Урок 11. О таинствах причащения и покаяния



З.Самое первое таинство, необходимое для нашего спасения, есть крещение. Без крещения нельзя быть христианином. В крещении благодать Божия перерождает нашу душу, из греховной делает ее негрешной. До первого греха первые люди были близки с Богом, а через грех от Него отдалились. В крещении мы опять делаемся близкими к Богу, в миропомазании получаем силу навсегда оставаться в этой близости. Но жить близко еще не значит жить вместе, а людям только тогда может быть совсем хорошо, если они живут вместе с Богом, подобно тому, как детям хорошо жить вместе с отцом и матерью, а не возле их дома. Господь хотя живет везде, но близость Его вполне чувствуют и видят не телесными глазами, а совершенно особенно только Ангелы и души святых на небе. Иисус Христос, по Своей милости, дал и земным людям средство чувствовать близость к Богу и жить вместе с Ним. Мы можем соединяться вместе с Богом или, как говорится по-славянски, приобщаться Богу. Слово приобщаться происходит от слова «общий». Приобщаться можно сказать по-другому «жить сообща», «вместе». Мы приобщаемся Богу в таинстве, которое установил Иисус Христос и которое называется таинством приобщения или причащения. Вы знаете (из урока 30 в первом отделении), что мы причащаемся Тела и Крови Самого Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина. Когда мы причащаемся, мы видим хлеб и вино, а принимаем Тело и Кровь Господни. Через это принятие мы получаем благодать Божию, которая дает нам вечную жизнь в Царстве Небесном. Там все живут вместе с Богом, а кто причащается, тот начинает жить с Богом еще здесь, на земле. Значит, причащение есть таинство, в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христову, соединяются с Богом и получают вечную жизнь.

 

Какое первое таинство, необходимое для нашего спасения? Какую благодать мы получаем в нем? Какая благодать дается в миропомазании? В каком таинстве мы соединяемся с Богом? Что такое причащение? Какая благодать подается в нем?

 

Таинство причащения установил Иисус Христос на Тайной Вечери. Он взял хлеб, благословил его, разломил, дал Апостолам и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое[121], еже за вы ломимое во оставление грехов»[122]. Потом взял чашу с красным вином и сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов»[123]. Апостолы с верой в то, что хлеб стал Телом, а вино — Кровию Христа, причастились. Иисус Христос сказал им: «Это делайте в память обо Мне»[124]. Апостолы поэтому стали совершать таинство причащения и научили делать то же и других христиан. Таинство причащения совершается у нас за каждой Литургией. Для него приготовляются перед Литургией пшеничный хлеб, который зовется теперь просфорой, и красное вино. В то время, когда поют: Тебе поем... (по-русски значит — «Тебя, Господи, мы прославляем пением»), священник молится Богу, чтобы Бог сделал хлеб и вино Телом и Кровию Христа, и благословляет их. Тогда хлеб и вино делаются тайно Телом и Кровию Христовою. Вид их остается тот же, что и был, а сущность переменяется. Вы уже знаете (из объяснения второго члена «Символа веры»), что сущностью всякого предмета называется его главный признак. Главный признак хлеба — питательность для тела, вина — оживление, бодрость тела. Для души хлеб и вино ничего не дают, а когда они в таинстве причащения, по милости Божией, делаются Телом и Кровию Христа, то они питают и оживляют душу человека. Сущностью их делается сила давать жизнь человеку не только земную, временную, но и небесную, вечную.

Всякий разумный человек хочет себе вечной жизни, а родители хотят ее и своим детям, поэтому причащаются взрослые, причащают и младенцев.

 

Кто и когда установил таинство причащения? Что сделал и сказал Иисус Христос? (Переведите эти слова по-русски.) Когда совершается таинство причащения у нас? Кто научил христиан совершать его? Что приготовляется для таинства? Когда хлеб и вино становятся Телом и Кровию? Что переменяется в хлебе и вине (вид или сущность)? В чем сущность хлеба и вина? В чем сущность Тела и Крови Христовой? В каком возрасте причащаются православные христиане?

