Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру



 

Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη «научное знание, наука», «достоверное знание»[1] + λόγος «слово», «речь»[1]) — философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие[2]. Нередко (особенно в английском языке) слово выступает как синоним гносеологии.

Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις «познание»[3], «знание»[1] + λόγος «слово», «речь») — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания[2].

Тенденция к разграничению этих двух понятий характерна для неклассической (современной) философии, и при таком подходе:
Гносеология — изучает отношение «субъект–объект»;
Эпистемология — изучает отношение «объект–знание»[4][2].

Специфика познавательного отношения человека к миру Специфика познавательного отношения человека к миру сос­тоит в том, что в результате этого отношения объекты действи­тельности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания. Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и об­щества; б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле само­познания; в) знание о целях и идеально-теоретических программах пре­образования природного и социокультурного мира. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух клас­сификаций форм познания. В рамках первой из них следует раз­личать: а) духовно-практическую форму познавательной деятельнос­ти, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-пра­ктическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле; б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельнос­ти, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства зна­ний и семиотических образований культуры.

 

 

Философия глобальных проблем. Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории.

 

Современное человечество переживает сложный период своего развития. Техногенная цивилизация породила глобальный кризис, поставивший под сомнение будущее человечества. История в очередной раз бросила ему вызов в виде целого комплекса глобальных проблем: военной термоядерной угрозы, спектра экологических опасностей, значительного разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами и регионами, истощения природных запасов и т.п. Осознание сложившейся в мире ситуации является обязательным для культурного цивилизованного человека. Интересы выживания человечества требуют от каждого человека усилий в поиске путей устойчивого развития. Требуются новые идеи, концепции, сценарии, реализация которых способна ослабить глобальный кризис, угрожающий будущему каждого в отдельности и всех вместе. Переживаемые человечеством трудности порождены, прежде всего, самим человеком, поэтому основная проблема заключается в человеке. Ему необходимо измениться в духовном смысле, в противном случае катастрофы планетарного масштаба, принявшей в текущем столетии реальные очертания, не избежать. Изучение источников, сущности, признаков, классификации глобальных проблем современности и анализ возможной методологии их разрешения предстает как средство, путь приобщения к мировому сообществу, способ осознания личной ответственности за состояние дел, за сохранение здоровья людей, понимание роли здравоохранения и медицинской науки в решении глобальных проблем современности. Особое значение приобретает вклад врачей в борьбу с распространением СПИДа, наркомании, алкоголизма, приобретающих малопривлекательный статус глобальных проблем современности. Философия должна исследовать состояние научно-технического прогресса и социального развития, выявлять возможности, пути, средства устранения противоречия в эволюции науки и технологий, с одной стороны, и морали, ценностей, идеалов человека, с другой.

Глобализация - это качественно новая ступень развития давно идущего процесса интернационализации (транснационализации) экономических, политических, культурных, правовых и других аспектов общественной жизни, когда взаимозависимость национальных социумов достигла такого уровня, что начались кардинальные перемены в жизни всего мирового сообщества, превращающегося постепенно в целостный общественный организм.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!