ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 16 страница
Ход занятия.
Педагог обращается к детям:
— Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них
русское народное декора-147
рисунок? Художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.
По ходу рассказа воспитатель демонстрирует изделия, стоящие на столе, полках. Предлагает детям посмотреть вокруг и назвать красивые предметы и вещи, которые находятся в комнате, а также рассказать о самом красивом предмете, который есть у них дома. После высказываний детей продолжает рассказ.
— Большинство предметов с красивыми узорами, кото
рые вы видите в детском саду, дома, в магазинах, сделаны
на заводах и фабриках. Там художник создает образец и по
этому образцу на машинах и станках изготовляют много оди
наковых предметов. Вы можете увидеть, придя в гости к
другу, точно такие же чашки с таким же узором, как у вас
дома. На полках разных магазинов стоят и лежат одинаково
украшенные коробки с шоколадными конфетами, громадные
рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие кра
сивые предметы, которые расписаны каждый отдельно, вруч
ную народными художниками. Вы знаете народных масте
ров, изготовляющих игрушки каргопольские... (дымковские,
филимоновские, калининские). Знаете посуду, деревянные
кухонные доски, панно, шкатулки, расписанные... (городец-
ким узором). Сегодня я вам покажу другие замечательные
изделия народных мастеров-художников.
|
|
Воспитатель показывает по два-три изделия каждого промысла — жостовские подносы, предметы, украшенные резьбой, изображения изб с узорчатыми наличниками и досками, вологодские кружева или их изображения, — и дает им краткую характеристику. Последним выставляет поднос с хохломскими изделиями (8—10 шт.).
— А это золотая хохлома. Как вы думаете, дети, почему эти
изделия назвали золотыми, ведь они сделаны не из золота, а из
дерева?
Дает детям возможность взять предметы в руки, рассмотреть. Подтверждает, что у одних изделий золотой фон, у других золотые листья, цветы, ягоды в узорах.
— А кто догадался, почему эти красивые предметы называ
ют хохломскими? (По месту их изготовления.) А сейчас послу-
|
|
148
шайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного хох-ломского мастера Степана Павловича Веселова (по кн.: Народные мастера. Традиции, школы. — М., 1985).
«В заволжских лесах в селе Семине и во многих деревнях вокруг издавна про цветает хохломской промысел росписи по дереву. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Традиции в изготовлении и росписи изделий передавались из поколения в поколение. «Я от отца, отец от деда, так у нас в Хохломе и велось», — рассказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу, бывало, на лавке около отца, смотрю, как он работает. И как-то отец спрашивает: «Что, Степашка, писать хочется? — Хочется, тятя», — отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. Напишет отец цветок, а я стараюсь лучше повторить. Когда выучился, стал помогать отцу. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «Никак Степашка лучше отца стал писать!»
Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен росписью. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и та даже с росписью. «Это — чтоб веселей было», — поясняет мастер.
|
|
Чаши, миски, поставцы, шкатулки, вазы сначала вытачивают из дерева. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной .в воде глиной. А когда грунт высохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет — начнет покрывать олифой несколько раз, А затем чашу лудят. Куском овчины натирают порошком алюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы надо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Степан Павлович «серебренную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, «как изложить на ней рисунок», чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего любит рисовать Веселов кудрявую травку. «Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состроил. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит-озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь на час или больше, а уже после лакирует посуду раз пять-шесть и снова в печь — калить. От жара серебрённая посуда становится золотой. Вот так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много-много другой посуды и изделий. Степан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
|
|
Далее рассматриваются хохломские изделия и выделяются элементы: разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы, «травка». Затем уделяется внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками («Как осока под ветром»), В узорах встречаются изображения птиц, рыбок. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. Воспитатель показывает цве-тосочетание в хохломской росписи. В ней три главных цвета:
149
красный, черный и золотой. Дополнительные цвета — зеленый и желтый. В заключение педагог говорит, что со следующего занятия дети будут учиться у хохломских художников расписывать изделия.
ЗАНЯТИЕ 2РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА МИСКЕ»
Программные задачи.
Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра).
Материал.
У воспитателя миска с хохломским узором или образец ее, нарисованная мелом на доске миска с изогнутой веткой, мел. У детей миски черного цвета, вырезанные из бумаги; краски, гуашь, мягкие кисточки.
Ход занятия.
Показать детям миску с хохломским узором или образец. Спросить, каким узором украшена миска, как они узнали, что хохломским (по цвету, по элементам, по расположению узора). Сказать, что сегодня дети будут учиться украшать хохломским узором низкую миску. Предложить рассмотреть узор на образце. Отметить, что внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски. Это кайма. Спросить, из чего состоит узор на миске. (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки.) Вызвать ребенка к доске, предложить провести пальцем вдоль ветки и сказать, какая ветка (изогнутая), как расположены на ветке ягоды и листики (по три рядом), где расположены завитки и травка (между ягодами и листиками), назвать цвета, которыми нарисованы элементы узора на черной миске (красный и темно-желтый, «золотой»). Сказать, что хотя узор нарисован в'сего двумя красками, но сочетание черного фона с яркими красками сделало изделие нарядным. Далее предложить посмотреть, в каком порядке следует рисовать элементы узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды и листья (по три); затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку
150
(узор должен получиться густым и занять много места на изделии). С помощью вопросов закрепить представление последовательности изображения элементов узора и предложить детям приступить к работе.
