Прочие проблемы в протестантизме



В последней главе мы рассмотрим такие протестантские тенденции как рационализм, индивидуализм и западную склонность к пунктуальности. Мы постараемся дать библейскую оценку этим тенденциям, увидеть, что в них есть положительного и отрицательного.

 

 

Рационализм

 

Чрезмерное доверие разуму и логике

Протестантизм формировался в основном в среде западной культуры, в том числе и в эпоху Просвещения, и поэтому больше подвергся влиянию рационализма, чем православие. Под рационализмом в богословии мы понимаем склонность принимать только те догматы веры, которые ум считает согласными с логикой и доводами разума. То есть, простыми словами, рационализм — это склонность чрезмерно доверять способностям человеческого ума и иногда даже считать разум источником знания и критерием его истинности. Даже христиане часто верят в абсолютную объективность так называемого научного подхода, как будто наш разум — высший судья. Это отголоски философии гуманизма, в центре которой — человек.

Православие, напротив — более склонно к мистицизму. Это проявляется в более апофатическом подходе к богословию, при котором больше подчеркивается мистичность (т.е. таинственность) реальности, а прежде всего — Бога. Вот, например, как начинает свой богословский труд Св. Иоанн Дамаскин: «Глава I...О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами».[26]

Конечно, протестанты тоже признают, что Бог намного превосходит наше понимание, но мы сейчас говорим о тенденциях, склонностях. Западные христиане больше стремятся к рациональному осмыслению своей веры. Само по себе это не плохо. Только нельзя забывать об ограниченности нашего разума. Писание призывает нас полностью доверять Богу, а не своему разуму (Прит. 3:5-6). Это не значит, что мы должны «отключать» разум и не пользоваться им (такая крайность тоже встречается). Но мы должны сознавать, что человеческий разум ограничен, испорчен грехом, и поэтому не является абсолютно надежным инструментом познания.

Любопытно, что самые мудрые в истории люди больше осознавали ограниченность своих знаний. Известны слова Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю». А ведь Библия тоже говорит об этом: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, ... теперь знаю я отчасти...» (1 Кор. 13:12). Апостол предостерегает нас против чрезмерной уверенности в своих знаниях: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2) и призывает «...не мудрствовать сверх того, что написано...» (1 Кор. 4:6).

Почему веками существует столько ересей, извращающих понятие Троицы? Одна из причин — они пытаются полностьюобъяснить Троицу. Конечно, это им не удается, и они приходят к выводу: здесь противоречие, Бог не может быть одновременно один и три. Это противоречит человеческой логике! Но кто сказал, что человеческая логика — критерий истины? То же самое в вопросе природы Иисуса Христа. Мы просто принимаем верой библейское учение о том, что Он — истинный Бог, и истинный человек. Но разве это можно объяснить по-человечески?

Еще один типичный спор, основанный на чрезмерном доверии логике — между так называемыми «кальвинизмом» и «арминианством». Я беру их в кавычки, потому что многие спорящие сами толком не знают изначальных формулировок Дортского синода и Ремонстрации.

Но даже знающие и образованные «спорщики» совершают серьезную ошибку: пытаются выстроить исчерпывающую богословскую систему с ответами на все вопросы. Но такая система больше строится на логике, чем на Божьем слове. В ней ответов больше, чем в Библии.

Писание учит, что все были «мертвы во грехах», и «никто не ищет Бога» (Кол. 2:13; Рим. 3:10-12). Но также написано, что Бог предлагает всем сделать выбор и покаяться (Ис.Нав. 24:15; Деян. 17:30). Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Но также «возлюбил Бог мир» и «хочет, чтобы все люди спаслись» (Ин. 3:16; 1 Тим. 2:4). Не нужно пытаться втискивать себя в рамки человеческих «пяти пунктов», с одной либо с другой стороны. Писание учит и о Божьем предопределении, и о выборе и ответственности человека. И об избрании, и о Божьей любви ко всем людям, и желании спасти всех. Кажется противоречивым? Ничего удивительного. Ведь «непостижимы суды Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?... Ему слава вовеки, аминь» (Рим. 11:33-36).

Не нужно брать на себя то, что сверх наших человеческих способностей. Мы имеем свободу сказать «я не знаю»! Ведь Божьи мысли и пути выше мыслей наших, «как небо выше земли» (Ис. 55:8-9). В одних вопросах нам необходима бóльшая уверенность, в других мы можем позволить себе долю сомнения, а о третьих мы можем спокойно сказать: «Это тайна, Господу угодно пока не открывать ее нам». Бог дал нам разум, чтобы мы пользовались им и познавали истину, но при этом помнили о его ограниченности и испорченности грехом. Это сознание своей слабости должно побуждать нас больше полагаться на Бога и славить Его (2 Кор. 12:9-10). В познании мы прежде всего зависим от Божьего откровения и от просвещения Святым Духом (2 Пет. 1:20-21; Еф. 1:17-18). Нельзя забывать и о таком условии истинного познания как чистое сердце и любовь к Богу: « ...знание надмевает, а любовь назидает... кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:1, 3).