 

В таинстве причащения мы соединяемся, живем вместе с Богом. От этого соединения с Богом нас отдаляют наши грехи. Когда первые люди жили в раю, Бог им являлся. Пока Адам и Ева не согрешили, они чувствовали, что Бог живет вместе с ними, а они с Богом. Когда же люди задумали жить не по заповеди Божией, а по своей только воле, то от Бога отдалились: им стало стыдно перед Богом. От греха и от стыда они забыли, что Бог все видит, все знает, и спрятались в раю от Бога. То же бывает и с нами, и со всеми людьми. Когда мы сделаем плохое дело, душа наша станет хуже. Хорошие люди дружат с хорошими, а злодеи — со злодеями: воры — с ворами, пьяницы — с пьяницами, озорники — с озорниками. Плохому человеку с хорошим скучно: между ними ни в словах, ни в делах ничего нет схожего. Бог есть само добро, в нем нет ничего плохого, поэтому, когда мы грешим, у нас ничего общего с Богом быть не может. Но Бог никогда не сердится на грешных людей. Он любит их и жалеет. Если грешник обратится к Богу, Бог прощает ему грехи. Но сначала человек должен почувствовать, что грехи хуже добрых дел. Во всяком деле, когда мы ясно поймем, что сделали что-нибудь нехорошо, мы жалеем, каемся, зачем сделали неладно. Так случается со всеми людьми, только хорошие люди скоро каются даже в маленьких грехах, а злые долго, а иногда и совсем не хотят сознаться даже в больших грехах. Но Бог принимает всякого грешника, всякому грешнику прощает грехи. Припомните, как об этом говорится в притче о блудном сыне. Чтобы люди верно знали о такой милости Бога к грешникам, Иисус Христос установил особое таинство — таинство покаяния или исповедь. Великие грешники могли бы отчаиваться в своем спасении, могли бы думать, что им все равно придется погибнуть. Но Спаситель всем обещал прощать грехи в таинстве покаяния. Поэтому никогда не нужно отчаиваться в своем спасении, а нужно всегда надеяться на милость Божию.

 

С кем мы соединяемся в таинстве причащения? Что нас отдаляет от Бога? Почему грехи мешают нашему соединению с Богом? Кто первый отдалился через грех от Бога? Кому было стыдно перед Богом после греха? Как относится к грешникам Бог? Что нужно нам сделать для того, чтобы Бог простил нам грехи? Какое таинство установил для этого Иисус Христос? Зачем установлено это таинство?

 

В таинстве покаяния грешник приходит к священнику, исповедует или, по-другому, говорит вслух свои грехи и кается в них или старается усовестить себя за эти грехи и жалеет[125], что он их делал. Священник слушает исповедь грешника, и если грешник кается по совести, то прощает ему грехи. Священник прощает грехи не по своей, а по Божией воле. Власть прощать грехи дал Иисус Христос Апостолам. Он сказал им: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»[126]. Апостолы эту власть дали архиереям и священникам. Поэтому в таинстве покаяния всякий кающийся видимо получает прощение от священника, а невидимо получает силу или благодать от Бога, которая все грехи с человеческой души снимает. После того как христианин расскажет свои грехи, священник молится, чтобы Бог эти грехи простил, потом накрывает голову кающегося епитрахилью, благословляет и говорит ему: Властию мне данною (от Бога) прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Тогда Бог прощает человеку те грехи, в которых он покаялся. Значит, покаяние есть такое таинство, в котором христианин получает от Бога прощение своих грехов. Когда Бог простит человеку грехи, тогда грехи человеку не мешают соединяться с Богом. Поэтому мы перед причащением сначала ходим на исповедь. Человек и после исповеди не может удержаться от греха, но это не значит, что совсем не нужно исповедоваться. Когда у нас загрязнится тело, мы его моем. После мытья мы опять грязнимся, но никто не думает, что из-за этого совсем не нужно мыться. Если мы совсем не будем мыть тело, то на нем нарастут коросты, болячки; точно так же и наша душа грязнится грехами, и если мы не будем очищать ее покаянием, то она покроется грехами и погибнет.

 

Что делает на исповеди грешник? Зачем он рассказывает свои грехи священнику? (Ответ на этот вопрос учащиеся должны вывести из урока.) Что делает священник? Кто дал священнику власть прощать грехи? Какими словами дал эту власть Апостолам Иисус Христос? Какие видимые действия и слова при исповеди? Какая благодать подается невидимо? Почему мы перед причащением исповедуемся?

 

Хорошо для человека чувствовать и знать, что он близко к Богу и что Бог живет с ним. Помните, что сказал Апостол Петр Христу на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Такую же радость чувствует и каждый христианин, который с верой причащается Тела и Крови Христовой, когда он очистит свою душу от грехов и принимает в себя Самого Господа. Чтобы наша жизнь на земле была радостнее, нам следует как можно чаще исповедоваться и приобщаться.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!