Проблемы теории диалектики. Исторические типы диалектики



 

Проблема диалектики как метода познания.Проблема диалектики как метода познания природы, общества и мышления в современной философии всегда вызывала острые дискуссии. Это можно проследить по отношению к диалектике сторонников как марксистской философии науки – диалектического материализма, так и «новой философии науки», в первую очередь уже упомянутого нами К. Поппера. Проблема диалектики как метода познания природы, общества и мышления в современной философии всегда вызывала острые дискуссии. Это можно проследить по отношению к диалектике сторонников как марксистской философии науки – диалектического материализма, так и «новой философии науки», в первую очередь уже упомянутого нами К. Поппера. Так, концепция диалектического материализма соединяет в себе черты относительного и абсолютного, элементы гераклитовской веры в существование постоянных изменений и аристотелевской приверженности чему-то качественно неизменному и непреложному. Для сторонников и защитников диалектического метода соединение названных противоположных черт (или тенденций) является свидетельством гибкости мышления и истинности этой концепции, а для противников – свидетельством ее двусмысленности и ошибочности. Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога. Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Основные типы диалектики: Стихийная диалектика древних философов: Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому. Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики». Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие. Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии: Представителями являются Фихте, Кант, Гегель. Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития. Марксистко-материалистическая диалектика: Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях. Ф.Энгельс считал главными три закона диалектики: 1. Переход количества в качество; 2. Взаимопроникновение противоположностей; 3. Отрицание отрицания. В более конкретной форме первый закон гласит, что количественные изменения материального объекта необходимо приводят к его структурным изменениям. Естественно, этот закон, как и 2 остальных, считается всеобщим, действующим в природе и человеческом обществе. В ряде случаев этот закон (1) оказывается справедлив. Например, количественное уменьшение температуры жидкого материального объекта приводит к затвердеванию его и наоборот, повышение температуры твердого материального объекта приводит к его переходу в жидкое состояние. Или, количественное увеличение человеческой общественной организации приводит к усложнению ее структуры. Но это оказывается далеко не везде и не всегда. Как говорится, тысяча ложных тезисов не стоят и одного истинного. Количественное увеличение армии не ведет к увеличению ее качества. Кроме количества, для изменений структуры требуется соблюдение еще многих дополнительных условий. В неживой материи идет обратный процесс – переход качества в количество (увеличение энтропии). Более качественная, организованная материя спонтанно переходит в менее качественную, с выделением (увеличением количества) энергии, которая рассеивается. В живой материи, при процессах развития, накопление информации (количества) переходит в совершенствование (качество) генетического кода, универсализацию и повышение жизнеспособности. Предположительно, в «черных дырах» происходит процесс перехода количества массы материи в ее энергетическое качество. Короче говоря, этот закон на статус всеобщего и универсального никак не «тянет». Существуют процессы, как развития, так и деградации, переходы, как качества в количество, так и количества в качество. Взаимопроникновение противоположностей в философской литературе освещено очень скупо. В отношении примеров вообще никак. В наиболее обобщенном, абстрактном примере это может быть взаимопроникновение закономерного и случайного. Процесс деградации материи (увеличения ее энтропии) ведет к возрастанию роли случайного. Процесс развития (понижения энтропии) ведет к уменьшению роли случайного (хаотичного) и возрастанию роли закономерного (определенного, упорядоченного). В примере из мира живой материи взаимопроникновение противоположностей очень ярко проявляется в популяции живых особей. Благодаря случайным отличиям генетического кода (мутациям) все особи популяции представляют собой гамму плавного перехода от наиболее жизнеспособных к наименее жизнеспособным. Естественный отбор губит наименее жизнеспособные особи и, в целом, происходит процесс развития популяции. В абстрактном виде, это и есть движение от случайного к закономерному, от хаоса к порядку. Закон отрицания отрицания отражает процесс познания. В первоначальном виде он изображался в виде расходящейся спирали – постепенное кругообразное движение с возвращением в исходную точку, но на более высоком уровне познания. Современные воззрения (теория информационной цивилизации, разбираемая в одной из тем этого форума) предлагают форму сходящейся плоской спирали с тупиком. Я предлагаю изображать процесс познания в трехмерном пространстве в виде воронки, сужающейся в сторону течения времени и уходящей в бесконечность. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такоbй тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 978; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!