Специфика романтизма Гофмана



Двоемирие, гротеск, ирония, карикатура.

Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и «Шинели» Н. Гоголя: сходства и различия.

Сопоставляя Гоголя и Гофмана, В.А. Кулешов в книге «Литературные связи России и Западной Европы в XIXв.» обнаруживает в их творчестве следующие сходства и различия. При всей разнице мировоззрения оба писателя выступили в годы реакции в своих странах между двумя подъёмами общественной жизни; «они познали разрыв между мечтой и действительностью, гримасы времени, силу объективных обстоятельств, железных когтей, в которых томится личность» [5.С.163]. Идеалы Гофмана, отмечает В.А. Кулешов, в большей степени фантастические, в то время как Гоголь пытался найти их в реальной действительности (Костанжогло). Гофман с иронической симпатией смотрел на своих энтузиастов-чудаков (Крейслера, Бальтазара, Ансельма и др.), Гоголь всерьёз верил в осуществимость идеалов и беспощадно критиковал действительность. Гоголь глубже и всесторонне охватил русскую действительность середины XIXв., глубже как психолог изобразил мир пошлости, его ирония острее проникает в антитезу между «казаться» и «быть». Главное, что сближало Гоголя с Гофманом, – это их любовь к «маленькому человеку». Это одна из актуальнейших проблем русской литературы именно «человеческого направления» [5.С. 164]. У Гоголя, так же как и у Гофмана, присутствует форма диалогического произведения. И Гоголь, и Гофман разрабатывали искусство гротеска. Однако русская литература, как справедливо замечает В.А. Кулешов, «не пошла за Гофманом в проповеди потустороннего» [5.С. 169]. У Гоголя и у Гофмана в сюжете и в отдельной фразе присутствует комический алогизм, логическая неправильность, принимающая вид правильности. Сюжеты обоих писателей близки, строятся на анекдоте, сказке, необычайном происшествии, оба писателя употребляют идиоматические обороты. Гофман снижает высокопарную мечтательность прозаической чертой. Например, в «Крошке Цахесе» студент Бальтазар безумно любит фрейлин Кандиду, готов драться из-за нее с опасным соперником, она в его глазах неземное существо. На самом же деле Кандида довольно ограниченная мещанка, и Гофман с иронией перечисляет её добродетели: Кандида прочла «Вильгельма Мейстера» Гёте и «Волшебное кольцо» Фуке (т.е. романтические произведения), сносно играла на фортепьяно и подпевала, танцевала. И Гоголь, и Гофман часто повторяют свои шаржи, варьируя их, как бы выворачивая наизнанку. Гоголь изображает Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича по контрасту: у одного голова «редькой вниз», у другого – «редькой вверх». Однако роль фантастики у Гоголя и у Гофмана совершенно различна. У Гофмана она тесно связана с философскими идеями XVIII– XIXв.в. и романтической иронией, а у Гоголя – с христианским (православным) мировоззрением и фольклорными традициями России и Малороссии. Гофман в своей фантастике уходит от реального в Джиннистан, Атлантиду, в мир музыки и воображения. У него фантастика порождает либо абсолютно высокое, либо уродливое. От уродливого мира филистеров гофмановский герой-музыкант уводит читателя в мир духа (но это, как правило, иллюзорный, никогда не существовавший и нигде не имеющий места утопический мир). Мир фантазии Гофмана наполнен сказочными волшебными персонажами: фея Розеншён в «Крошке Цахесе», архивариус-волшебник Линдгорст в «Золотом горшке», укротитель блох Левенхук, Мышильда в «Щелкунчике», Коппелиус в «Песочном человеке».

Книга песен» Г. Гейне: циклы, проблемно-тематический уровень, тональность.

В «Книге песен» (1816-1827), над которой Гейне работал более десяти лет, отразился процесс развития общественного сознания поэта, формирования его творческого метода, обогащения и индивидуализации его лирического разнообразия. Гейне сохраняет в «Книге песен» основы романтического мировосприятия. Для него остается в силе один из основополагающих романтических принципов - антитеза «Я» и «не-Я». Любовь является первоосновой бытия для автора «Книги песен», но эта первооснова трактуется им не столько в общефилософском, сколько в индивидуально-событийном, субъективно-романтическом плане. Вместе с тем Гейне внес в романтическую лирику совершенно новые элементы в расширении тематического диапазона, в трактовке традиционных тем романтиков (любовь, природа) и в самой художественной манере.

«Книга песен» состоит из нескольких стихотворных циклов: «Юношеские страдания» (в этот цикл входят следующие группы стихотворений:«Сновидения», «Песни», «Романсы», «Сонеты»); «Лирическое интермеццо», «Опять на родине»; «Из путешествия по Гарцу»; «Северное море». При существенных "художественных различиях этих циклов они представляют собой идейно-стилевое единство как лирическая исповедь, раскрывающая формирование и развитие личности поэта.

В «Юношеских страданиях» особенно остро звучит боль неразделенной любви поэта к кузине Амалии. Отвергнутое чувство становится источником резкого конфликта поэта с действительностью, которая и воспринимается им преимущественно через призму своей сердечной драмы. Этот узкий эмоциональный аспект приобретает порой довольно четкие социальные контуры, тема отвергнутой любви конкретизируется - любимая отдает предпочтение богатому. В стихах «Юношеских страданий» тема несчастной любви окрашена в мрачные романтические тона, но романтические мотивы видятся как бы с дистанции и даются нередко в ироническом освещении.

Наибольшую близость к традиционному поэтическому миру романтиков Гейне обнаруживает в «Сновидениях». Он широко использует фантастику, через нее выражая свое ощущение враждебной ему действительности. Но земная реальность ощутимо дает себя знать и в фантастических видениях Гейне, в которых постоянно проступает реальный поэтический образ любимой, конкретный земной идеал.

В более спокойных и светлых тонах выдержаны «Песни» и «Романсы». В «Романсах» Гейне активно разрабатывает новый для него жанр баллады.

Широко известная баллада «Гренадеры», она отражала его увлечение Наполеоном.

Наиболее характерными для романтической любовной лирики поэта являются циклы «Лирическое интермеццо» и «Опять на родине».

В них развивается та же тема неразделенной любви. Но сами сердечные страдания поэта раскрываются здесь в ином ключе. Болезненная тоска ранних стихов наполняется; просветленной печалью, мягкой грустью отвергнутого чувства, нередко сменяющейся радостным колоритом. Открывается «Интермеццо» стихотворением «Чудесным светлым майским днем...», в котором поэт непритязательно и правдиво рассказывает о зарождении своей любви, радуясь пробуждающейся весне. В этих циклах Гейне прославляет земную любовь во всем реальном жизненном обаянии. Естественно, что рассказ об отвергнутой любви порождает темы страданий, одиночества, разлуки, возникает трагический образ двойника. Для большинства стихотворений характерен, например, параллелизм настроения поэта и состояния природы. Органическое слияние природы с помыслами и душевным состоянием человека.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1014; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!