ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 25 страница



В.И. Ленин [88,Т.14,с.379].

Развитие форм жизни привело к возникновению общества. Двумя основными формами деятельности людей являются репродукция (вторение) и творчество (творение). Репродуктивное вторение представляет создание известного известными методами. Творение представляет создание ранее неизвестного, продуктивного нового на основе неизвестных методов. Искусство есть высшая форма творчества.

На первых порах общественного развития основой человеческой культуры была репродуктивная деятельность. В последующем всё большее значение приобретало творчество, а сейчас оно стало главным условием жизни.

                         Отношение к творчеству

   ┌──────────────────┼───────────────────┐

борьба с ® сочетание вторения ® творчество во

творчеством  и творения               что бы то ни стало

На первом этапе общественного развития господствовала борьба с творчеством. На основе рыночных отношений стало сочетаться вторение и творение. В настоящее время творение приобрело еще большее значение. Возникает опасность направления творчества против общественного прогресса.

Творчество есть проявление духовного потенциала общества. Оно динамично и может обеспечить быстрый прогресс общества. Поэтому появление общественного идеала невозможно без творчества. «Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности» [88,Т.35,с.57]. 

               творчество

┌──────────────┼───────────────┐

одиночек ® многих ® народа

Общественный прогресс предполагает возрастание творчества как основы сознательного совершенствования общества. «... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» [88,Т.29,с.195]. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» [88,Т.29,с.194].

Возрастание творческого элемента общественной жизни привело в XX веке к настоящему буму, став одной из характерных её черт. В конечном счете вопрос стоит так: тот, кто больше творит, быстрее изобретает и внедряет в практику, тот выживает. В условиях господства рыночных отношений в мировом хозяйстве действует принцип «твори или умирай». Создание для творчества благоприятных условий - самый мощный фактор общественного прогресса.

Творчество имеет важное значение не только для общества в целом, для отдельных стран, но и для индивидов. Развитие творческих способностей людей стало актуальной задачей. Решение этой проблемы возможно только на основе конкретного объяснения того, что такое творчество и какую роль играет в нём диалектическое мышление. Для этого необходимо, прежде всего, создать теорию творчества и систему прикладных наук обо всех основных формах творчества с тем, чтобы максимально развивать творческие способности людей. Пока нет общепринятой теории и методологии творчества, но имеется много подходов к нему. Задача состоит в том, чтобы осознать эти подходы, выявить их достижения и недостатки, общее и особенное, и тем самым итеративно вести дело к их интеграции, не боясь отбросить не оправдавшиеся идеи и воспользоваться парадоксальными идеями.

Каждая форма отражения мира представляет единство отражения существующего (рутины) и опережающего отражения будущего. Их элементами являются и возможности поиска нового, ведущего к появлению творчества у более высоких форм отражения мира людьми. Создание нового существует на всех развитых уровнях форм отражения мира людьми и чем выше форма отражения мира, тем более она позволяет не только отражать мир, но и творить его.

Следует различать возможности создания нового, которые вытекают из каждой формы отражения мира, и возрастающий потенциал создания нового при увеличении форм отражения мира.

Исследователи должны показать аналитические возможности создания нового на основе каждой формы отражения мира. Гипотезой для такого специального исследования может быть следующая модель.

                                                             Воображение

                                                                  (дерзание)

                                              ┌───────┴─────┐

                                 фантазия        п ® выдумка

                       ┌───────┴──────┐     ┌───────┴──────┐

                             п ® творчество            п ® созидание

                              ┌───────┴──────┐

            новаторство                п ® искусство

     ┌───────┴──────┐

п ® рационализаторство

            ┌───────┴──────┐

теоретика          п ® изобретательство на уровне:

┌───────┴──────┐

п ® проектанта

  ┌───────┴──────┐

     п ® конструктора

 По мере развития форм отражения мира растет потенциал поиска нового. Высшая форма такого поиска становится творчеством, а потом искусством, т. е. неповторимым, уникальным, не воспроизводимым творчеством, создающим шедевры.

Не следует недооценивать значение архаических приёмов создания нового, которые можно обозначить дерзанием, выдумкой и т. п. Они были основой общественного прогресса ранее и сегодня служат ему в той или иной мере. На их основе возникли более развитые формы созидания нового. По-разному можно объяснять их общее и специфику. Например, спецификой созидания можно считать то, что с помощью известного опыта и средств создают нечто новое на основе специального стремления к нему. Еще более развито творчество, представляющее ряд ступеней: сомнение - противоречие - поиск - гипотеза - новация. Новатором может быть человек, который переносит созданное другими новшество в свою деятельность. Рационализаторство представляет более развитую форму создания работниками, проектантами конструкторами нового.

