайн бытовых предметов существовал на уровне сувенирной продукции среднего эстетического уровня, какие-то образцы были более, какие-то менее удачными. Вазочки, пепельницы, наборы для ванной комнаты и тому подобная фигня. Дизайнерских бюро было достаточное количество и они даже переодически занимались жилыми интерьерами, но они были загнаны в рамки идеологии - равенство в обществе - равенство в интерьере и мебели. Вся мебель была одинакова. - В 80-х годах внедряется принцип стенки – мебель расставляется вдоль стен.

- интерес к фирм. стилям (Олимпиада 80 г)

- Ориентация на потребителя. Разраб образа потреб-ля, его психол портрета. Концепт. проекты – кресло для уединения, сосредоточенный стол, кресло для творческих натур и т.д. Выставки в Талине. Ориентация на зап. образцы с учетом собственного проектного опыта. Интересные образные решения (набор стол со стульями похож на лодку конное)

- Эмоц-ть, психологические составляющие. Раскреп-ть Сенежской ст. 

- Средовой подход в реш интерьера. «Мебар» - мебель-арх-ра. Проектирование пространства интерьера, где мебель сращена с арх-рой: выдвигается из стен и потолков


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!