Теория влечений и психология самости



 

Первоначально Х. Кохут выдвинул предположение, что существует два вида либидо – нарциссическое и объектно-инстинктуальное, последовательно сменяющие друг друга.

Оба эти варианта не имеют отношения к характеристикам объекта, они субъективны и абстрактны, и связаны с психологическим значением переживания, понять которое можно лишь эмпатически (Kohut, 1971). Позже, разрабатывая теории психологии Самости, он предположил, что нарциссизм не сменяется объектно-инстинктуальным либидо, а продолжает самостоятельно существовать в психике взрослого человека. Соответственно, он описал два пути регрессивного процесса при различных психопатологиях. Первый развивается по линии объектно-инстинктуального заряда в направлении от объектной любви, через нарциссизм, к аутоэротической фрагментации и вторичному галлюцинаторному восстановлению реальности. Второй путь пролегает от зрелых форм нарциссизма к архаичным, а затем к фрагментации Я и вторичному восстановлению архаичного Я в виде психотических манифестаций (Kohut, 1971).

Соответственно двум путям регрессивного процесса Х. Кохут выделяет и два вида тревоги. Первый вид – это тревога, переживаемая человеком, Самость которого является более или менее целостной структурой, характеризующаяся страхом перед реальной угрозой (например, страх кастрации). Второй вид будет связан со страхом распада, фрагментации Самости, а не с видимыми причинами, которые привели индивида к этой тревоге (Лейбин).       

Если в классическом психоанализе, исходя из принципа детерминированности психических процессов, причиной происхождения психопатологии является первичная фиксация или регрессия индивида на стадию инфантильного (орального, анального) уровня проявления влечений, то в психологии Самости этиологию психопаталогий рассматривают под углом родительских установок, которые, с одной стороны, потворствовали догенитальным влечениям ребенка, а с другой стороны — блокировали требования фаллически-генитальных потребностей ребенка. «Я не думаю, что такую явную блокировку формирующегося аппарата влечений ребенка могли бы создать родители, находящиеся хотя бы в минимальном эмпатическом контакте с созревающими стремлениями ребенка. Мой клинический опыт работы с пациентами все больше убеждал меня в том, что фиксация влечений и широко распространенные дефекты Эго не являются ни первичными в генетическом отношении, ни центральными аспектами психопатологии со структурно-динамических позиций. Речь здесь идет о самости ребенка, которая не была достаточно сформирована вследствие серьезных нарушений эмпатических реакций родителей, а также об ослабленной и склонной к фрагментации самости, которая ради защиты направляется к доставляющим удовольствие целям посредством возбуждения эрогенных зон, а затем вторично вызывает оральную (и анальную) ориентацию влечений и заставляет Эго служить целям влечений, связанным с возбуждаемыми зонами тела»

Т.е изолированное сексуальное влечение ребенка не является первичной психологической конфигурацией. Изолированные влечения возникают в результате травмирующего недостатка эмпатического взаимодействии с окружением и чтобы не потерять ощущение жизни и связанности Самости, ребенок обращается к интенсивным оральным, анальным или уретральным переживаниям. Таким образом, первичными, здесь будут отношения между Самостью и эмпатическим объектом (Кохут, 2002). Можно сказать, что патология влечений и недостатки Эго являются симптоматическим выражением центрального дефекта Самости, они являются вторичными относительно вызвавших их нарушений Самости.

Таким образом, интенсивность проявления инфантильных влечений, с точки зрения психологии Самости, является не причиной психопатологии, а результатом, симптомом ослабленной Самости.

Целью психоаналитической терапии по Фрейду является достижение глубокого осознания влечений и достижении способности их контролировать (подавление, сублимация, нейтрализация, сдерживание в отношении цели). В психологии Самости Кохута фиксация на инфантильных влечениях происходит, когда Самость ослаблена, когда она не получает необходимого эмпатического отклика от селф-объекта. Именно тревога описанного выше второго типа – тревога дезинтеграции Самости – приводит к элементам ее распада: индивид «обращается к фрагменту крупной эмпирической единицы, эрогенной зоне, нацеленной на получение удовольствия» через которое индивид надеется уйти от тревоги и восстановить целостность Я (Кохут, 2002).