Дарование ® талантливость ® гениальность ® корифеи

Объектами творчества чаще всего являются производство, техника, наука, искусство. Первоначально объектом творчества было производство и состояло оно в том, чтобы сделать его более рациональным и продуктивным. Затем оказалось, что для достижения этого необходимо найти новые технические решения и повысить техническую вооруженность труда. Определяющим же фактором последующего оказалось научное творчество.

                                            Творчество

                 ┌────────────────┼─────────────────┐

 производственное® техническое ® научное

            роль творчества в труде

┌────────────────┼─────────────────┐

 исполнителя® инженера ® исследователя

          творчество

┌───────┴──────┐

случайное ® сознательное

       ┌───────┴──────┐

 индивидуальное ® коллективное

Каждый из этих объектов представляет в свою очередь множество, совокупность, комплекс, систему более конкретных форм творчества. Производственное творчество предполагает развитие всех факторов производства, не только техники, но и технологии организации и т. п.

Для познания творчества необходимо выделять в нём следующие аспекты:

                 творчество

┌──────────────┼─────────────┐

способности ® процесс ® продукт

Творчество возможно на основе определенного уровня развития способностей индивидов. Но эти задатки (способности) не обязательно «срабатывают» стихийно, не ведут сами по себе к процессу творчества.

                        Творчество

┌──────────────────┼───────────────────┐

инстинктивное ® интуитивное ® интеллектуальное

                          (озарение)         (на основе методов)

                         ┌──────────────┼───────────────┐

                       частнонаучных ® общенаучных ® всеобщих

Объектом сознательного обучения могут быть только интеллектуальные приёмы творчества. При этом легче изучить частнонаучные, специфические приёмы. В каждой науке их может быть много [167]. Имеются и общенаучные методы, например, технического творчества (ТРИЗ, ФСА и др.). Особое значение имеют всеобщие методы.

Развитие творческих способностей пока происходит в целом стихийно. Творчеству (специально) мало обучают. В то же время уже имеется длительная практика экспериментального обучения творчеству. Создание системы обучения творчеству предполагает творение многих новых условий просвещения, прежде всего обучения, подрастающих поколений людей.

Одним из важнейших факторов обучения творчеству всех людей следует признать обучение людей мышлению, т.е. умению применять приёмы действия с мыслями. Иными словами надо развить интеллект людей так, чтобы они могли легко пользоваться им как средством творчества. На этой основе легче научить особенностям творчества в различных отраслях, в том числе техническому творчеству. Необходимо также увеличить значение методов творчества для развития самого творчества.

           Творчество (создание)

┌─────────────┼──────────────┐

 изделий ® идей ® методов творчества

Созидание методов творчества - самая трудная форма творчества. Методы, т. е. определённым образом упорядоченные приёмы действий, могут стать основой привлечения многих к творчеству.

Разработка теории творчества должна базироваться на изучении и обобщении «хода мысли» гениев, корифеев. Выяснение хода мысли позволяет осознать их элементы и таким образом преподавать их человеку, чтобы он смог их повторять и компоновать из них продуктивные мыслительные процедуры, ведущие к творчеству нового. Известные знания о творчестве пока составляют малую долю возможного и необходимого для превращения творчества в норму жизни людей.

Творчество не сводится к отказу от стереотипной методологии, как это утверждают некоторые исследователи. Не отрицая значения интуиции и её высшего проявления в искусстве, необходимо всё более обращать внимание на то, что может быть познано и чему можно обучать людей в качестве сознательных, прямых методов творчества.

                            Создание нового

     ┌──────────────────┼───────────────────┐

достереотипное ® стереотипное ® самих стереотипов

О достереотипном создании нового мало что можно сказать. Сами творцы не осознают процессов своего творения, кроме отдельных его элементов, часто внешних и второстепенных. Стереотипное сознание нового широко распространено и о нём можно многое сказать на основе исследований изобретательства. Создание стереотипов (методов) творчества - самое сложное и менее познанное явление.

В творчестве 99% рутинной работы и 1% творения, неконтролируемого сознанием. В творчестве главная задача состоит в том, чтобы рационализировать рутинную часть дела.

