Курс младшего отделения начальной школы



 

Предисловие к третьему изданию

 

Настоящие конспекты вышли первым изданием в сентябре 1906 г. и были встречены сочувственно, как отцами законоучителями, так и критикой. О первом свидетельствует довольно быстрая распродажа издания, а о втором — заметки по поводу конспектов, помещенные в № 48 «Церковных ведомостей» за 1906 г., в № 50 «Церковно-общественной жизни» за тот же год и в мартовской книжке «Народного образования» за 1906 г. В первом из названных журналов настоящая книжка названа полезной, во втором — безусловно хорошей, а в третьем — прямо рекомендуется вниманию отцов-законоучителей глубоким знатоком и ревнителем дела начального народного образования А. И. Анастасиевым как руководство, благодаря которому каждый законоучитель «может преподать первый и самый трудный отдел Закона Божия с несомненною пользою не только для религиозного просвещения и нравственного назидания детей, но и для умственного их развития, для обогащения их бедного словаря, их скудной речи такими словами, а их сознания — такими представлениями и понятиями, которых у них раньше не было и которые обладают силою особенного света и теплоты». Во втором издании о книжке дан был лестный отзыв журналом «Руководство для сельских пастырей» в марте 1908 г.

Вследствие сочувственного приема книжки теми лицами, для которых она и предназначалась, автор находит возможным выпустить ее в свет третьим изданием. Никаких особенных замечаний о ней автору никем сделано не было, а потому третье издание является лишь с небольшими поправками и изменениями сравнительно со вторым. Автор сам на себе испытал трудность первых шагов законоучительства в начальной школе и решил прийти на помощь своими конспектами законоучителям-новичкам. Урок без определенной темы и без плана — не урок, а бесполезная трата времени. Но для начинающего законоучителя составление подробного конспекта — дело трудное, на которое у приходского священника не всегда найдется нужный досуг и достаточная опытность.

Автор прилагал все свое старание к тому, чтобы начальные уроки по Закону Божию были наивозможно просты и доступны пониманию малюток, находящихся на очень низкой ступени умственного развития и владеющих весьма скудным запасом слов и понятий. Для того чтобы поднять умственный уровень детей, приходится иногда временно спускаться до уровня их понимания. Такой прием приспособления к детям некоторым законоучителям представляется неуместным, унижающим высокое достоинство Закона Божия. Но это опасение есть не более как страх боящихся там, идеже не бе страх. Им достаточно вникнуть в притчи Спасителя, чтобы видеть, как снисходил Сам Господь к слабым силам людей в деле наставления их на путь спасения. Упрощение лишь тогда может быть названо неуместным, если оно спускается до вульгарности, как это делается, например, гр. Л. Толстым в его изложении евангельского учения для детей. Но простота и доступность изложения христианской веры и нравственности, не переступающая границ литературного слога, служат первым залогом действенности преподавания на умы и сердца детей. Благоговение к святыне пробуждается не изложением Божественных истин «высоким штилем» и не архаическими оборотами речи, а благоговейным преклонением перед святыней самого учащего лица. Что ясно усвоено последним, то ясно им может быть преподано и другим. Примеров изложения Богооткровенных истин непонятным для детей языком встречается на практике много, но подражать этим примерам не следует. Опыт показывает, что всякое живое слово о Христе притягивает к учащему сердца многих, и многие идут за различными сектантами лишь потому, что последние умеют говорить просто и понятно и тем побеждают духовенство, учащее хитросплетенными предиктами.

 

О преподавании Закона Божия в начальной школе

Всякая школа должна не только сообщать детям тот или иной круг знаний, но вместе с тем должна воспитывать учащихся. Средством воспитывающего обучения должен служить всякий предмет, включенный в курс школы, но главным предметом воспитывающего обучения, бесспорно, является Закон Божий, так как религиозное знание обнимает собою все стороны духовной жизни человека.