 

Разум и чувства

Еще одно проявление рационализма — это пренебрежение чувствами в поклонении Богу и вообще в христианской жизни. Не все протестанты смотрят на чувства «свысока», но в целом такая тенденция есть. В православном храме на человека обрушивается целая лавина ощущений: внешнее и внутреннее оформление, цвета, запахи, прикосновения, звуки и т.д. Типичная евангельская церковь в этом смысле почти противоположна. Евангельские христиане, которые раньше имели православный опыт, нередко жалуются на некоторую «сухость» ощущений и эмоций в совместном поклонении протестантов. Поскольку в центре здесь стоит изучение Писания, то частенько чувствам и эмоциям сознательно или неосознанно не уделяется должного внимания. Картина еще может усугубляться тем, что некоторые школы христианской психологии учат, будто эмоции нравственно нейтральны.

Учит ли нас Бог уделять внимание чувствам в поклонении, в христианской жизни? Достаточно будет вспомнить наибольшую заповедь: «... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марк 12:30). Наша любовь к Богу должна проявляться в разуме — истинные верования, в делах («крепость» — т.е. силы), но также и в душе, и в сердце! Безусловно, понятия «души» и «сердца» включают в себя эмоции, чувства. В общем, человек призван любить Бога всем своим естеством, включая чувства.

Как это применить на практике? Что будет способствовать пробуждению и выражению благочестивых чувств, например, во время совместного поклонения? Нужно молитвенно искать подходящие формы внешнего оформления, музыки, поэзии. Даже пророческое и учительское слово не должно быть лишено чувств и эмоций. Ведь и сама Библия не написана сухим академическим языком!

 

 

Индивидуализм

 

Западный индивидуализм часто противопоставляют восточному коллективизму не только при сравнении разных конфессий, но и просто на уровне анализа разных культур. В главе 3 мы обсуждали проблемы протестантского взгляда на спасение: в центре внимания находится избавление от индивидуальной вины. Это одно из проявлений западного индивидуализма. Библейская картина спасения более «коллективная»: Бог во Христе спасает Свой народ (см. греч. Мф. 1:21), и вообще всё творение (Рим. 8:21), Его царство побеждает во всем мире, а не только в «отдельно взятом грешнике».

Внимание к личности не всегда плохо. Например, западный акцент на «личных отношениях с Богом» — это хорошо, по-библейски. Это наибольшая заповедь о любви к Богу всем сердцем, только другими словами. Восточный коллективизм, доведенный до крайности, приводит к деспотии, тирании, когда отдельная личность вообще не ценится, она — маленький винтик, который легко приносится в жертву ради интересов коллектива (например, государства).

Но внимание к личности доходит до крайностей, когда забывают о том, что Бог и Его царство — еще важнее, чем личность человека. В западном гуманистическом обществе всё сделано для человека, «всё для блага человека». Человек — «это звучит гордо», человек — это пуп земли. Свято оберегаются «права человека!». Печально это наблюдать, но при утрате христианского фундамента, эти «права человека» приводят к либеральному хаосу. Права какого человека? Если, например, у женщины есть право абортировать свой плод — то есть ли права у этого убитого ребенка? Понятием о «правах» на самом деле прикрываются самолюбие, самоволие и самоудовлетворение. Современному обществу следовало бы больше обращать внимания на обязанности человека и на «права Бога» (в смысле на Его волю).

Православное мышление больше склонно к коллективизму. Здесь в центре стоят такие понятия как Церковь, соборность. Церковь — ковчег спасения, вне церкви нет спасения... Всё это, конечно, правильно (только вопрос в том, как понимать «церковь»).

Коллективизм больше присущ уже самой славянской культуре, менталитету. На западе «мой дом — моя крепость», там свято берегут своё privatespace (личное пространство). Славяне же чаще строят дом вместе, или проживают в нем совместно с родственниками. Конечно, один из факторов, который способствует индивидуализму — это материальный достаток. Любой работоспособный американец, грубо говоря, ни в ком не нуждается. В менее обеспеченном обществе нужда заставляет людей острее чувствовать свою потребность в Боге и друг в друге, и это хорошо (2 Кор. 12:9-10).

Западные протестантские учителя часто делают акцент на независимости, самостоятельности, самофинансировании, самоуправлении, само... само... Духовная зрелость действительно включает определенную долю самостоятельности, но здесь нужен баланс. Бог не призывает Своих детей к полной независимости. Во-первых, христиане должны стремиться к полной зависимости от Бога, а во-вторых, Писание учит нас здоровой взаимозависимости друг от друга. Коллективизм — это принцип Тела Христова! Нет любви без общения. «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор. 12:21). Бог специально сделал нас разными, чтобы мы нуждались друг в друге. И это касается как отдельных людей, так и церковных общин и их групп.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!