ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 29 страница



 

                  3.4.1. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ:

Раздвоенность единого

Всё на свете имеет две стороны.

В.И. Ленин [88,Т.6,с.331].

При объяснении первого закона диалектики господствует нелогичность, начиная с его обозначения. Создаётся впечатление о том, что пишущие по этому вопросу вообще не руководствуются логикой, особенно первым законом логики. Нелогичность обозначения первого закона диалектики ведёт к ошибке в его объяснении и тем самым препятствует его применению к пониманию объектов.

Самый фундаментальный и всеобщий закон любого состояния объекта может быть назван различно. Не все его обозначения рациональны в сложившейся структуре научного языка. При обозначении объектов, в том числе данного закона, необходимо пользоваться самым фундаментальным свойством обозначаемого объекта, которое показывает общее свойство всех проявлений закона. Сейчас же первый закон диалектики обозначают наоборот: самым развитым его проявлением. В результате такого обозначения первого закона затрудняется его трактовка в качестве всеобщего закона объектов.

                  обозначают        надо обозначать

                         о                          о

                 ┌───┴───┐       ┌──┴───┐

                  о ® о              о ® о

                      ┌──┴───┐      ┌───┴───┐

                            о ® о             о ® о

Первая ошибка в обозначении первого закона диалектики состоит в том, что он обозначен не термином, указывающим на его фундаментальное свойство, а термином, указывающим на специфическое его свойство в наиболее сложной сфере его действия, характеризующей мышление. Вторая ошибка состоит в отождествлении форм действия этого закона посредством употребления обозначающих их терминов в качестве синонимов. Для преодоления этих недостатков трактовки закона необходимо объяснить его на основе диалектической логики, т. е. показать фундаментальное свойство закона и формы его проявления.

При объяснении первого закона диалектики вне диалектической логики рациональнее пользоваться эвристичностью синонимической неопределённости его обозначения. Именно она имеет место в работах классиков. Они широко использовали весь набор проявлений первого закона диалектики, а не сводили его к действию только противоречия. Употребляя различные обозначения первого закона диалектики, классики не отождествляли их, а с их помощью содержательнее отражали процесс развития. При этом можно увидеть и переходы одного в другое до полного противоречия [102,Т.47,с.548]. На основе этого положения можно видеть, что противоречие есть высшая форма противоположности интересов классов.

Ф. Энгельс отмечал противоположность и противоречие одного и того же явления [102,Т.21,с.69], а значит не отождествлял данные понятия и выражаемые ими свойства объектов.

противопоставления

┌───────┴──────┐

просто ® противоположности

       ┌───────┴──────┐

      просто ® противоречия

«Только в том случае, если вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действительные противоречия, являющиеся скрытой подоплёкой этих догм, только в этом случае политическую экономию можно превратить в положительную науку» [102,Т.32,с.145].

Резюмируя объяснение элементов диалектики, В.И. Ленин отметил следующее: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития» [88,Т.29,с.203]. Здесь можно видеть название Лениным не «противоречия», а «противоположности» в качестве всеобщей характеристики развития и обозначения первого закона диалектики. Тем самым наиболее широко распространённая трактовка сущности первого закона диалектики как противоречия не соответствуют данному положению Ленина. Конечно, у Ленина можно найти и другие положения, в том числе и рядом с этим - «противоречивость в самой вещи, противоречивые силы и тенденции во всяком явлении» [88,Т.29,с.202]. И не лучшим решением является объяснение в качестве синонимов этих понятий. Вместо этого надо системно объяснить сущность противоречий как некоторую дань гегелевской концепции идеализма в трактовке первого закона диалектики: обозначение именем более развитой формы объекта всех ей генетически предшествующих форм.

Обозначение объектов обычно вытекает из необходимости указания самых главных, сущностных свойств этих объектов. Установив же обозначение объекта, необходимо не «множить» его синонимию - не вводить других обозначений данного закона. Это опасно, так как ведёт к нелогичности: каждый синоним оказывается не тождественным своим содержанием другим и тогда нарушается первый закон логики (тождества). Именно это имеет место в обозначении первого закона диалектики, что привело к его неприятию и неиспользованию многими исследователями в качестве руководящей идеи в познании объектов.