Законоучитель в школе является не просто преподавателем Закона Божия, но и проповедником; уроки его должны действовать не столько на ум ребенка, сколько на его чувство, т. е. не только обогащать детей знанием основных христианских догматов, но увлекать детей к делам, сообразным с требованиями христианской нравственности. Добро делается не по расчету, а по порывам и влечениям сердца. В воспитательной стороне преподавания Закона Божия заключается главная цель изучения его в школе как особого предмета. Живя в доброй христианской семье, дети еще до школы получают начала религиозного знания, но в большинстве случаев дошкольные религиозные сведения детей бывают крайне сбивчивы и неправильны. Вследствие этого законоучитель в школе должен прежде всего заняться обучением детей, т. е. сообщением им определенных знаний о Боге и Его некоторых свойствах, об Ангелах, о душе человеческой и т. д. Без сообщения детям этих начальных, основных религиозных сведений никакое воспитательное влияние законоучителя на своих питомцев не может иметь места, и все его назидательные речи не могут задеть сердце ребенка, так как учение о нравственности не будет иметь под собой твердого основания.

Воспитательная сторона начальной школы не поддается строго определенной регламентации, но в учебном отношении школьное дело имеет свои определенные правила. Для каждого предмета школьного курса существуют выработанные практикой и наукой о воспитании методы преподавания, которые учитель необходимо должен иметь в виду при ведении школьного дела.

В методиках Закона Божия указывается обыкновенно три метода: поступательный, совместный и концентрический.

Первый состоит в последовательном прохождении отделов курса Закона Божия в том порядке, какой указан программой. Задача законоучителя в этом случае упрощается чрезвычайно. Ему нет надобности заботиться о выборе материала для каждого урока, а достаточно лишь иметь под руками хороший учебник и усвоить его. Метод этот может применяться всяким грамотным человеком.

Метод совместный состоит в том, что все, относящееся к той или другой христианской истине, проходится в школе одновременно, совместно, где бы об этой истине ни говорилось. Так, например, говоря о сотворении мира, законоучитель должен выучить с учениками первый член «Символа веры» и указать, что чтение предначинательного псалма во время вечерни означает собою сотворение мира и блаженную жизнь первых людей в раю. Метод этот рекомендовался многими составителями учебников Закона Божия для начальных училищ, но в настоящее время он строго последовательно нигде не применяется, да и вообще строго проведен быть не может. Он пригоден при повторении, но не при усвоении курса.

Метод концентрический состоит в том, что весь учебный материал разбивается на несколько законченных отделов или кругов, имеющих один общий центр. При ведении занятий по этому методу в первый же год учения должны быть преподаны учащимся все четыре отдела курса начальной школы в самом кратком виде, т. е. изложены главнейшие катехизические истины, некоторые избранные рассказы из Священной истории, вкратце должно быть сказано о богослужении, объяснены и выучены главнейшие молитвы. В последующие два или три года учения проходятся те же отделы, но более подробно, с постепенным расширением в объеме сообщаемых учащимся сведений. Таким образом, знания, приобретаемые учащимися в первом отделении начальной школы, представляют собой первый законченный круг религиозных понятий. Этот первый круг служит в то же время основанием для сведений, сообщаемых ученикам в старших отделениях, имеющих один общий центр — самые начальные сведения первого года обучения.

Отсюда и название метода — концентрический, т. е. такой метод, при занятиях по которому в первый же год учения дается ученикам законченная сумма знаний в сжатом виде, а в последующие годы те же основные знания, постепенно расширяясь в объеме, группируются около первого круга, имея один общий центр.

«Преподавание вращается в концентрических кругах тогда, когда учебный материал распределяется по ступеням так, что каждая ступень образует законченное целое, и последующие ступени являются целесообразным расширением и углублением степени низшей. Вновь сообщаемое на каждой высшей ступени входит в связь с прежде сообщенным на низшей ступени, истины и выводы на каждой высшей ступени приобщаются все в большем и большем размере, и в то же время преподавание становится все глубже и глубже»[1].

Курс Закона Божия сообразно требованиям концентрации может быть разделен даже и в начальной школе на большое количество отдельных кругов. Но, во-первых, излишняя дробность неблагоприятно должна отозваться на самом преподавании, а во-вторых, не представляется необходимой в школе, ежедневно посещаемой учащимися.