В ходе занятия, когда дети нарисуют ягоды и листья, можно им посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики»), а на листья нанести прожилки (черные). Следить, чтобы завитки и травку дети рисовали кончиком кисти. При анализе рисунков вместе с детьми найти миски, наиболее похожие на хохломские. Спросить, чем они похожи на хохломские (узор, расположение, цветосочетание), на каких мисках узор получился густым, где он занимает на изделии много места, где особенно тонкая травка и завитки,
ЗАНЯТИЕ 3
РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА БОЧОНКЕ ИЛИ ВАЗЕ»
Программные задачи.
Продолжать учить детей составлять хохломскои узор, украшать им высокое изделие; ввести в узор новые элементы — ягоды и листья смородины и рябины; закреплять умение рисовать завитки, легкую изогнутую травку; закрепить знания о колорите хохломскои росписи.
Материал.
У воспитателя два образца: бочонок, украшенный узором из ягод и листьев смородины, и ваза с узором из ягод и листьев рябины; предметные картинки с изображением смородины и рябины, таблица с элементами хохломскои росписи, нарисованные на доске мелом контуры бочонка и вазы, образец миски с прошлого занятия. У одних детей черные силу-
151
этные изображения бочонков, у других — силуэтные изображения ваз, краски гуашь, мягкие кисти.
Ход занятия.
Показать детям предметные картинки. Спросить, что за ягоды на йих изображены. Рассказать, что художники Хохломы любят украшать изделия узорами, в которые включают изображения разных ягод. На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья рябины. Они похожи и не похожи на настоящие. Ведь каждый художник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе. Поместить перед детьми образцы — бочонок и вазу — и предложить рассмотреть узоры. Спросить, какие ягоды и листья в узоре на бочонке и какие в узоре на вазе. Обратить внимание на различие кистей смородины и гроздьев рябины, на разную форму листьев смородины (резные) и рябины (на стебельке попарно расположены узкие листочки). Спросить, какие еще элементы нарисованы на плавно изогнутой ветке (завитки и травка).
Поставить рядом образец миски с прошлого занятия. Спросить, чем отличаются бочонок и ваза от миски (бочонок и ваза высокие, а миска — низкая). Провести раздвинутыми пальцами по узору на бочонке и миске, чтобы дети наглядно увидели различие в ширине узоров, и спросить, чем отличаются узоры на высоких изделиях от узора на низком изделии. Подтвердить, что на низкой миске ягоды и листья были нарисованы прямо на веточке, а на бочонке и вазе ягоды и листья изображены на отходящих от веточки вверх и вниз стебельках. Это делает узор широким и он заполняет большую часть поверхности изделия. Показать, как изобразить изогнутую ветку с отходящими от нее стебельками для ягод и листьев (мелом на доске).
Вызвать к доске двух детей и предложить одному нарисовать на стебельках ягоды смородины, а другому — на вазе гроздья рябины. Спросить детей, что они нарисуют после ягод и листьев (завитки и травку), какие цвета будут использовать в узоре (красный и желтый — «золотой»), с чего они начнут рисовать (с каймы). Обратить внимание, что кайма на высоких изделиях состоит из нескольких полосок (2—3).
Сказать детям, что они по своему желанию могут выбрать узор для своего изделия — или из ягод и листьев смородины, или из ягод и листьев рябины. Убрать образцы. Поместить на доску таблицу с элементами хохломской росписи. В ходе занятия следить за приемами рисования. Напомнить детям, что листья смородины и рябины рисуются приемом примакива-
152
ния (бокового мазка). Если потребуется, показать отдельным детям приемы изображения резного листка смородины (по три мазка, соединенные вместе три раза). Следить, чтобы травку дети рисовали концом кисти.
В конце занятия на одну полочку стенда поместить изделия с узором из листьев и ягод смородины, на другую — изделия с узором из листьев и ягод рябины. Предложить детям найти и показать узоры, больше всего похожие на хохломские. Спросить, как построен узор (изогнутая ветка с ягодами, листьями, травкой), сколько места занимает узор на изделии, получился ли он густым, нарядным, каково сочетание красок.
ЗАНЯТИЕ 4РИСОВАНИЕ. «ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ»
Программные задачи.
Учить детей новой композиции хохломского узора — изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; ввести в узор новые элементы — ягоды клубники, малины, крыжовника; учить рисовать узоры на разных фонах — красном, черном или желтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
Материал.
У воспитателя несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора — ягодами клубники, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах). У детей по две-три ложки разного цвета: красные, черные, темно-желтые; краски гуашь и мягкие кисточки.
Ход занятия.
Педагог показывает ложки.
— Каким узором украшены ложки? Как вы узнали, что хохломским? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные). Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, завитками и травкой.)
