Роль фантастики, карикатуры, гротеска и других художественных средств в создании сатирических образов в сказке-новелле Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»



Уильям Блейк – родоначальник английского романтизма. Принципы эстетики поэта и черты романтической поэзии в его произведениях.

Родоначальник романтизма в английской литературе Уильям Блейк при жизни был известен как гравер и художник. Его стихи были опубликованы посмертно. Первое издание «Песен Невинности и Опыта» относится к 1839 г. В литературных кругах интерес к поэзии Блейка возник в 60-х годах XIX в.

В творчестве Блейка очевидна связь с просветительской литературой. Это проявляется в утверждении права человека на счастье, в осознании могучего воздействия идей на сознание человека. Но в осуждении прямолинейно-рационалистического подхода к действительности сказывается уже новое, романтическое начало.

Страстная поэзия Блейка содержит большие философские обобщения, охватывающие судьбы всего мира. Возмущенный социальной несправедливостью, поэт требует активного отношения к жизни: «Гений не может быть скован. Он может быть разгневан или взбешен». Поэзия самого Блейка - это кипение страстей и чувств. Обличитель официальной церкви, Блейк не был, однако, атеистом. Подвергая критике как христианскую религию, так и деизм, он исповедовал «религию человечности». Блейк был связан с «Лондонским корреспондентским обществом» и общался с лидерами прогрессивного движения -Уильямом Годвином, Мэри Уолстонкрафт, Томасом Пейном.

Радикальные настроения поэта выражены в фольклорной по своему духу предромантической тираноборческой балладе Король Гвин (KingGwin), входящей в первый стихотворный сборник Блейка «Поэтические наброски» (PoeticalSketches, 1783). Тема этой баллады - народное восстание против тирании короля Гвина. Баллада звучит грозным предупреждением всем королям.

Особенности творческого метода Перси Биши Шелли. Многогранность и тематическое многообразие его лирики.

Перси Биши Шелли (1792- 1822) был представителем английского романтизма и замечательным поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона прежде всего величайшим оптимизмом. Даже в самых мрачных стихотворениях Шелли всегда приходит к жизнеутверждающим выводам. «День завтрашний придет» - эта фраза поэта является лучшим эпиграфом к его произведениям. В большом философском стихотворении «Гимн интеллектуальной красоте» (1816) Шелли проводит ту мысль, что чувство прекрасного - высшее проявление человеческого духа, которое делает человека венцом творения. Прекрасные произведения искусства и природы, на которых лежит печать красоты, бессмертны.Шелли осуждает индивидуализм, получивший в те годы распространение из-за апатии и застоя, царивших в общественной жизни. Талант Шелли был по преимуществу лирическим. Именно в Италии создал он главные шедевры своей прекрасной лирики. Любимым образом Шелли с детских лет стал образ великого человеколюбца - титана Прометея, похитившего для людей огонь на небесах, открыто выступившего против тирании Зевса, пытавшегося «истребить людей». Шелли считал, что современные греки унаследовали всю доблесть, ум и талант своих предков. Когда Шелли узнал о подготовке в Греции восстания против ига турок, то радости и ликованию его не было предела. Под впечатлением этого известия Шелли создает свою лирическую драму «Освобожденный Прометей».

Особенности творческого метода

· произведения поражали силой чувств, музыкальностью, разнообразием ритмов;

· создание нового для английской поэзии жанра массовой песни, которая близка к народным песням;

· введение в поэзию новых слов и оборотов;

· разнообразие тематики - от политической до интимной;

· склонность к аллегориям, больших обобщений;

· показ в произведениях событий от далекого прошлого до современности

Сатирико-метафорический смысл сказки-новеллы Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер».

Сатирическое обличение общества обывателей введено:

• руководителей германского княжества;

• тогдашней политики и просвещения;

• ученых и чиновников.

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ

Вмешательство сказочных персонажей в общий ход развития сюжета.

Тема повести: показ духовно ограниченного мира обывателей введено, в котором нет места энтузиастам.

Идея: разоблачения отрицательных черт личности (жажда власти, жестокость, коварство); осуждение административной системы, прославление творческого человека.

Роль фантастики, карикатуры, гротеска и других художественных средств в создании сатирических образов в сказке-новелле Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер».

Всю свою ненависть к царству чистогана, к выродившейся аристократии и ее раболепным прислужникам Гофман выразил в повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Ирония и гротеск, которыми так охотно пользовались романтики, сгущены здесь до степени беспощадно-обличительной сатиры. Гофман использует фольклорные темы, например, сказочный мотив присвоения подвига и награды героя жалким, ничтожным трусом. Гротеск в «Цахесе» пронизывает буквально всё – от названия до финального эпизода. Имя заглавного героя происходит от слова zach (жадный) и резко контрастирует с его прозвищем, имеющим двойное значение: с одной стороны – Циннобер (киноварь) - минерал красного цвета, из которого получают ртуть, но, помимо этого, в разговорном немецком языке слово Zinnober имеет и ещё ряд характерных значений: ерунда, вздор, нелепость, бессмыслица, глупая болтовня. Конечно, Гофман намеренно избрал в качестве имени и прозвища именно эти слова. На протяжении всей повести-сказки подчёркивается неуёмная жадность Цахеса, а главное: всё происходящее в связи с ним после акта сострадания феи Розабельверде есть не что иное, как целая серия гротескных нелепых, подчас абсурдных происшествий.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!