Найти                                                                   Рутина

┌───┴───┐                                     ┌─────┴──────┐

п ® осознать                       возбужденность  п ® увлеченность

┌────┴─────┐                 ┌─────┴────┐  ┌───────┴──────┐

п ® сформулировать озарение п ® созревание  п ® вдохновенность

                 ┌─────┴────┐   ┌─────┴─────┐

                  п® внедрение   п ® открытие

                      ┌─────┴────┐

воспринять              п ® применение

┌────┴─────┐

п ® признать

  ┌───────┴──────┐

п ® использовать

 

спроектировать

┌───────┴──────┐

п ® производить

    ┌───────┴──────┐

п ® эксплуатировать

В понимании творчества имеется два подхода. Одни защищают творчество как самобытное функционирование ума [14]. Представители этого подхода исключают необходимость опережающего познания всех устройств, которые были уже предложены до них и имеются в практике. Такие изобретатели не начинают изобретения с ознакомления со всеми предложенными и практически используемыми аналогичными устройствами. Лишь после изобретения они вынуждены при патентовании сравнивать продукт своего творчества с существующими аналогичными устройствами, т. е. удостоверяться в том, что они не изобрели уже известное. Такой подход не беспочвенен, а вытекает из практической невозможности легко и быстро воспринять все формы объектов, которые новатор стремится усовершенствовать.

Сторонники второй концепции считают, что к новому следует идти через учёт всего известного. Их лозунгом является: нельзя изобретать без знания всех существующих форм объекта, без знания закономерностей, тенденций их развития. Однако для реализации этого пути пока нет адекватных возможностей. Ознакомление с наличными формами объектов требует громадного труда, не гарантирующего познания всего существующего и тем более закономерностей его развития. Этот подход существует пока при поиске новых химических элементов на основе таблицы Д. Менделеева и животных на основе их систематики. Именно так должно быть во всех сферах поиска.

Другое различие подходов к творчеству вытекает из противоборства стереотипного и нестереотипного поиска новых решений. В первом случае надеются на методы поиска, а в другом случае их отвергают в качестве шаблонов и стремятся решить проблему интуитивным озарением. В последнем случае стереотипы признают в качестве основы дальнейшего познания известного, а интуиция - творения нового.

Антишаблонный подход в мышлении принял столь существенное значение, что диалектически из положительного стал отрицательным явлением. Критика шаблонности не отвергает того, что все формы отображения имеют стереотипный характер. Пагубна не сама стереотипность, а дефект в её использовании, когда вместо одних применяют другие, не могут овладеть известными стереотипами, которые только и решают проблемы, а порой даже не знают об их существовании и их возможностях. Более того, человек не знает роли стереотипного не только в объяснении существующих форм методологии, но и роль стереотипного для преодоления догматических недостатков существующих стереотипов.

Алгоритмизированные формы отражения призваны, прежде всего, объяснять мир. Упорядочивая свойства объектов, алгоритмы мышления облегчают познание мира, служат выявлению закономерностей развития объектов, тенденций их развития и т. д. В целом будущее за развитием алгоритмов, стереотипных подходов к изобретательству, что не отрицает интуиции, искусства и случайностей вообще.

Говоря об алгоритмизированном подходе к творчеству, необходимо строго оговорить следующее. Знания самих алгоритмов творчества еще не являются достаточными для творчества. Только профессионалы каждой отрасли могут применять алгоритмы в областях своей специализации. Чистые методологи, т. е. владеющие только стереотипами, не способны творить в тех сферах действительности, в которых не являются специалистами. Образно говоря, зная математику, не являешься политэкономом и физиком, которые невозможны без математики. Сказанное не отрицает случайных возможностей изобретательства, не детерминированных интеллектом и эрудицией.

Плодотворнее творить на основе познания существующих объектов, закономерностей их развития и, исходя из этого, всё более строгого хода мысли. Целенаправленность творческого поиска делает его сознательным действием. «В связи с этим возрастает актуальность анализа диалектики как методологии современного познания и творчества. К сожалению, эта сторона диалектики в научной литературе еще не получила достаточной разработки. Между тем вопросы, связанные с выяснением роли диалектики как методологии творчества, приобретают ныне особую актуальность» [55,с.83]. Диалектические принципы как регулятивы (детерминаторы) научного творчества [55,с.96] не исследованы еще и, более того, некоторые авторы считают их недопустимыми в творчестве.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!