Тема 9. Смыслообразующая роль сюжета
Понятие о сюжете. Определения «сюжета» в русском литературоведении. Соотношение понятий сюжет и фабула. Сюжет – содержание или форма художественного произведения? Сюжет как комбинация мотивов, устойчивость сюжетных схем (А. Н. Веселовский). Сюжет как система: элементы сюжета и их смысловая роль. «Минус-приемы» в сюжетосложении. Особенности сюжета в различных типах литературы.
Тема 10. Смыслообразующая роль композиции
Понятие о композиции. Композиция как универсальный и одновременно уникальный компонент структуры текста. Внесюжетные элементы композиции и их смысловая роль: расстановка персонажей, авторское описание (отступление), портрет, пейзаж, интерьер.
Тема 11. Композиция как система «точек зрения»
Композиция – система «точек зрения» (Б. А. Успенский). Смена рассказчиков как один из способов объективного воссоздания характера и действительности («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Выстрел» А. С. Пушкина).
Тема 12. Принципы родового деления литературы
Литературный род – содержательная категория или пережиток эстетического догматизма? Основания для разграничения литературных родов: (Аристотель, Гегель). Род как характеристика общего, устойчивого, повторяющегося в структуре произведений. Художественно освоенное событие в эпосе, действие – в драме, душевное состояние – в лирике.
Тема 13. Принципы жанрово-видового деления литературы
|
|
Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов.
Тема 14. Эпос как литературный род
«Родовые» свойства текста эпического произведения: сочетание речи изображающей и изображенной, эпический тип события (встреча персонажей как выявление противоречивого единства мира). Структура эпического сюжета: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем. Основные эпические жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла.
Тема 15. Драма как литературный род
Соотношение слова героя (основной текст) и авторской речи (паратекст). Сценическая природа драмы. Сюжет драмы: выбор судьбы. Пространство-время драматического действия и конфликт. Специфика речи в драме. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа. Драматургические жанры: трагедия, комедия, собственно драма, трагикомедия.
Тема 16. Лирика как литературный род
Предмет лирики: не бытие, но отношение к бытию. «Я» лирическое и «я» биографическое. Индивидуальность чувства и всеобщность слова. Субъектная структура лирики: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой, герой ролевой лирики (Б. О. Корман). Условность описания в лирике. Пространство и время в лирическом произведении. Жанры лирики и их судьба в XX веке.
|
|
Тема 17. Анализ художественного текста
Зачем нужно анализировать художественный текст. Анализ и интерпретация. Интерпретация как реализованное понимание. Текст и произведение. Система и структура.
1. Вопросы к экзамену
Примечание
Выделены первые вопросы билета.
С «4» на «5» готовят только выделенные вопросы.
С «3» на «4» – все вопросы.
Остальные – все вопросы и задание.
Филология как комплексная наука. Основные и вспомогательные филологические дисциплины.
2. Две точки зрения на язык художественной литературы. ЯХЛ как вариант литературного языка.
3.Две точки зрения на язык художественной литературы. ЯХЛ как относительно самостоятельный язык (М.И. Шапир: оппозиция поэтический язык / литературный язык в аспектах противопоставлений монолога и диалога, отклонения и нормы, семантически маркированного и семантически нейтрального. Отношение к содержанию).
|
|
Изобразительно-выразительные средства ЯХЛ. Общая характеристика.
5. Тропы и фигуры (общая характеристика).
6. Эпитет и сравнение (эпитет и определение, сравнение как основа образности).
7.Классификация тропов. Метафора: механизм смыслопорождения, функция, «метафорическое мышление». Класс метонимий (метонимия и синекдоха). Метонимия. Синекдоха. Симфора. Гипербола. Литота. Ирония. Аллегория. Перифраз.
8. Фигуры и их функция в художественном тексте. Градация. Параллелизм. Эллипсис.
9.Разновидности фигур (риторические фигуры, фигуры прибавления слов, фигуры убавления слов, фигуры перемещения слов).
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!