ПРОЕКТЫ ЖИЛЫХ ЯЧЕЕК И МЕБЕЛИ Д. КОЛОМБО 60-Х ГОДОВ



Все проекты Коломбо отличаются подчеркнутой технологичностью образа /результат смелого порой революционного эксперимента с новейшими материалами и технологиями/.

Среди наиболее интересных разработок Коломбо – серия светильников для фирмы «О-Люче», кресла, стулья и табуреты из пластмассы, рассчитанные на крупносерийное производство методами штамповки, отливки и т.д., в том числе один из первых в Италии стульев изготовленный целиком из пластмассы – универсальный стул для фирмы «Картель», а также «Набор холостяка» - складной/раскладной шкаф на колесиках.

В конце 60-х годов широкую популярность Коломбо принесли его концептуально-футурологические проекты полностью оборудованных жилых ячеек, многофункциональных трансформирующихся микропространств – агрегатов для жилья. Эти мобильные блоки обслуживают в развернутом виде не одну зону, а целый комплекс бытовых процессов. «Ширма-контейнер» для спальни включает емкости для одежды, обуви, предметов туалета, осветительную систему, регулируемое по высоте зеркало. Контейнер в виде параллелепипеда превращается в раскрытом виде в ширму из 6-ти гибко связанных секций, с помощью которой можно выделить относительно изолированную зону сна.

Завершающим этапом этого направления разработок Коломбо явились «универсальные жилые контейнеры», попеременно превращающие нейтральное пространство в различные по функциям жилые помещения. Контейнеры дифференцированы на несколько типов : для молодого мужчины, взрослого человека и т.д. Каждый контейнер-это компактное образование из ряда –пространственно-самостоятельных мобильных элементов, функциональных комплектов различного назначения. В собранном виде контейнер функционирует в «минимальном режиме». Для работы в «максимальном режиме» составляющие контейнер мобильные элементы пространственно отчленяются. Некоторые из них могут дополнительно расчленяться, образуя открытые и закрытые емкости с различными встроенными приборами.

В проекте « Визиона-69» Коломбо оставляет свою излюбленную тему развертывающихся многофункциональных контейнеров и строит композицию на основе многофункциональных подвижных блоков или объемных капсул, строго профилированных по назначению и представляющих собой компактно сформированные функциональные зоны, набор которых и составляет собственно жилище того или иного типа.

Проект «Визиона-69» - это условно выгороженное пространство для отдыха, сна, индивидуальной гигиены, приготовления и приема пищи. Зона отдыха представлена открытой объемной системой, сальная капсула имеет вид цилиндрического объема с двойными стенками, между которыми находятся емкости для одежды, все кухонное оборудование размещено в капсуле приготовления и приема пищи.

Концепции индустриального дизайна в европейском дизайне 60-70 гг

“Арт- дизайн”( Италия) Ставка на индив-ть.Стиль-совокупность индив-ных манер. Ит. Дизайн не придерживается функционализма.Дизайн - форма Тв-ва. Арт-дизайн существовал как элитарное явление

Предст: “Оливетти”,Марчело Ниццоли(пишущие машинки),Л. Колани

Скульптурный стиль - часть арт-дизайна. Эксперимент с формой. Перевод в вещь приемов совр. скульптуры, живописи, графики, арх-ры и ДПИ. Второе по значению направление после функционализма. Новые Материалы ,современные методы и технологии. Это дало возможность создать многовариантное массовое производство высокохудожественных вещей. В общественном интерьере на скульптурную форму делают ставку как на средство, которое может решить проблему “индивидуального бытия общественной культуры”. Скульптурная форма-получение любых криволинейных профилей путем натяжения, вытяжки, штамповки.

Предст: Э. Соттсасс, М. Занузо, Беллини , Луиджи Колани

Радикальный дизайн- поэтическое и иррациональное направление, выдвигая утопические предложения, боролось с геометрией модернизма.

Антифункционализм конец 60-х возник параллельно с радикальным

Возник на основе арт-дизайна. Нет реальных проектов. Все Проекты – сатирич-кий абсурд, провокац-ный проект.”Неподражаемая Странность” в вещах, в некоторых есть своеобр. функц-м: одни из наборов мебели можно было сложить в идеальный куб. Антифункц-сты считали, что функционализм создает скуку. Задача-делать объекты большие, ярких цветов, нелепые, полные сюрпризов, чтобы жить с ними, играть с ними, спотыкаться об них

Предст.: группа “Аркизум”,группа “Суперстудио”

Концепции, ориентирующиеся на молодежнуюсубк-ру (разных потребителей вообще – геронтолог. д-н)- меняется образ жизни, трансф-ция, все, что не имеет постоянного места, “напольная жизнь”.