В воскресных школах, где учащиеся постоянно выбывают и вновь поступают, курс всякого предмета приходится делить на более или менее значительное количество концентров; в обыкновенном же начальном училище, с определенным курсом учения, количество концентров всего удобнее ограничить числом лет учения.

Концентрический метод преподавания в настоящее время практикуется при изучении всех вообще предметов обучения в начальных школах, а также рекомендуется и при ведении занятий по Закону Божию. Однако необходимо заметить, что, несмотря на все свои достоинства, о которых было очень много писано в педагогической литературе, этот метод, как равно и два других метода, не может быть проведен строго последовательно через все годы обучения в начальной школе, и законоучителю в разное время необходимо прибегать ко всем трем методам.

В первый год учения требуется и программой Закона Божия, и самим существом дела ввести учащихся в понимание христианской веры и нравственности во всех их главнейших проявлениях, т. е. дать детям хотя небольшой, но вполне законченный круг знаний, и потому представляется необходимым вести преподавание по методу концентрическому; в следующие же два года исключительное применение этого метода уже непригодно.

Для доказательства последнего утверждения нелишне сделать ссылку на программу Закона Божия в начальных училищах. По этой программе (одинаково как в церковных, так и в светских школах) курс Закона Божия разделяется на четыре отдела: первый отдел — научение молитве, второй — Священная история Ветхого и Нового Завета, третий — краткий катехизис и четвертый — объяснение богослужения.

Первый из этих отделов должен быть пройден в младшем отделении, второй — в среднем и два последних — в одном или двух старших отделениях. Таким образом, на первый год относится изучение наиболее употребительных молитв.

Но изучению молитв естественно должно предшествовать ознакомление детей с истинами христианства и главнейшими преданиями Православной Церкви, так как в противном случае слова молитв будут заучиваться детьми без всякого смысла, и это заучивание никакого воспитательного значения иметь не будет.

Это положение подтверждается и «Объяснительной запиской» к программе Закона Божия в следующих словах: «При объяснении молитв преподаватель сообщит детям самые общие понятия о Боге, Творце мира, о Его вездесущии, всемогуществе и благости, о Его любвеобильном Промысле над всем сотворенным; об Ангелах; душе человека, созданной по образу Божию; о совести, грехопадении людей и их погибели; скажет им о Боге Сыне, Спасителе нашем, о Боге Духе Святом, освящающем души людей, верующих во Христа, о нашей потребности молиться Богу во всех обстоятельствах жизни, о внешних знаках молитвы, особенно о крестном знамении, о молитве дома перед иконами и в храме, о молитвах к Богоматери и святым, о молитве за живых и умерших».

Если дети основательно усвоят все сведения, указанные в «Объяснительной записке», то тем самым они будут введены в понимание истин, содержащихся в указанных молитвах, получат возможность сознательно молиться и будут подготовлены к усвоению Закона Божия не только умом, но и сердцем. Поэтому в настоящих конспектах и в составленной автором совместно с И.С. Михеевым книжке для младшего отделения «Закон Божий» введены некоторые рассказы из Священной истории. Эти рассказы излагаются в самом кратком виде, так как более подробное изложение их непосильно для запоминания учениками первогодниками и должно быть восполнено во втором отделении школы.

Перечисленные предварительные сведения содержат в сжатом виде весь курс Закона Божия в пределах программы начальной школы и представляют собой первый основной круг или концентр. Таким образом, в течение первого учебного года весь учебный материал должен быть проработан исключительно по концентрическому методу преподавания.

По программе второго года положено пройти Священную историю Ветхого и Нового Завета. Придерживаясь исключительно концентрического метода и в этом отделе, законоучитель должен был бы преподавать, во-первых, не все указанные программой рассказы из Священной истории, и во-вторых, передавать рассказы в сокращенном виде, оставляя более подробное изложение их до третьего года обучения. Такой способ преподавания практикуется в Германии и Швейцарии, но для русских школ он не пригоден. Повторение одного и того же три раза в течение трех лет, с добавлением каждый раз лишь некоторых подробностей, может быть и не наскучивает немецким детям, но на русских такое повторение способно навести лишь тоску. С другой стороны, слишком краткий рассказ о священно-историческом событии не может произвести того впечатления, не может возбудить тех чувств, какие от него ожидаются. Поэтому Священная история должна проходиться во втором отделении поступательно, без всяких сокращений и опущений в пределах положенного программой. В течение последнего года обучения, при прохождении краткого катехизиса и при объяснении богослужения, приходится нередко обращаться к припоминанию рассказов из Священной истории и к объяснению прежде изученных молитв, а также обобщать все полученные ранее учениками сведения, и потому является уместным пользование методом совместным. Применение последнего метода дает возможность учащимся без труда повторить и объединить в третий год учения все, что пройдено ими в течение предшествующих лет, и в то же время сознательно укрепить эти познания в душе.

