Прозаическая и стихотворная речь: проблема разграничения. Национальный язык и система стихосложения
Метрическая и силлабо-тоническая системы стихосложения.
12. Метр и ритм. Ритмическая основа и ритмическая единица в разных системах стихосложения.
13. Тоническая система стихосложения.
14. Основные и вспомогательные элементы ритма (ослабленные и усиленные стопы / пропуски ударений и сверхсхемные ударения; размер, клаузула, рифма).
15. Основные и вспомогательные элементы ритма (рифма и способы рифмовки, строфика).
16.Основные и вспомогательные элементы ритма (анакруза и эпикруза, пауза и ее разновидности, переносы)
Эволюция стиха в поэзии XX века (дольник, логаэд, тактовик, акцентный стих, верлибр).
Содержание понятий «текст», «произведение», «авторское высказывание».
Содержание понятий «система» и «структура».
20. Сюжет и фабула. Структурообразующая роль сюжета.
21. Роль сюжета в смыслообразовании: нарушение фабульной последовательности, «минус-приемы» в сюжетосложении.
22.Сюжет и его элементы. Особенности сюжета в эпосе, лирике и драме.
23. Содержание понятия «композиция». Две точки зрения на композицию.
24. Композиция. Внесюжетные элементы композиции и их функция (отступления, портрет, пейзаж, обрамление, расстановка персонажей).
25. Композиция: событийные связи, монтаж деталей, смена субъектов речи, вставные элементы, «сильные позиции», членение).
26.Композиция как система точек зрения.
27. Принципы родового и жанрово-видового деления литературы.
|
|
28. Эпос как литературный род. Повествование о событии как доминантная черта эпоса. Событие «рассказа» и событие «рассказывания». Художественное время в эпосе.
29. Эпос как литературный род. Автор в эпосе. Система дискурсов и дискурс повествователя. Речь изображающая и речь изображенная.
30. Эпос как литературный род. Характерные черты эпоса: особенности изображаемого события (дистанцированность, объект изображения).
31. Эпос как литературный род: художественное время и пространство, хронотоп; структура эпического сюжета.
32.Эпос как литературный род. Основные способы характеристики персонажей. Законченность и завершенность эпического произведения.
33. Драма как литературный род: диалог и монолог.
34. Драма как литературный род: событие в драме, принципы создания персонажей, авторское слово / паратекст, время-пространство.
35.Драма как литературный род: условность в драме, литературный текст и его сценическое воплощение.
36. Лирика как литературный род. Две точки зрения на предмет лирики. Лирическое стихотворение как образ авторского чувства. «Я» биографическое и «Я» лирическое.
37. Лирика как литературный род. Две точки зрения на функцию описания, события и предметной детали в лирике. Проблема лирического хронотопа.
|
|
38.Лирика как литературный род. Две точки зрения на способы выражения лирического Я. Субъектно-объектные отношения в лирике: автор-повествователь – собственно автор – лирическое «я» – лирический герой – герой ролевой лирики.
Лирика как литературный род. Проблема лирических жанров.
Анализ авторского высказывания (что анализировать? зачем анализировать? как анализировать?).
Художественное произведение как интерпретация текста. Причины относительной объективности интерпретации.
Третий вопрос: практическое задание по анализу фрагмента текста или определение стихотворных размеров
Словарь к третьему вопросу: тропы и фигуры, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, перифраз, градация, параллелизм, эллипсис, анаколуф, хиазм, метрическая система, силлабика, силлабо-тоника, метр, стопа, размер, пиррихий, спондей, клаузула, рифма, способы рифмовки, типы строфики, пауза, цезура, перенос, анакруза, тонические формы стиха, дольник, логаэд, тактовик, акцентный стих, верлибр.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1-2
Поэтический язык (анализ статьи М. И. Шапира «Язык поэтический»)
|
|
1. В какие две контрастные сферы входят литературный язык и поэтический язык?
2. В чем отличие языка художественной литературы от литературного языка? По каким признакам можно провести их разграничение?
3. В чем заключается поэтическая функция языка?
4. Что имеется в виду под семантической маркированностью языков духовной культуры и семантической немаркированностью языка официального быта?
5. В чем различие между языками духовной культуры (религиозно-мифологический символ, научный термин, художественный образ)?
6. Докажите, что в поэтическом языке может быть семантизирован любой элемент внешней языковой структуры (три абзаца рассказа Чехова «Спать хочется»)
7. Какой новый уровень появляется в поэтическом языке в результате целенаправленного упорядочения и семантизации внешней формы?
8. Каковы собственно лингвистические отличия языка художественной литературы от литературного языка?
Литература
1. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
2. Григорьев В. П. Поэтический язык // Литературный энциклопедический словарь.
3. Григорьев В. П. Язык художественной литературы // Литературный энциклопедический словарь.
4. Степанов Ю. С. Язык художественной литературы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
5. Шапир М. И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 2000. С. 512–528.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!