153
Вызывает к своему столу ребенка, предлагает ему провести пальцем по ветке и сказать, какой она формы (закругленной).
— Почему хохломские художники украшают ложки зак
ругленной веточкой? (Закругленная ветка соответствует круг
лой форме ложки.) Чем украшен край ложки? (Каймой.) Как
раскрашена ручка? (Ее нижний и верхний края другого цве
та, чем середина.)
Далее педагог обращает внимание детей на то, что раньше они рисовали хохломские узоры только на черном фоне изделий. А сегодня у них разные по цвету ложки: черные, красные, темно-желтые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти краски для рисования каймы и узора. Спрашивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они нарисуют узор на красной ложке и какими — на желтой.
— Сегодня вы будете рисовать узор с новыми элементами
— ягодами малины, клубники или крыжовника. (Помещает
перед детьми таблицу с изображениями этих ягод.) Где изоб
ражена клубника? Где малина? Где крыжовник? Как вы уз
нали? Хохломские художники по-разному рисуют одни и те
же ягоды. (Все остальные элементы в узоре детям знакомы
— листья, завитки, травка.)
Далее педагог спрашивает, с чего надо начать рисовать (с каймы). В ходе работы задает вопросы о том, с какими яго-дам,и будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом.
В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребенок сам выбрал лучшую из своих двух-трех ложек, показал ее всем и рассказал о ней: какого Она цвета, какими красками нарисован узор, какие ягоды в узоре, какого цвета кайма и кончик ручки, чем эта ложка лучше других его изделий (самоанализ).
Выбранные детьми ложки помещают на стенд. Те, что получились хуже, кладут на стол воспитателю.
154
ЗАНЯТИЕ 5
ЛЕПКА. «НАСТЕННЫЕ ПАННО С ХОХЛОМСКИМ УЗОРОМ»
Программные задачи.
Познакомить детей с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями; ввести в узор новые элементы — декоративные цветы; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимости от фона изделий, расширять цветовую гамму за счет дополнительных цветов: зеленого и желтого; вызвать у детей желание украсить своими панно разные помещения детского сада.
Материал.
У воспитателя квадратные и круглые панно (настенное блюдо), их изображения, хохломские столы и стулья, таблицы с цветами, квадратный и круглый листы бумаги для показа изображения ветки. У детей круглые и квадратные панно разного цвета (на выбор), желательно с низкими бортиками и петлями для подвешивания на стенку, краски гуашь, среди которых темно-желтая и желтая, мягкие кисточки.
Ход занятия.
— Дети, давайте вспомним, — говорит воспитатель, — какие предметы вы украшали хохломским узором (миски, вазы, ложки). Одинаковыми ли были узоры на этих изделиях или их композиция (построение) была разной? (Узор на миске, бочонке и вазе состоял из изогнутой ветки, а на ложках — из закругленной ветки.) Значит, форма ветки в хохломском узоре зависит от формы изделия, которое украшается. Посмотрите вокруг и скажите, есть ли у нас в группе, а также в музыкальном зале предметы с хохломским узором совсем другой формы? (Столы и стулья.)
Педагог приглашает детей подойти к хохломским столам и стульям. Обращает их внимание на форму крышек столов и сидений стульев (прямоугольная), предлагает рассмотреть узор, которым хохломские художники украсили эту мебель.
Просит детей пальцем провести
по ветке, которая «раскинулась» по
всей поверхности столов и стульев,
и определить ее форму. Подтверж
дает, что на широкой поверхности
ветка имеет форму большого завит- рис. 46
155
ка, от которого отходят 1—3 завитка поменьше. Далее обращает внимание детей на новые элементы, которые имеются в узорах (цветы), на их форму, украшения. Спрашивает, какие это цветы — реальные или придуманные художниками, декоративные. Говорит, что, кроме росписи мебели, художники Хохломы рисуют настенные картины — панно, на которых такая же композиция узоров, как на мебели. Предлагает детям сесть за столы и посмотреть, как надо строить такой узор на настенном панно или блюде. Показывает, как изобразить ветку на квадратном и круглом панно (блюде), чтобы она заняла почти всю поверхность изделия.
Воспитатель вывешивает таблицу с цветами и поясняет, что для своего узора дети сами выберут новые элементы — цветы, кто какие хочет. Предлагает рассмотреть цветы и определить, где самые простые и где самые сложные, «махровые». Говорит, что цветы можно придумать самим, но не реальные, а декоративные. Спрашивает, что кроме цветов будет у них на ветке (листья, ягоды, завитки, «травка»). Ставит перед детьми задачу нарисовать на панно узор, похожий на хохломской, чтобы он занимал почти всю поверхность, использовать разные краски, но с учетом цвета (фона) изделия.
Перед началом рисования педагог обсуждает с детьми, что для украшения группы будет достаточно одного-двух панно. Спрашивает, не хотят ли дети, чтобы их панно украшали разные помещения детского сада, и не только групповые, но и кабинеты, кухню, прачечную и др. Вечером они пройдут по детскому саду и подарят свои изделия сотрудникам, которые в нем работают.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 842; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!