Так, психология Самости не отрицает теорию влечений, разработанную классическим психоанализом, а предлагает принцип комплементарности: «для объяснения психологической области может понадобиться не одна, а две (или больше) теоретические системы».

«Потребность ребенка в пище не является первичной психологической конфигурацией. С позиции психологии самости мы вместо этого утверждаем, что с самого начала ребенок отстаивает свою потребность в дающем пищу объекте самости, как бы смутно он ни осознавался. (В терминах поведения мы могли бы сказать, что ребенок нуждается в эмпатически модулируемом предложении пищи, а не в пище.) Если эта потребность остается неудовлетворенной (до травмирующей степени), то тогда базисная психологическая конфигурация — радостное переживание целостности, соответствующих реакций на самость — распадается, и ребенок обращается к фрагменту крупной эмпирической единицы, то есть к оральной стимуляции, нацеленной на получение удовольствия (к эрогенной зоне), или, выражаясь клинически, к депрессивной булимии. Именно этот фрагмент психологического опыта становится точкой кристаллизации возникающего впоследствии пристрастия к еде. И именно все большее осознание депрессивно-дезинтегрированной реакции на неэмпатический объект самости, а не влечения (и, по существу, воспитательный акцент на овладении влечениями) становится основой, на которой может возобновиться движение к психологическому здоровью».

Фиксация влечений и соответствующие действия Эго возникают вследствие слабости самости. Оставленная без ответа самость не смогла преобразовать свою архаичную грандиозность и свое архаичное желание слиться со всемогущим объектом самости в устойчивую самооценку, реалистические стремления, достижимые идеалы. Патология влечений и патология Эго являются симптоматическим выражением этого центрального дефекта самости.

В большинстве перверсий, с которыми сталкивается аналитик в своей клинической работе, поведенческие проявления, которые кажутся выражением первичного влечения, оказываются вторичными феноменами. Сущностью садизма и мазохизма не является, например, выражение первичной деструктивной или саморазрушительной тенденции, первичного биологического влечения, которое только вторично может удерживаться под контролем посредством слияния, нейтрализации и прочих средств; это — процесс двухступенчатый: после разрушения первичного психологического единства (необходимого для достижения ребенком эмпатического слияния с объектом самости) влечение появляется в качестве продукта дезинтеграции; в таком случае влечение служит стремлению воссоздать утраченное слияние (и тем самым восстановить самость) патологическими средствами, то есть, как это обычно бывает в фантазиях и поступках извращенного человека.

Из-за неспособности родительского объекта самости выступать в качестве доставляющего радость зеркала для здорового самоутверждения ребенка у него на всю жизнь могут остаться обида, чувство горечи и садизм, от которых невозможно избавиться, — и только посредством терапевтической реактивации изначальной потребности в ответах со стороны объекта самости действительно удается уменьшить гнев и садистский контроль, вернуться к здоровому самоутверждению.

В отличие от большинства классически ориентированных аналитиков, Кохут отказался от признания первичности агрессии. Он рассматривает проявление деструктивности, объясняя ее не как проявление первичного влечения, обнаруживаемого в ходе терапии, а как процесс дезинтеграции, обусловленный неадекватными, неэмпатическими отношениями с объектами Самости. Агрессия возникает из-за неспособности окружающих объектов самости удовлетворить потребность ребенка в оптимальных эмпатических ответах. Кроме того, агрессия как психологический феномен не является элементарной. Подобно неорганическим строительным блокам органической молекулы она с самого начала является компонентом самоутверждения ребенка, и в обычных условиях она остается слитой с утверждением себя в жизни зрелой самости взрослого человека.

Т. е. агрессия может быть не только деструктивной. В теории Кохута неразрушительная агрессия рассматривается в аспекте здоровых проявлений Самости. Ребенок предъявляет требования к своему окружению, которое старается создать вокруг него обстановку эмпатической отзывчивости. Эти требования являются ни чем иным как конструктивным агрессивным откликом ребенка на отсутствие идеальной или абсолютной эмпатической реакции окружения. Недеструктивная агрессия является составной частью требований рудиментарной Самости, активизируясь каждый раз в процессе оптимальной фрустрации, развиваясь от примитивных к зрелым формам самоутверждения.

