Сюй. «Материалы по Сунской экономике»



В Сунской империи (960-1279 гг.) бурно развивались феодальные производительные силы. Поэтому до нашего времени дошло много документов об экономике той эпохи, в том числе о ремесле. Обильные, но разрозненные сведения позднее сводились издателями сборников воедино. Один из таких сборников «Сун хуйяо цзигао» (перевод см. в заголовке) составил уже в новое время Сюй Суй. В помещенном здесь отрывке приводится материал, относящийся к Центральному Китаю (не позднее XIII в.).

Управление распоряжается керамической массой для производства кирпича, черепицы, сосудов, которые используются для обеспечения нужд строительства. Есть мастера по изготовлению черепицы, мастера по изготовлению кирпичей, мастера, загружающие печи, мастера, занимающиеся лепкой, мастера, создающие фигурки зверей, птиц и единорогов, мастера по изготовлению посуды, работники, собирающие готовые изделия, работники кладовых, мастера, приготавливающие краски, – всего 10 различных видов.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 86.

Чжу. «О фарфоре»

В провинции Цзянси (Юго-Восточный Китай), где имеются каолиновые глины, издревле существовалр производство фарфора. Одним из главных его центров являлся Цзиндэчжэнь – место расположения сотен мастерских, описанное в сочинении Чжу Яня «Таошо». Описание начинается с X в. и доходит до Нового времени.

Для росписи сосуда на одну ступу требуется 10 лян материалов, для растирания используются специальные рабочие... Плата – 3 цяня[5] в месяц; если работают до 10 часов вечера обеими руками в двух ступах, то заработок вдвое увеличивается.

При росписи зеленой краской круглых сосудов изготовляются сотни тысяч [предметов] каждого образца; если бы не было одинаковых надписей, тогда изделия совсем были бы отличны друг от друга. Поэтому тот, кто наносит узор, учится только этому и не учится раскрашивать; тот, кто раскрашивает, не учится наносить узор. Для того чтобы набить руку и не рассеивать внимание, те, кто раскрашивает, и те, кто расписывает, находятся в разных помещениях, чтобы добиться единообразия.

...Произведенные изделия в определенный срок доставляют в столицу... Каждый год осенью и зимой нанимают людей; лодки и рабочие доставляют [фарфор]. Бочонков с круглыми полированными сосудами более 600. Ежегодная норма блюд, чаш, сосудов для вина, блюдечек и других первосортных круглых сосудов всего 16-17 тысяч. Кроме этого, 6–7 тысяч предметов второго сорта, которые тоже упаковывают в бочонки и отвозят в столицу, чтобы император использовал их для раздачи. Ваз, кубков, винных чаш, чашек и других гладких сосудов высшего качества ежегодно делается свыше 2 тысяч. Второсортных, не отборных сосудов выделывается по 2–3 тысячи. Их также упаковывают в бочки и везут в столицу, чтобы использовать для раздачи.

Цзиндэчжэнь протянулся с севера на юг и с запада на восток на 10 ли с лишним... Купцы отовсюду приезжают за фарфором; частные печи расположены в 200-300 местах, мастеров и хозяев не менее 100 тысяч человек.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 87.

 

 

7. Цюй. «Новые сведения о Гуандуне»

Печь по своей форме напоминает бутыль; внутренность ее вытянута вверх, размером больше чжана. Дно 3 чжана[6], 5 чи[7]  шириной, а высотой вдвое меньше; стенки толщиной в 2 чи с лишним; утрамбовывают их смесью из золы, песка, соли и уксуса, обвязывают стволами лиан, подпирают стволами терновника. Печь прислонена к обрыву и установлена очень прочно. Сзади есть отверстие, за отверстием – земляная стена, в которой находятся дверцы с двумя створками высотой в 5-6 чи, шириной в 4 чи; четыре человека приставлены к дверцам, чтобы закрывать и открывать, когда по ходу работы требуется тяга. Оба эти отверстия выложены камнем шуйши, который, если его не обжигать, держится, не разрушаясь, очень долго. При наполнении печи твердый уголь вперемешку с железной рудой кидают с горы в печь при помощи механического приспособления. Пламя освещает небо, грязный черный дым тянется на десятки ли вокруг и не рассеивается.

Руда расплавляется, стекает в квадратный водоем, и получается застывшее железо... Бывает всего 12 плавок. В день каждая плавка дает 1 бань[8] железа весом в 10 цзиней, Для получения стали берут кусок чугуна и кладут в печь, нагревают докрасна и кладут на наковальню. Один человек держит его щипцами, два других ударяют по нему. Десяток подростков обдувают их со всех сторон и беспрерывно поют.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 88 – 89.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!