Психологические особенности больших устойчивых



Социальных групп

    К большим организованным группам в социальной психологии относятся этнические группы, население регионов, возрастные группы, организации.

    В области психологии больших устойчивых групп принято выделять следующие явления: потребности, интересы, социальные чувства, определенный психический склад,социальный характер, привычки, обычаи и традиции.

    Потребности – одна из наиболее значимых психо­логических особенностей, интересы, социальные чувства,данной социальной группы. Определенная структура потребностей, относительное психологическое значение каждой из них задается социальным положением, определяющим объем и состав материальных и духовных благ, которыми может располагать каждый член группы.

    Интересыпредставляют важный элемент эмоциональ­ной сферы психологии больших устойчивых групп. Содержание интересов задается всей системой отношений, в которую данная группа включена, в конкретном типе общественных отношений.

    Социальные чувствапредставляют собой определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Данное по­нятие не является общепризнанным, чаще всего употребляется как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сфе­ры группы.

    К сфере наиболее устойчивых компонентов психологии больших устойчивых групп относится такое явление, как «психический склад» – некоторый пси­хический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нор­мы, которыми руководствуется данная социальная группа.

        Социальный характерпроявляется в типичном устоявшемся об­разе действий представителей группы в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного  социальной группы от пред­ставителей других групп.

        Привычки, обычаи и традиции– регуляторы соци­ального поведения и деятельности членов социальной группы. В ре­альности представители больших устойчивых групп объединены в многочисленные и разнообразные малые социальные группы. Но особенности поведения не задаются непосредственно эти­ми малыми группами. Проявление тех или иных индивидуальных пси­хологических особенностей зависит от характера жизненных ситуа­ций личности, которые определяются принадлежностью к конкретной большой социальной группе.

Психологические особенности этнических групп

    В истории развития мировой цивилизации существовало множе­ство классификаций людей по самым различным признакам. В осно­ве одной из них лежит деление людей на этносы.

    Под этносом обычно понимают социальную общность, историчес­ки сложившуюся на определенной территории, осознающую свое эт­ническое единство и обладающую относительно стабильными осо­бенностями культуры, в том числе общим языком. Этническая принадлежность человека является значимым факто­ром его психического развития, т.к. она фиксирует определен­ные характеристики микросреды, вкоторой формируется личность. Усвоение этнического опыта является важнейшим элементом социа­лизации личности. К системообразующим компонентам этнической психологии, как правило, относят: этническое самосознание, национальный (этничес­кий) характер, темперамент, а также традиции и обычаи. К эмоцио­нальной сфере психологии этнических групп относятся этнические чувства.

    Этническое самосознание– осознание своей принад­лежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений, проявляется в идеях, взгля­дах, мнениях, чувствах.

        Этнический характерпредставляет собой фиксацию типических черт, проявляющихся наиболее отчетливо в тех случаях, когда группа выступает как единое целое. Выявление общих черт этнического характера у каждого человека в отдельности вызывает большие сложности. В любом человеке переплетаются как этнические, так и социальные характеристики. Кроме того, любая черта, выделен­ная в этническом характере, не может быть жестко привязана только к данному этносу.

    Зачастую представителям различных этносов свойственны этни­ческие стереотипы,которые представляют собой устойчивые пред­ставления о моральных, умственных, физических характеристиках, свой­ственных представителям различных этносов. Этнические стереотипы, как правило, фиксируют оценочные мне­ния о качествах данного этноса. Кроме того, этнические стереотипы могут включать предписания к действию в отношении людей данной нацио­нальности. Этнические стереотипы делятся на автостереотипы игетеростереотипы. Автостереотипы – мнения, суждения, оценки относимые предста­вителями этнической общности к своему этносу. Чаще всего автостереотипы содержат положительные оценки собственного этноса.

Гетеростереотипы представляют совокупность оценочных сужде­нии о других народах. Могут быть как положительными, так и отрицательными. Содержание стереотипов определяется историческим опытом взаимодействия между народами. Негативные этнические стереотипы ведут к образованию этноцентризма, который проявляется в склонности воспринимать все жиз­ненные явления с позиции своей этнической группы, которая рассмат­ривается в качестве эталона.

Стихийные социальные группы

    Стихийные социальные группы представляют собой кратковремен­ные объединения большого числа людей, с совершенно раз­личными интересами, собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия. Эти группы мо­гут быть в определенной мере кем-то организованы, но чаще всего возникают стихийно. Наиболее существенными характеристиками поведения личности в стихийной группе являются:

     – обезличивание, которое выражается в ослаблении контроля за собственным поведе­нием, своими действиями и преобладанием импульсивности (ослабление осознанности и доминирование инстинктивных форм поведения), в утрате чувства личной ответственности за совершаемые поступки, что является причиной разрушитель­ных действий, чувства преобладают над интеллектом, что усиливает подвер­женность различным влияниям;

     – возрастание подверженности психическому заражению, внушаемость.

    В зависимости от степени организованности выделяют три вида

Следует отметить, что на сегодняшний день в психологической литературе стихийных групп: толпу, массу, публику.

    Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осозна­ваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмо­ционального состояния и общим объектом внимания. Толпаобразуется, как правило, на улице по поводу самых раз­личных событий (дорожно-транспортное происшествие, недовольство чьими-то действиями и т.д.). Длительность ее существования определяется значимостью про­исшествия: она может либо разойтись либо прийти в еще более возбужденное состояние и перейти к активным действиям, чаще всего агрессивного характера.

        Массапредставляет более стабильное образование с доволь­но нечеткими границами. Может оказаться гораздо более организо­ванной, чем толпа. Людям, ее составляющим, как правило, заранее из­вестны организаторы мероприятия, место и время проведения. При­мером массы является собрание людей на митинг, демонстрацию, рок-концерт и т.п. Однако масса, как и толпа, достаточно разнородна, в ней могут возникать и сталкиваться различные интересы, что делает ее суще­ствование неустойчивым.

    Публика– кратковременное собрание людей для совмест­ного времяпрепровождения в связи с каким-либо специально орга­низованным зрелищем. Публика представляет гораздо более органи­зованное и управляемое собрание людей, более ориентирована на соблюдение норм поведения. Примером публики являются люди, при­шедшие в театр. В более замкнутых помещениях (например, в лекци­онных залах) публику называют аудиторией.Вероятность присут­ствия «случайных» людей в подобных группах меньше. Публика является массовым собранием людей и в результате какого-либо инцидента может легко перейти в состояние толпы.

    К способам взаимодействия людей в стихийных группах относятся: психическое заражение, внушение, подра­жание.

    психическое заражение – это невольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение прояв­ляется не через осознанное принятие информации, а через передачу определенного эмоционального состояния. Заражение усиливается в ситуации паники.Слово «паника» в переводе с греческого означает безотчетный ужас. Характеризу­ется состоянием массового страха перед реальной или воображае­мой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения, сни­жающего способность рациональной оценки обстановки. Паника тем легче охватывает группу людей, чем менее развитой является данная группа, чем менее ясны общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров. Паника усиливается при дефиците информации об источнике опас­ности, панику усиливает неожиданность, ожидание тяжелых событий, тревога, общая обстановка психичес­кой напряженности.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!