Появл. концепции мобильной среды, различ. трансформеров, все на колесиках. Пересматривается концепция жилища, вариативность, набор агрегатов. Нет традиционного решения интерьера, ставка на инициативу потребителя, разрушение стереотипов. Появляются островные кухни

Предст: Джое Коломбо, Марио Занузо, Мурге

Поп-арт-первое произведение прин. Ричарду Хамельтону. Он утверждал, что поп-арт обращается к молодежи, ему присуща эфемерность и быстротеч-ть. Ист-ки вдохн-я- реклама, мир СМИ, комиксы, электроника, консервн. банки, страницы ж-лов, фото., банковские билеты, взятые отдельно или вмонтир-е в коллажи. Излюб мат-л - пластик. Для стиля хар-ны яркие радужн цвета, необыч и смелые формы. Товары были деш. и посредственного кач-ва. Поп-арт развивал свои принципы формообр-я. Главная Задача худ-ков - сократить дистанцию м-ду своими произв-ми и зрителем

Предст.: Роберт Рашенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс,Энди Уорхол, Джеймс Розенквист,

Оп-арт- оптич. эфф-ты, с учетом пс.-физиолог. особ-тей зрит-го воспр.

Предметная Среда эпохи космических полетов-доминирование белых и серебр цветов, космическая тематика в предметах мебели и интерьере.

Постмодернизм- обращение ко всем историческим стилям. Три принципа: 1-партисипация 2-Исторический аллюзионизм( намек, отсылка) , композиционные элементы используются только как мотив и свободно перемещаются, не копирование.3- контекстуализм- проект должен быть соотнесен с контекстом существующей среды. На вещи активно переносятся архитектурные эл. Вещи закодированы-исторический мотив, заложенный дизайнером, должен быть прочитан потреб.

Предст: Майкл Грейвс, Паоло Портогезе, Ханс Холлейн

 

 

Отеч. д-н 1920-х

ВХУТЕМАС,Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве. Перед производств. фак-ми была поставлена задача подготовки худ-ков нового типа, способных работать не только в традиц.видах искусств пластических, но и в созд. всей предм-й среды, окружающей ч-ка (предметы быта, орудия труда и пр.). Во В. впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки худ-ков-конструкторов.

На производств, ф-тах разрабатывали проекты трансфор-ся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т. д.), массовой посуды, светильников и др. Во В. преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции рус. художеств. школы предреволюц. десятилетий (гл. обр. Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества - А. Е. Архипов, П. В. Кузнецов, И. И. Машков так и представители производственного искусства (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.). На производств. ф-тах практически претворялись теоретич. взгляды "производственников", отожд-ших худ. тв-во с произ-вом социально и функционально-целесообразных вещей, к-рые, по их мнению, должны были определять хар-р всей быт. среды в социалистич. обществе.

Преп-ли были приверж-ми авангард. в живописи, арх-ре, радикально настроенные против традиции всего старого. Во главе угла абстракт. формотв-во, без аналогов, без привязки. Основатель дизайна Родченко (фотограф, живописец) занимался рекламой, стенографией, проект-ем текстиля, мебели, используя уникальные методики проект-я- обучения. Дизайн осваивает системное проект-е, обращается к среде, т.е. к комплексу объектов

Начинается оформление гор. среды(малые формы: киоски,стенды) также обращение к большому гор. диз-у. Попытка выйти на пром-. дизайн: проектиров. кабины вожатого трамвая, сидение для вагонвожатой с учетом эрго. параметров, оборудование интерьеров самолетов, автобусов дальнего следования, проек-ние нового вида самолетов, объединяющих в себе самолет и плавательное средство- глиссер, изобретение троллейбуса.

Большое место в про-ой деятельности занимают идеологические про-ты. Во главе угла мед.фака (металлообробатывающий), создание трансформеров: они многофункц-ны, трансформируемы, складируемы.

 Приоритет выдумки над формой. Все выражает презрительное отношение к быту: у мебели, вещей почти нет эстетической формы, лишь голая функция(кресло-кровать, складная кровать). Идея мобильной формы, у нас появляется к 20гг, а не только к 70-80гг.

нет ставки на комфорт. привлечение новых материалов, машинность форм, например стулья на ножках, мебель с металлическими конструкциями(Галактионов). Газетные киоски разворачивались. Главное в их формотворчестве абстр-е композиции (Родченко).

Изобретательный диз. Одно из первых заданий, предложенных студентам Родченко, сделать из простой вещи необычную, решить иначе фун-ию объекта.

 Салоны транспортных средств трансформировались: в автобусах дальнего следования 2 кресла раскладывались в одно, в салонах самолетов сидения трансформировались в двухъярусные спальный места.

 Аскетизм в быту. Минимум предметов. Проекты создавались для рабочих, но масса этого не принимала, т.к. присутствовал разлом и инерция массового вкуса. Люди хотели комфорта.

 Много экспозиционного материала (Эль Лисицкий). Агитации в транспорте(мотоколяска на лыжах), в мебели(походный складной чайник-Быков, столик для выстовок-Медуницкий).1927 г- появление проектов, опережающих время(Летающий город-Крутиков)

 На основе одного ВХУТЕМАСа, организованно 28 новых уч. заведений.1930гг. дизайн рассыпается как профессия чужд. сов. власти. Полуподпольно созд-ся оборудование для метрополитена, это попытка примерить конструктивизм с сов. неоклассикой, появляется типичный инж.дизайн.

- С появл домов-коммун начали разрабатывать первую трансформируемую, стандартизированную мебель. Например, вместо кухонь – малогабаритный вытяжной шкаф-кухня. Началась разработка встроенного оборуд-я в виде плотяных шкафов, полк, стеллажей, кроватей, стульев, столов. Стандарт. Оборудование с одной ст-ны должно решить организацию пространства, а с др стороны – обесп стилестическое ед-во. 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!