Деструктивная агрессия, если она не выходит за рамки допустимого, будучи реактивной по своей природе, способствует конструированию здоровой личности. При этом каждый из обоих видов агрессии развивается в своем направлении.

Нормальная агрессия, соединяясь с чувством уверенности, развивается на основе оптимальной фрустрации, которая «толкает» индивида на поступки, направленные на извлечение выгоды.

Враждебно-деструктивная агрессия, с уровнем фрустрации ниже оптимального, провоцирует раздражительность, злобность и опасные действия. Развитие агрессии этого типа соответствует отдельным фазам общего психосексуального развития и следует в направлении от физического выражения к вербальному (от действия к слову). При этом раздражительность, гневливость и злобность исчезают только при достижении цели.

Существенной особенностью концепции Кохута является признание того, что всякое развитие включает не только оптимальный, но и «заниженный» уровни фрустрации. Если фрустрация «заниженного» уровня становится особенно отчетливой, возникают состояния фрагментации Самости. Прототипом таких состояний является нарциссическая ярость реакция индивида на захлестывающие его чувства ненависти, обиды, «нарциссической травмы» или же на потребность причинить боль. Противоположными состояниями сопровождается обычная агрессия, мобилизующая индивида на преодоление препятствий.

В терапии представления Кохута об агрессии дают понимания того, что агрессия, с которой сталкиваются аналитики в переносе, чаще всего является либо результатом недостаточной эмпатии со стороны аналитика в настоящем, либо оживлением инфантильной реакции на недостаток эмпатии в детстве, либо наложением этих двух причин.

В классическом психоанализе клинические данные рассматривались, как правило, с точки зрения психического аппарата, пытающегося справиться с влечениями и структурным конфликтом, с точки зрения Я, побуждаемого страхом кастрации или завистью к пенису. В психологии Самости осмысление клинических данных осуществляется под углом зрения Самости, побуждаемой страхом дезинтеграции и борющейся за сохранение своей связности. Такое изменение в подходе к клиническим данным потребовало от Х. Кохута пересмотра выдвинутого З. Фрейдом постулата об эдиповом комплексе как основополагающего концепта классического психоанализа (Лейбин).

По мнению Х. Кохута, классическая теория влечений, в основе которой лежат связанные с эдиповым комплексом переживания ребенка, не в состоянии адекватно объяснить важные переживания человека, относящиеся к развитию и преобразованию его Самости, в частности, к формированию и сохранению связной ядерной Самости. Фрейдовская теория влечений, а также последующие ее модификации объясняют переживания человека, отягощенные его виной, но оказываются несостоятельными при осмыслении иных его переживаний. Во всяком случае Х. Кохут полагал, что в терминах эдипова комплекса можно объяснять не только психопатологию, но и психическое здоровье человека. По его собственному выражению, наличие прочной Самости является предварительным условием переживания эдипова комплекса.

В связи с осмыслением эдипова комплекса Х. Кохут выделил две группы нарушений. К первой группе нарушений он отнес псевдонарциссические расстройства, связанные с эмоциональным уходом от конфликтов и страхов эдипова периода, способным привести к постоянному принятию нарциссической позиции, используемой в защитных целях. Ко второй — невроз псевдопереноса, порожденный своего рода омертвением ребенка вследствие ощущения фрагментарности его Самости или недостатка жизненных сил, что приводит к принятию эдиповой позиции, также используемой в зищитных целях.

Наряду с псевдонарциссическими расстройствами и неврозом переноса, следует выделить также смешанные формы нарушений, в которых первичная нарциссическая патология сочетается с эдиповой патологией. При рассмотрении эдипова комплекса классический психоанализ ограничивался фокусировкой внимания на структурном конфликте и структурном неврозе. Психология Самости смещает акцент исследования на позитивные аспекты эдипова периода, исходя из того, что если ребенок обладает прочной, непрерывной Самостью, то в тот период он будет испытывать активно-собственнические и нежно-сексуальные желания в отношении родителя противоположного пола, а также чувства, выражающие уверенность в себе. Однако, как замечал Х. Кохут, переживания ребенка в эдиповой фазе развития становятся понятными не тогда, когда их рассматривают изолированно, а тогда, когда они воспринимаются в рамках эмпатических или неэмпатических ответов со стороны его объектов Самости.