Энгельс отмечал малую применимость категорий, выражающих действие закона диалектики в одной сфере действительности, к отображению их действия в другой сфере действительности [102,Т.20,с.526]. Если попытаться объяснить человеку со здравым рассудком противоречивость камня (скажем метеорита, неизменного миллионы лет), то вряд ли он поймёт это только потому, что в данном конкретном случае первый закон диалектики надо обозначать иначе.

В названии первого закона диалектики используют множество терминов: противоречие, противоположность, противоборство, противопоставление, полярности, поляризация, противодействие, раздвоение единого и т. п. Обычно молчаливо предполагают тождественность этих понятий - синонимичность этих терминов. Но если всё это синонимы, то почему и зачем их так много? Синонимия затрудняет объяснение первого закона диалектики. Более того, эти термины оказываются синонимами только потому, что не удалось обособить обозначаемые ими понятия, увидеть те атрибуты развития, которые ими обозначены.

Любой объективный процесс познаётся. Задача состоит в том, чтобы в основу познания объекта положить его развитие. Движение объекта и движение субъективных образов объекта представляют два процесса. В движении понятий проявляется движение объективного мира. Исходя из движения понятий надо увидеть движение объективного мира. Для более плодотворного характера познания необходимо повысить рациональность самих понятий таким образом, чтобы легко было видеть движение объектов и причины этого движения, изменения, состояния.

Если рассматривать анатомию противоречивости на основе диалектического мышления, то следует выделить такие «снятые» в противоречии свойства:

состояние ® сложность ®  составность ® двоякость (раздвоенность) ®                   различность ®  противоположность ®

  противодействия ®  противоречивость.

Это - «анатомия противоречия», отражённая на основе его становления. Исходя из нее, надо обозначать соответственно первый закон диалектики таким образом, чтобы он указывал данное свойство любого развивающегося объекта. Анатомию противоречия можно увидеть из следующего положения Маркса в отношении товара: «... Это двоякое неодинаковое существование должно развиться дальше в различие, различие - в противоположность и в противоречие» [102,Т.46,Ч.1,с.89].

двоякость ® различие®   противоположность®   противоречие

Состояние - атрибут любой субстанции, в том числе вымышленной. Его можно понять только на основе философской онтологии, т. е. самого общего объяснения всего существующего.

Сложность объекта познания означает его составность [8,Т.3,с.20]. Даже самый простой объект является единством различных элементов. Это свойство объектов является коренной причиной, ведущей к выходу объекта из одного состояния и переходов его в другое состояние. Это свойство объекта присуще и покоящимся формам объекта и изменяющимся и развивающимся объектам. Оно универсально, наиболее широко распространено. Это общий закон для любого состояния, не только для развивающихся объектов. Для развивающихся же состояний объектов, это их свойство является фундаментальным, «абстрактным», исходным и лежит в основе всех других, порождает их. По этой причине необходимо сначала объяснить это свойство любого объекта, а потом другие его свойства.

Двуначалие [37,Т.1,с.398], двусоставность, раздвоенность единого [88,Т.29,с.316], крайности [102,Т.1,с.321], антиподы, оппоненты и т. п. - более конкретное проявление сложности. Имеются и другие обозначения этого или близкого свойства объектов: двойственность [102,Т.4,с.144], двусторонность [102,Т.20,с.404] и др. Этими терминами конкретизируется понимание сложности, составности объектов. Объекты состоят из элементов. Эти элементы не только различны, но и взаимно дополняют друг друга и объект не может существовать вне каждого из них. «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его ... есть суть ... диалектики» [88,Т.29,с.316]. «Все процессы природы двусторонни: они основываются на отношении между, по крайней мере, двумя действующими частями, на действии и противодействии» [102,Т.20,с.404]. Ф. Энгельс прямо определял этот процесс: «Первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении движущейся материи, - это взаимная связь отдельных движений отдельных тел между собой, их обусловленность друг другом» [102,Т.20,с..544].