Что же касается воспитательной стороны обучения Закону Божию, то она должна иметься в виду законоучителем на каждом уроке.

 

Воспитательная сторона

Содержание каждого урока по Закону Божию дает материал для насаждения в детских душах «мыслей, чувств и стремлений, могущих служить семенем жизни религиозно-нравственной», и поэтому каждый урок Закона Божия должен непременно заканчиваться или сопровождаться нравственным выводом. Последний на уроке Закона Божия так же необходим, как нравственное приложение в проповеди. Урок Закона Божия без нравственного вывода низводит преподавание этого предмета на степень сухого заучивания высоких религиозных истин или простого запоминания библейских имен и событий. С самых первых уроков в школе со вновь поступившими детьми законоучитель имеет полную возможность, при сообщении учащимся основных христианских истин, воздействовать воспитательно на души детей, так как догматические истины находятся в самой тесной связи с истинами нравственными.

Первая истина, которая должна быть укреплена в сознании учащихся, есть единство Бога. Из этой истины вытекает вывод о величии Божием и нравственной необходимости благоговения перед Ним всякой твари. Из свойств Божиих нравственные выводы делаются сами собой и вполне доступны пониманию даже очень малоразвитых детей. Дальнейшие начальные сведения по Закону Божию: об Ангелах, о душе человеческой, о греховности человеческой природы после грехопадения, об искуплении людей Спасителем также дают материал для назидания.

Что касается изучения начальных молитв, то, по нашему мнению, в первый год обучения вполне достаточно, если каждый учащийся будет знать: к кому мы обращаемся в той или другой молитве, какие названия прилагаем тому, к кому обращаемся и о чем молимся. Подробный перевод молитвы и подробное содержание ее может быть усвоено учащимися во второй и даже в третий год учения, когда они узнают значение славянских слов и оборотов.

При прохождении курса Священной истории каждое священно-историческое событие, каждое библейское лицо дает материал для назидания, и это назидание никогда не должно быть опускаемо. Без нравственных выводов Священная история теряет свое воспитательное значение и становится собранием отдельных более или менее занимательных рассказов и даже простым перечнем имен и событий. Между тем Священная история представляет собою последовательное связное развитие домостроительства нашего спасения. В ней повествуется о том, как Господь открывал Себя людям, как исполнялись людьми заповеди Господни и как Господь прославлял Своих избранников, как Он все направлял к добру и пресекал зло. Священная история является поэтому историей проявления Промысла Божия о мире, и библейские рассказы служат лучшим средством для воспитания в детях подражания добрым примерам и уклонения от дурных.

Все нравственные выводы, откуда бы они ни делались, должны быть непременно кратки и делаться по возможности самими учащимися при помощи лишь наводящих вопросов со стороны законоучителя. Длинные сентенции, даваемые притом же в готовой форме, скучны для детей, а скука служит вернейшим средством для безуспешности занятий. При сообщении детям, например, о вездесущии Божием законоучителю достаточно спросить учеников: «Можно ли скрыться от Бога тому, кто сделал что-либо дурное?» При рассказе о продаже братьями Иосифа: «Хорошо ли они сделали? Как мы должны жить со своими братьями?» и т. д. Подобными вопросами в детях пробуждается желание стремиться к добру и уклоняться от зла под непосредственным влиянием живых примеров. Эти вопросы в письменном изложении являются сухими и безжизненными, но при устной передаче, непосредственно после рассказа, они оживают и затрагивают самые чувствительные струны детского сердца и, чем естественнее и проще они будут поставлены, тем вернее достигнут своей цели.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!