Казенное шелкоткацкое производство в провинции



Сычуань во второй половине XI в.

Лю Да-фан. «Цзиньгуаньлоу цзи»

Лю Да-фан (второе имя Вэй Чжун) – сунский чиновник, служивший начальником области Чэнду во второй половине XI в. Его произведение «Цзиньгуаньлоу цзи» («Записки в павильоне Цзинь-гуань») вошло в литературный отдел «Хуаянсянь чжи» («Географическое описание уезда Хуаян (Чэнду) – ксилографа, изданного в годы правления Цзяцина (1796-1821), под ред. Паиь Ши-туна) как произведение местного, сычуаньского автора Суиского периода.

Страна Шу (Западная Сычуань) расположена на юго-западе Китая... Основной доход здесь получают от того, что из шелка и конопли умело ткут узорчатые ткани и отправляют к императорскому двору... Ткут шелк с узорами (вэнь-цзинь), вышивают его шелками. Работа чрезвычайно искусна. Что может сравниться с вещами, которые здесь изготовляют? Что может сравниться с богатством почти живых узоров?

В переулках тесными рядами стоят дома, беспрерывно движутся нити, снуют челноки.

Вечером зажигаются фонари, чтобы продлить день.

Подростки также участвуют в работе.

[Сотканный шелк] расходится во все стороны государства, чтобы превратиться в одежду. Называется это выполнением повинностей. Люди, занимающие чиновничьи должности в управлении шелковыми делами, должны в точности следовать системе снабжения и полученные от этой повинности шелка почтительно отправлять к императорскому двору для одежды императору и императрице и в ведомства... а также в качестве подарков императора чиновникам и военачальникам...

Однако уже давно нет чиновников, [управляющих шелковыми делами].

Поэтому, когда подходил срок внесения даров[25], раздавали материалы для ткачества городским жителям (шиминь) и в определенное время собирали с них продукцию.

При этом либо собранные ткани оказывались плохими и не соответствовали установленным стандартам, либо [местные чиновники] расходовали собранные ткани на личные нужды и, когда следовало их [отправлять], не могли возместить.

Таким образом, производство разрушалось, а [народ] разорялся и не мог существовать. В 6-й год, 2-й месяц правления императора Юаньфэна (1083) начальник области представил доклад, в котором говорилось: «Ежегодные дары императорскому двору [от Чэнду] равны 14 000 кускам шелковых тканей цзинь, ци, вань, ло[26].

Если для изготовления отборных тканей, отправляемых императору, выделить всего 2 700 000 цяней и еще 30 000 цяней на содержание 80 работников, созываемых по повинности (мугун), то можно будет обойтись без такого хлопотного дела, как раздача работы населению, и добиться результатов в получении хороших тканей для внесения даров». Император согласился с этим докладом, и было решено к востоку от управления восстановить одно здание для производства ткацких работ, а также построить двухэтажное помещение для хранения готовой продукции.

В 5-й месяц следующего года снова был издан императорский указ об установлении в этом помещении, называемом Шангун цзиюань (Павильон тканей, вносимых в дар императору), должности специального чиновника для контроля. [Этот чиновник] из года в год управлял производством, контролировал внесение даров от казенных [мастерских] и от народа.

Поэтому количество отборных узорных шелков цзинь и ци увеличилось до 1500 кусков, а количество работников, выполнявших повинности, – до 300 человек. Если этого было недостаточно, то нанимали людей (цзююн), чтобы выполнить работу.

Согласно примерным подсчетам, было установлено 154 станка. Ежедневно использовались 154 ткача и 164 помощника ткачей,11 красильщиков, ПО крутильщиков шелка, и этого было достаточно для удовлетворения ежегодных потребностей [двора в шелке]. По приблизительным подсчетам, ежегодно использовалось 125 000 лян[27] шелка-сырца[28], 211000 цзиней красной, голубой и фиолетовой растительных красок, и этого было вполне достаточно. Ткацких мастерских, помещений для управления и жилых домов чиновников – всего было 127.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. XXV вв. – С. 29 – 31.

Керамическое производство в XI-XII вв.

[А.] Ко времени правления «Пяти династий» (907–959) на этом месте собралось множество народа. Они обрабатывали землю и занимались производством керамики (тао)[29]. В результате этого здесь возник населенный пункт и рынок, начались богослужения в выстроенном храме.

В начале правления чжоуского Сяньдэ[30] это место называлось гаотансянскими и линцзянлискими туанями[31], [имевшими] керамические печи, и был начальник (туаньцзюнь), управлявший этими туанями. В Сунское время место это пстепенно достигло процветания.

В центре Цзиндэ был установлен рынок чжэня[32], учреждены должность инспектора чжэня и управление, руководившее керамическими печами, населением и общими делами. Установлены были кварталы и переулки, улицы и рынки. Страна в это время была спокойна. Народ приходил отовсюду, и жило здесь несколько тысяч семейств.

[Б.] К востоку и к западу от столицы[33] находятся керамические печи.

Управление распоряжается керамической массой для производства кирпича, черепицы, сосудов, которые используются для обеспечения нужд строительства... Есть мастера по изготовлению черепицы, мастера по изготовлению кирпичей, мастера, загружающие печи, мастера, занимающиеся лепкой, мастера, создающие фигурки зверей, птиц и единорогов, мастера по изготовлению посуды, работники, собирающие готовые изделия, работники кладовых, мастера, приготавливающие краски, – всего 10 различных видов.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. X – XV вв. – С. 31 – 32.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!