Переживания здорового ребенка, по Кохуту, в период эдипальной стадии развития содержат и сохраняют в себе глубокую радость, не связанную с содержанием эдипова комплекса в традиционном смысле и имеющую важное значение для последующего развития человека. Эта радость покоится на двух источниках, включающих в себя внутреннее осознание ребенком важного шага в психологическую сферу новых переживаний и переживание им гордости, исходящей от родительских объектов Самости. Признание подобного положения ведет к тому, что если в рамках классического психоанализа эдипов комплекс воспринимается в качестве ядра невроза, то с точки зрения психологии Самости этот комплекс является своего рода матрицей, вносящей существенный вклад в укрепление независимости Самости и позволяющей ребенку следовать собственным путем с большей уверенностью, чем ранее.

Х. Кохут считал, что эдипов комплекс не наносит человеку таких глубоких ран, как это принято считать в классическом психоанализе. Напротив, этот комплекс действует на человека воодушевляюще и доставляет радость. И если многие психоаналитики расценивали драматические желания и тревоги ребенка на эдиповой стадии развития как нормальные события, то Х. Кохут считал, что они являются не чем иным, как реакциями ребенка на недостаток эмпатии со стороны объекта Самости в этот период жизни. В целом он полагал, что «случаи эдиповой патологии встречаются теперь реже, тогда как случаи патологии самости — все более часто» (Восстановление самости). Т.о., в понимании Х. Кохута эдипова стадия развития ребенка не определяет судьбу Самости.

Сравнивая подходы классического психоанализа, психологии Я и психологии Самости, Х. Кохут выделил два направления, связанные с рассмотрением функционирования человека. Одно направление исходит из представлений о том, что он назвал «Виновным человеком». Другое — о «Трагическом человеке». В первом случае внимание акцентируется на цели реализации влечений человека, во втором — на цели, направленной на реализацию его Самости.

Виновный человек руководствуется в своей жизни принципом удовольствия, но часто он оказывается неспособным к достижению цели реализации своих влечений не только из-за давления со стороны окружения, но и в результате внутреннего конфликта. Трагический человек стремится выразить структуру своей ядерной Самости, и его усилия находятся по ту сторону принципа удовольствия, хотя его неудачи могут затмевать его успехи.

В основе классического психоанализа лежат представления о Виновном человеке, для описания и объяснения поведения которого аналитики прибегают к концепциям психического аппарата и структурной модели психики. В основе психологии Самости лежат представления о Трагическом человеке, рассмотрение которого осуществляется через призму его биполярной структуры и напряжения между двумя полюсами.

С точки зрения Х. Кохута, сексуальное и деструктивное Оно, сдерживающее и запрещающее Сверх-Я являются элементами структурного аппарата Виновного, а ядерные амбиции и идеалы — полюсами Самости, между которыми возникает дуга напряжения, формирующая главные цели Трагического человека. При структурном неврозе, с которым имел дело классический психоанализ, успешность анализа определяется оценкой того знания, которое пациент приобрел о происхождении своих невротических симптомов и патологических черт характера, а также оценкой степени контроля, который он может осуществлять над своими сексуальными и агрессивными влечениями. При нарциссических нарушениях личности, являющихся главным объектом исследования и лечения в рамках психологии Самости, успешность анализа оценивается с точки зрения связности и прочности Самости пациента, восполнения дефектов в структуре его Самости, восстановления его компенсаторных структур.

Психология Самости не претендовала на то, чтобы подменить собой буквально все концептуальные и терапевтические разработки З. Фрейда. Х. Кохут признавал, что как в случае осознанных психических конфликтов при нормальном функционировании, так и в относящейся к области структурных нарушений психопатологии аналитик может не обращаться к понятию Самости.

