Тема 9. Творчество Г.Р. Державина (1743 – 1816)



Требования к знаниям: Жизнь, творчество, личность Г.Р.Державина. Его раннее творчество как опыт литературного взросления. Классицизм в творчестве Державина. Оды Г.Р.Державина.

Сатирические произведения.

Богословская поэзия. Духовные произведения – как проявление связи с традицией и магистральной линией древнерусской литературы.

Первые реалистические опыты. Творчество Г.Р.Державина как мост к русской классической литературе 19 века.

Содержание учебного материала

Г.Р. Державин, вслед за Ломоносовым, сделал серьёзный шаг по преодолению рационалистического начала в поэзии. Его творчество условно делится на два периода. Первый – подражательный, характеризуемый рыхлостью слога, зависимостью от предшественников. В это время Державин то пытается подражать любовной лирике Сумарокова, то рабски копирует высокие оды Ломоносова, то, отрекаясь от обоих, пытается творить самостоятельно. Однако всё, что выходит из под его пера оказывается одинаково посредственно.

Второй период – зрелый – начинается со второй половины 1770-х годов. Характеризуется самостоятельными поисками Державина, «вторым поэтическим рождением», связанным со встречей и женитьбой на Катерине Яковлевне Бастидор.

После смерти отца Державин отдаётся для обучения в гимназию, которую даже как один из самых успешных учеников окончить не успел, будучи вызван на военную службу. Участвовал в подавлении Пугачёвского восстания, в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Однако всё это не приносит ему изменений в судьбе. Только в 1772 году он получает первый офицерский чин. В 1773 году пишет первую оду «На бракосочетание Державина». А в 1776 году выходит первый сборник стихотворений «Оды, переведённые и сочинённые при горе Читалагае», оставшийся незамеченным. Ключевыми произведениями становятся «Ода на великость» и «Ода на знатность».

Классицисты – певцы абсолютной монархии создавали образы людей мыслящих и действующих во все времена одинаково, без учёта реальной исторической обстановки, не различая предков и современников. Они чаще всего подчёркивали какую-то одну сторону личности: верность, ответственность, патриотизм. При этом классицисты довольно серьёзно, детально пытались описывать чувства, рисовать их подробную картину. Таково начало творческого пути Г.Р. Державина.

Но ему суждено было вывести поэзию из оков догматических правил, сделать её близкой жизни. И если Ломоносов создал поэтическую форму, оболочку русского силлабо-тонического стиха, то Державин создал душу стиха, основу, на которой взросла русская классическая поэзия XIX века.

Трансформация классицистических жанров Державиным началась с жанра торжественной оды. Черты новизны обнаруживаются уже в ст. «На рождение в Севере порфироносного отрока (1779). Написана по случаю рождения внука Екатерины II будущего Александра I. Вместо привычного четырёхстопного ямба использован хорей. Это придаёт произведению плясовой характер, превращая оду в песенку. В основе стихотворения – сказочный мотив преподнесения подарков феями царственному младенцу.

Новаторство Державина хорошо прослеживается и в оде «На смерть князя Мещерского» (1779). Новым становится факт посвящения не всесильному вельможе, не государственному деятелю и не полководцу. Впервые перед русским читателем предстаёт образ частного человека – автора, самого Г.Р. Державина. Когда в стихах Ломоносова мы встречаем «я», это обозначение отвлечённого поэта, пиита вообще. У Державина авторское «я» есть конкретный живой человек, с его переживаниями, жизнью, размышлениями и делами.

Программным стихотворением стала ода Фелице (1783). Образ получился многоплановым. Екатерина II, выведена в образе Фелицы воспринимается читателем и как просвещённая монархиня и как частное лицо. Если у Ломоносова монарх предельно обобщён, то у Державина характер Екатерины проявляется с точки зрения её человеческих качеств.

Добродетельной Фелице противопоставлен собирательный образ порочного мурзы. Современники легко угадывали Потёмкина, тонущего в роскоши, мешающего спать соседям, тешащего себя роговой музыкой Нарышкина, участвующего в кулачных боях Орлова, любителя псовой охоты Панина и др. Произведение пришлось по душе Екатерине. Обласканный её вниманием поэт становится личным секретарем императрицы. Однако взаимное охлаждение наступило довольно быстро. Дворцовая изнанка не соответствовала представлениям Державина о просвещённой монархии, а Екатерину утомили бесконечные ходатайства Державина за людей.

Сатира становится излюбленным и близким Державину жанром. Лира поэта становилась весьма грозной. А стихотворение «Властителям и судьям» (1780) было воспринято императрицей как якобинские стихи.

Вообще в победных одах (и это их замечательная особенность) Державин не ограничивается воспеванием только вождей и великих полководцев. Поэт выстраивает взаимосвязанную и взаимообусловленную иерархию, в которой вождям соответствуют их геройские рати – «русские храбрые солдаты, в свете первые бойцы». Первый тост в застольной воинской песне «Заздравный орёл» Державин провозглашает за «русских солдат».

Несмотря на кажущуюся устарелость, а иногда и тяжеловесность слога Державина, его стих остаётся сочетанием мощи, звучности, высоты, торжественного стиля особо проявившемся в духовной поэзии. Несомненно, центральное место в лирике поэта занимает многократно переведенная на другие языки ода «Бог»(1784). Это произведение своего рода поэтическое богословие. Живость поэтической формы органична с строгими вероучительными формулами.

За два года до смерти Державин пишет оду «Христос» - венец богословской поэзии.

Подлинно реалистическое произведение «Евгению. Жизнь Званская.» - ответ на романтическую элегию В.А. Жуковского «Вечер». Лирический герой Жуковского замкнут на личных чувствах и переживаниях, герой Державина – в раздумьях о времени, о себе, о своём посмертном уделе. «Жизнь Званская» - наиболее яркое произведение, появившееся до Пушкинского «Евгения Онегина», новый шаг к реализму. Показан тип помещика-барина на склоне лет живущего в своё удовольствие, одновременно ставшего яркой индивидуальностью, ярким внутренним миром. В этом произведении русский пейзаж входит составной частью в общую картину жизни русского поместного дворянства. Огромным шагом в развитии литературы становится изображение внутреннего мира человека.

Аудиторное изучение:

1. Раннее творчество Г.Р.Державина. Становление его гражданской позиции как патриота.

2. Классицистические опыты: сближение абстрактных принципов классицизма с жизнью.

3. Сатирические произведения.

4. Духовные произведения.

5. На пути к реализму.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!