«Различие внутри единства» [102,Т.12,с.725] является причиной развития каждого объекта. Поэтому первый закон диалектики можно обозначать и названными терминами - раздвоенность объектов, двойственность, двусторонность, двусоставность и т. д. Раздвоенность единого целого и различие его элементов представляет общее свойство всех состояний и поэтому является их родовым свойством. Конкретно же оно проявляется и, соответственно, обозначается различно.

Гармоничность раздвоенного единого целого возможна только в том случае, если внутри объекта имеются не только центробежные, но и центростремительные силы, не только противодействие, но и взаимодействие. Одновременность двух разных типов действия, которые дополняют друг друга, обеспечивая одно «гармоническое целое» [102,Т.20,с.360; 48,с.80].

Состояние любого объекта есть единство, «нераздельность тождества и различия» [102,Т.38,с.176] как противоположностей.

«Тождество противоположностей ... есть признание ... противоречивых, взаимоисключающих противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)» [88,Т.29,с.316-317].

«Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение» [88,Т.29,с.317].

Энгельс использовал много слов для того, чтобы отразить действие первого закона в развитии семьи: «... двойственно, двулико, внутренне раздвоено, противоречиво...» [102,Т.21,с.69].

«Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности» [88,Т.29,с.128].

«Север и юг - противоположные определения одной, и той же сущности, различия одной сущности на высшей, ступени, её развития. Они представляют собой дифференцированную сущность» [102,Т.1,с.321].

В.И. Ленин так формулировал первый закон диалектики: тождество - различие (противоположность) - противоречие [88,Т.29,с.120].

Раздвоенность объективного мира осознается обществом постепенно: идёт развитие глубины осознания этого аспекта любого объекта. Можно выделить следующие основные уровни осознания раздвоенности. Исходной формой осознания раздвоенности объектов были некоторые их формы, например, «раздвоенность копыта в качестве религиозного символа проявления двойственности бытия» [42,с.232, примечание на стр. 515]. Такие частные проявления раздвоенности бытия сохраняют значение до настоящего времени. Более сложной формой осознания стали антонимы. Еще более развитой формой можно считать парные категории философии. Парность последних не исключает ошибок в их трактовке.

                              раздвоенность объекта

          ┌──────────────────┼───────────────────┐

    полярности ®  противоположности  ® противоречия

                               вещественного           идеального

Полярности (крайности) можно считать исходной конкретной формой раздвоенности любого объекта. Может быть уже имеются основания говорить о том, что природа света нуждается в более конкретной и простой форме раздвоенности. В таком случае свойство раздвоенности можно считать не абстрактным, а одновременно и конкретным проявлением более простого вида, чем полярности. Может быть «пустота» предложит явление для большей фундаментальности трактовки первого закона диалектики. Но этот вопрос остаётся открытым и ясно, что если нечто существует, то оно сложно, составно, раздвоено. Поэтому идёт ли речь о внутриядерных и т. п. формах объекта, всё это касается и их, но, как конкретно проявляется, это должны исследовать специалисты соответствующих наук.

Понятие «полярности» известно с прошлого века. Оно возникло на основе таких явлений как магнетизм, электрические заряды. Это понятие используют не только при объяснении естественных, но и общественных явлений. Например, при объяснении стоимости, Маркс, Энгельс говорили о полярности, полюсах выражения стоимости [102,Т.23,с.57-58 и др.]. Именно в раздвоенности объекта следует видеть причину изменений любого объекта и именно она выступает простейшим, конкретным проявлением первого закона диалектики. Полярность проявляется в чистом виде в различных формах полей и одновременно является фундаментальным свойством всех более сложных форм действия первого закона диалектики, в том числе социальных, экономических, интеллектуальных.