Кохут отмечал, что в дополнение к классической теории и технике психоанализ нуждается в психологии Самости и соответствующей ей технике, на разработку которых и были направлены его концептуальные и терапевтические усилия. В условиях современности психоанализ должен, по его мнению, сместить фокус своего внимания с внутренних конфликтов человека, вызванных эдиповыми и другими инцестуозными стремлениями, на исследование превратностей Самости (Восстановление самости).

 

Расстройства самости

Патологические состояния Самости:

Опустошенная Самость отражает утрату жизненных сил с картиной опустошающей депрессии. Она возникает вследствие неспособности самообъекта радоваться существованию и утверждению Самости.

Перегруженная Самость представляет собой состояние дефицита, при котором Самость не способна успокоить себя или облегчить себя при страдании, то есть не умеет найти подходящие условия для воссоединения с успокоительным всемогущим самообъектом.

Перевозбужденная Самость рассматривается как состояние повторяющихся проявлений повышенной эмоциональности или возбужденности, возникающих в результате чрезмерных либо неприемлемых для данной фазы развития неэмпатических ответов со стороны самообъектов.

Несбалансированная Самость описывается кок состояние непрочности составных частей Самости. При этом одна из частей, как правило, доминирует над остальными.

Если слабый оценочный полюс не может обеспечить достаточного «руководства», Самость страдает от чрезмерной амбициозности, достигающей уровня психопатии.

При чрезмерно развитом оценочном полюсе Самость оказывается «скованной» чувством вины и в результате «стесненной» в своих проявлениях.

Третий тип несбалансированности Самости характеризуется выраженной дугой напряжения между двумя относительно слабыми полюсами. Такой тип Самости является, так сказать, отстраненным от ограничивающих идеалов и личностных целей, в результате чего индивид отличается повышенной чувствительностью к давлению со стороны внешнего окружения. В качестве примера можно привести образ специалиста в технической области знаний, полностью посвятившего себя самосовершенствованию в профессиональной деятельности, но в то же время лишенного сбалансированной позиции в сфере личностных притязаний или этических оценок. Выраженность несбалансированности варьирует в широких пределах — от относительно нормальных личностных проявлений до предпсихотической личности.Расстройство Самости возникают при недоразвитии Самости до уровня достаточной связности и гармонии жизненных сил либо при утрате этих качеств, если до этого они были развиты в полной мере.

Кохут выделяет следующие диагностические категории повреждения структурного единства и сил Самости:

Психоз - постоянный или длительный распад, ослабление или серьезное искажение самости. При психозе дефект не компенсируется никакими защитными структурами. При этом постулируется, что в основе выраженных повреждений Самости лежит врожденный (этиологический) дефект. Психотические состояния не поддаются обычному аналитическому воздействию.

Пограничные состояния также характеризуются выраженным постоянным или стойким повреждением Самости; их отличительной особенностью является, однако, компенсация и/или предотвращение фрагментации Самости, достигаемые за счет комплексных защитных действий. Пограничные состояния поддаются анализу лишь в редких случаях — при определенных, четко фиксированных условиях, когда удается устранить ятрогенные влияния, или при наличии «податливого» объектного переноса.

Шизоидные и Паранойяльные состояния, - две защитные организации, использующие дистанцирование, то есть находящиеся на безопасном эмоциональном расстоянии от других — в первом случае посредством эмоциональной холодности и эмоциональной уплощенности, во втором случае посредством враждебности и подозрительности, — что защищает самость больного от опасности подвергнуться постоянному или длительному распаду, ослаблению или серьезному искажению.

Эти три формы психопатологии в принципе не поддаются анализу, то есть, хотя связь между пациентом и терапевтом может быть установлена, ограниченного слияния при переносе болезненного (или потенциально болезненного) сектора самости с имаго аналитика как объекта самости, которым можно было бы терапевтически управлять при помощи интерпретации и проработки, не происходит.

Вместе с тем Кохут выделяет две другие формы первичного нарушения самости, которые поддаются анализу. Ими являются:

Нарциссические расстройства поведения представляют собой временные, устранимые с помощью соответствующих терапевтических методов повреждения Самости. Симптоматика расстройств этого типа отражает аллопластические попытки навязать окружению собственные идеалы и методы самоуспокоения. В эту группу расстройств включают прежде всего перверсии, делинквентность и наркоманию.

