Тема 10. Творчество А.Н.Радищева. (СРС 1 час)
Требования к знаниям: Раннее творчество А.Н.Радищева. Черты сентиментализма в творчестве А.Н.Радищева.
Содержание учебного материала
Самостоятельное изучение:
1. Радищев как сентименталист. Раннее творчество.
2. «Путешествие из Петербурга в Москву». Полемика А.С. Пушкина с А.Н.Радищевым.
3. Переосмысление житийного жанра. «Житие Фёдора Ушакова». Переплетение сентиментальной и реалистической линии в творчестве писателя.
Тема 11. Творчество Н.М.Карамзина. (СРС 1 час)
Требования к знаниям: Н.М.Кара.мзин как сентименталист. Наследие Карамзина и русская литература
Содержание учебного материала
Аудиторное изучение:
Самостоятельное изучение:
1. Раннее творчество. Лирика. Отражение масонских идей в творчестве Н.М.Карамзина.
2. Карамзин как журналист. «Письма русского путешественника».
3. Сентиментализм в творчестве писателя.
Творчество И.А.Крылова. (СРС 1 час)
Требования к знаниям: Знать исторические и литературные особенности творчества И.А.Крылова. Уметь выделять этапы литературного пути автора. Владеть содержанием произведений И.А.Крылова.
Содержание учебного материала
Самостоятельное изучение:
1. Раннее творчество. Общественная и литературная позиция молодого Крылова и его дальнейшее творчество как сатирика-баснописца.
2. Участие в издании сатирического журнала «Почта духов».
3. Сатира на двор и придворное искусство в восточной повести «Каиб».
|
|
Практические занятия
Семинар 1 «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»
1. Беседа по конспекту главы из книги А.В. Западова.
2. Темы, проблемы и образы «Гистории о Василии Кориотском…»:
· решение «вечных» проблем «человек и судьба», «герой времени», «отцы и дети», «мужчина и женщина» в сопоставлении с бытовыми повестями XVII века;
· новизна в критериях оценки человека и действительности в сравнении с древнерусской литературой;
· развернутая характеристика главных героев
3. Художественные особенности повести:
· поиск новых изобразительных средств в формировании идеи повести и в создании образов главных героев (например, вымышленный сюжет, самохарактеристика героев, характеристика главных героев другими персонажами, средства изображения внутреннего мира героя, приём антитезы, роль детали в создании образа, роль второстепенных действующих лиц в повести и др.)
· связь «Гистории…» с европейской литературой конца XII – yfxfkf XVII века; фольклорные традиции в повести;
· язык повести (привести примеры стилистической и лексической пестроты языка).
4. Особенности литературы переходного периода (три фактора развития «новой» русской литературы XVIII века).
|
|
Задания
1. Законспектировать главу «В годы петровских преобразований» из книги А.В. Западова «Поэты XVIII века» по следующему плану:
- просветительская программа Петра I, её составляющие. Эстетические вкусы Петра I;
- влияние реформ Петра I на быт русских людей (привести примеры);
- издательская деятельность Петра I. Изменение облика русской книги;
- публицисты петровской эпохи и их сочинения;
- изменение средневекового взгляда на мужчину и женщину, на проблемы любви в повестях петровского времени. Язык повестей переходного времени;
- любовная лирика петровского времени (темы, язык);
- светский театр при Петре I (причины появления, репертуар, темы спектаклей).
2. Перечитать к занятию бытовые повести XVII века: « О Горе-Злочастии», « Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве». Подготовиться к сопоставительному анализу повестей и «Гистории».
Семинар 2. Сатира А.Д. Кантемира «На хулящих учения. К уму своему»
1. Беседа по конспекту главы «Стихотворная сатира», из книги Г.В. Москвичёвой «Русский классицизм».
2. Идейно-художественный анализ сатиры:
· разбейте сатиру Кантемира на три части: вступление (тезис), основную часть (сатирические аргументы) и заключение (выводы). Как в тезисе формулируется главная проблема сатиры, и какова её художественная подача?
|
|
· где начинается и где заканчивается основная часть сатиры (сатирическая аргументация)?Объясните социальный статус и нравственную позицию каждого персонажа портретной «галереи» сатиры (Критон, Силван, Лука, Медор). Объясните логику расстановки персонажей «галереи» и принцип классицистической типизации образов. Приведите примеры художественных средств, используемых Кантемиром для создания сатирического образа героя (саморазоблачение, гиперболизация, портрет, художественная деталь, речевая характеристика). Назовите главные художественные приёмы.
· «безымянные» герои 1 сатиры Кантемира (вторая часть основной части аргументов). О каких сословиях, социальных слоях, профессиях и персонажах идёт речь? О каких пороках государственной и общественной жизни говорит автор, какими сатирическими средствами рисует своих героев?
· выделите кульминационный момент 1 сатиры А. Кантемира. При помощи каких художественных средств автор ставит проблему?
· заключительная часть сатиры. Проблема «ума» - адресата и оппонента автора в произведении.
|
|
3. Сделайте вывод о вкладе Кантемира в создание жанра русской стихотворной сатиры и о своеобразии его сатирического таланта.
4. Предложите и обоснуйте определение жанра стихотворной сатиры XVIII века.
Задания
1. Изучив 1-ю сатиру Кантемира с «Примечаниями» самого автора, выпишите и с помощью толкового словаря письменно объясните все непонятные слова и фразы.
2. Выучите наизусть отрывок из 1 сатиры.
3. Законспектируйте главу «Стихотворная сатира» из книги Г.В. Москвичёвой по следующему плану:
· история жанра, классические образцы;
· родовая специфика жанра сатиры в русской литературе: назначение жанра;
· художественное отражение в сатирах Кантемира злободневных проблем русской жизни 1730-х г.г.;
· основные темы сатир А. Сумарокова. Своеобразие художественного мира его сатир; воплощение лирического «я» (сопоставление с Кантемиром);
· новаторство Г.Державина в жанре оды; особенности выражения Державинского «я»;
· литературные формы выражения смеха в сатирах Кантемира, Сумарокова (излюбленные сатирические приёмы каждого автора);
· традиции жанра стихотворной сатиры XVIII века в последующем развитии русской литературы.
4. Отработать по Литературному энциклопедическому словарю (ЛЭС) и учебникам В.И. Хализева «Теория литературы» (М., 2001), И.Ф. Волкова «Теория литературы (М., 1998), понятие «жанр». Выписать из ЛЭС современную формулировку жанра сатиры (в сокращении).
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!