Полярность проявляется также в противоположности свойств вещественных частиц. В таком случае появляется «полярная противоположность притяжения и отталкивания» [102,Т.20,с.393], что и представляет движущую силу изменений этих форм объекта. На этом уровне объяснения первый закон диалектики проявляется как закон «единства противоположностей» [88,Т.29,с.317]. Именно к такой его трактовке чаще всего сводили классики объяснение первого закона диалектики. Любая противоположность является «полярной противоположностью» [102,Т.37,с.420; 102,Т.20,с.14].

Энгельс в наброске общего плана «Диалектики природы» называл законы диалектики - «взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности ...» [102,Т.20,с.343], а в очерке «Диалектика» данной работы называл - «закон взаимного проникновения противоположностей» [102,Т.20,с.384].

Полярности объектов обосновывают истинность высказывания взаимоисключающих положений. В результате равно истинными оказываются противоречивые положения: да и нет в отношении определённого свойства объекта.

«Если процессы, противостоящие друг другу в качестве совершенно самостоятельных, образуют известное единство, то это как раз и означает, что их внутреннее единство осуществляется в движении внешних противоположностей» [102,Т.23,с.124].

Взаимодействие является конечной причиной вещей [102,Т.20,с.546]. Для отражения особенности действия первого закона диалектики необходимо использовать понятие противоположности. Противоположность есть превращенная форма полярности и действует в чистом виде в материальной сфере природы. В настоящее время это обозначение первого закона диалектики наиболее широко распространено. Его широко использовали классики, соединяя понятия «полярности» и «противоположности» [102,Т.20,с.92].

«... Движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение ...» [102,Т.20,с.640]. В таком случае речь идёт о единстве противоположностей [88,Т.29,с.203], «тождестве противоположностей» [88,Т.29,с.98].

Единство противоположностей «... есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих,  противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы, духа и общества в том числе» [88,Т.29,с.317]. «Раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними» [88,Т.29,с.317].

 

                 противоположности

┌──────────────────┼───────────────────┐

противосилы ® противодействия ® противоборство

                        (противостояние)

Противосилы есть проявление противоположности между элементарными частицами материи. Противодействие, являясь превращенной формой противосилы, действует на уровне макромира. Противоборство имеет место только в жизни и вероятнее всего на уровне развитых надорганизменных популяций. Именно на этом уровне природы проявляются, строго говоря, борьба, в том числе «борьба за жизнь». Никакого противоборства в собственном смысле слова нет в поле, элементарных частицах ядра, атоме и т. д. Противоборство есть форма соотнесений животных, людей. Указывая на то, что «развитие есть "борьба" противоположностей» [88,Т.29,с.317], Ленин взял в кавычки "борьбу" применительно к развитию вообще. Но даже если и не указано на это, то несомненно имеется в виду эта образность (метафоричность) применения терминов. Например, Энгельс писал: «... Разделение на противоположности, их борьба и разрешение...» [102,Т.20,с.640] Непосредственно это относится только к надорганизменному уровню природы, а для менее развитых форм природы это является образным выражением.

противостоять ® противопоставить ® противоположность

«В наше время всё как бы чревато своей противоположностью» [102,Т.12,с.4]. Это - одно из проявлений первого закона диалектики, «закона взаимного проникновения противоположностей» [102,Т.20,с.384].

Для понимания специфики действия закона диалектики в разных формах материи следует вдуматься в анализ Ф. Энгельсом борьбы за жизнь [102,Т.20,с.622-623]. Обратим внимание на некоторые элементы этого замечания. Он выделял взаимодействие мертвых тел и указывает на наличие в этом взаимодействии гармонии и коллизии. В таком случае коллизия есть проявление первого закона диалектики в мёртвых телах. Именно это можно назвать в качестве общего положения - противоположности элементов мёртвых тел. Что же касается взаимодействия живых существ, то одним из его проявлений Ф. Энгельс называл «борьбу за жизнь». Проявлением первого закона диалектики в обществе можно считать «борьбу за существование», не в смысле «войны всех против всех» Гоббса, а в качестве проявления только одной стороны жизни людей на основе частной собственности и обособленности интересов. Для понимания действия первого закона на уровне общественного развития необходимо учитывать специфику сознательного общественного развития.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!