Нарциссические расстройство личности - временный распад, ослабление или серьезное искажение самости, устраняемое с помощью адекватной психоаналитической терапии. Симптоматика здесь отражает напряжение, связанное с повреждениями Самости, а также аутопластические попытки восстановления функций самообъекта. Эта группа расстройств включает ипохондрию, депрессию и гиперсензитивность.

В этих двух последних формах психопатологии спонтанно происходит ограниченное слияние при переносе болезненного сектора самости с аналитиком как объектом самости; более того, проработка этих переносов оказывается в самом центре аналитического процесса.

Депрессия — расстройство, подразделяемое Кохутом на три типа: 1) довербальная депрессия, сопряженная с «краевой» травмой и характеризующаяся апатией, чувством «омертвения» или, наоборот, диффузной раздражительностью и гневливостью; 2) опустошающая депрессия, сопровождающаяся резким падением самооценки и жизненных сил вследствие неадекватного отражения и дефекта идеализированных ответов со стороны самообъектов; 3) депрессия вины отличается искаженными и не соответствующими реальному положению вещей самообвинениями, самобичеванием, самоуничижением, возникающими в результате недостаточности объектных переживаний Самости по поводу 'беспристрастности' идеализированной личности. Лица, страдающие депрессией подобного типа, не обладают достаточным опытом 'слияния' с идеализированным самообъектом.

В отличие от психозов и пограничных состояний основ­ная психопатология нарциссических нарушений личности касается психологически разработанных, связных и более или менее стабильных нарциссических конфигураций, которые относятся к стадии нарциссизма (то есть к этапу психологического развития, который, согласно форму­лировке Фрейда [1914], следует за стадией аутоэротизма). Кохут называет эту фазу стадией связной самости

В отличие от пациентов, страдающих более тяжелыми расстройствами, пациенты с нарциссическими нарушениями личности по существу достигли связной самости и сконструировали связные идеализированные архаичные объекты. Благодаря обретению этих связных и стабиль­ных психических конфигураций такие пациенты способ­ны устанавливать специфические, стабильные нарциссические переносы, которые позволяют терапевтически реактивировать архаичные структуры без риска их фраг­ментации в ходе дальнейшей регрессии: именно поэтому они доступны и поддаются анализу.

Спонтанное установление в той или иной форме стабильного нарциссического переноса является самым лучшим и самым надежным диагностическим при­знаком, отличающим этих пациентов от психотиков или пограничных больных, с одной стороны, и от лиц, страда­ющих обычными неврозами переноса, — с другой.

Симптоматика пациентов с нарциссическими наруше­ниями личности (что может также относиться к опреде­ленным фазам психозов и некоторым пограничным со­стояниям) чаще всего плохо поддается определению, и пациент, как правило, неспособен сфокусироваться на ее главных аспектах. Однако он может распознать и описать вторичные жалобы (такие, как отсутствие интереса к ра­боте или склонность к извращенным проявлениям сек­суальности).

Пациент может предъявлять следующие жалобы и демонстрировать следующие патологические особен­ности: (1) в сексуальной сфере — извращенные фантазии, отсутствие интереса к сексу; (2) в социальной сфере — торможения в работе, невозможность устанавливать и поддерживать серьезные отношения, правонарушения; (3) в сфере проявляемых в поведении личностных особен­ностей — отсутствие юмора, отсутствие эмпатии к нуждам и чувствам других людей, отсутствие чувства меры, склон­ность к неконтролируемым приступам гнева, патологиче­ская ложь; (4) в психосоматической сфере — ипохондриче­ская озабоченность своим физическим и психическим здоровьем, вегетативные нарушения в различных систе­мах органов.

Эти и многие другие сходные жалобы свидетельствуют об истощенности Эго из-за необходимости ограждать себя от нереалис­тичных требований архаичной грандиозной самости или от сильнейшей потребности во внешней мощной под­питке самооценки и в других формах эмоционального подкрепления в нарциссической сфере.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 769; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!