Храм, церковь, священство и преемственность



Эта глава посвящена библейскому учению о храме, церкви и о священстве. В свете Писания мы постараемся дать оценку православного понимания этих вопросов. Затем поговорим о проблеме апостольской преемственности, чтобы определить, что это такое, и кто обладает этой преемственностью.

 

 

Храм

 

Во второй главе мы говорили о чрезмерном ритуализме восточной церкви. Много здесь построено на таинствах — определенных священных действиях, обрядах. Частью этого ритуализма является акцент на храме как определенном месте и на центральной роли священников, потому что только в здании храма и только православным священником могут совершаться действительно благодатные таинства. (Как исключение, литургия может совершаться вне здания, но обязательно при наличии антиминса[12]).

Перед тем как дать правильную оценку православному пониманию храма и священства, давайте сначала обратимся к Библии по этим вопросам.

 

Что такое храм

Обобщая библейское учение о храме, можно сказать, что храм — место особого присутствия Бога, где Он определенным образом открывается людям. Конечно, «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48; 17:24), потому что Он вездесущий и «небо небес не вмещают» Его (3Цар. 8:27). Но для того, чтобы открываться человеку определенным образом, Господь избирает различные места Своим храмом. В разные периоды истории эти места менялись, поэтому будет удобнее исследовать тему храма в развитии, рассматривая отдельно каждый период.

 

Храм в Ветхом завете

До грехопадения идея храма как специального места не встречается в Библии. Это указывает на важную истину: храм одновременно и делает возможным Божье присутствие с человеком, и ограничивает его. Пока люди были безгрешны, здание храма было не нужно, ибо Господь общался с ними лицом к лицу. Вся земля была храмом, т.е. местом, где человек мог общаться с Богом, а Едемский сад — особенно. Но грех принес смерть и разделение. Как говорил пророк, «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас...»(Ис. 59:2). После грехопадения Всевышний хотел открыться людям, чтобы спасти нас, и в то же время должен был показать нам, что в нас есть проблема — грех, которая отделяет нас от Него. Для этого в Израиле Бог установил систему жертвоприношений и храмового служения. Вся храмовая и ритуальная система была в каком-то смысле большим наглядным уроком, который говорил людям: нужно идти к Богу, и при этом решать проблему греха. Здание храма, разные дворы, святилище, завеса и Святое святых показывали — доступ к Богу ограничен из-за грехов человеческих (Евр. 9:8). Только израильтяне как участники заветов могли входить во внутренний двор. Только священники могли входить в святилище при соблюдении определенных условий. И только первосвященник, только один раз в году (в День искупления), только с кровью особой жертвы мог входить в Святое святых, которое считалось местом присутствия Бога. Этим Бог показывал Свою святость и отделенность от человеческого греха, а также необходимость жертвы искупления.

 

Храм с приходом Христа

Когда Сын Божий пришел в этот мир, произошло нечто уникальное: Бог явился во плоти (1Тим. 3:16). В Иисусе Бог удивительным образом присутствовал с людьми так близко, как никогда раньше. Сын явил нам Отца (Ин. 1:18), и Бог говорил нам в Сыне (Евр. 1:2). Поэтому Сам Христос говорит о Себе как о храме Бога (Ин. 2:21). Теперь, с приходом Спасителя, присутствие Бога с Его народом стало несравненно ближе, чем оно было в Ветхом завете. Иисус начал возвращать людям утраченную близость отношений с Богом.

Преграда греха между Богом и людьми была уничтожена крестной жертвой Господа Иисуса. На это также указывает разорванная завеса в момент Его смерти (Мф. 27:51), и об этом прямо говорит Писание Нового завета (Евр. 10:19-20). Поэтому жизнь, смерть и воскресение Иисуса упразднили значение здания храма, что и предсказывал Сам Господь (Ин. 4:21). Бог допустил, чтобы иерусалимский храм был разрушен с 70 г. и по сей день, потому что высшая реальность Божьего присутствия в церкви Духом Святым сделала ненужной ритуальную тень (Кол. 2:16-17).

 

Храм и Церковь

Предупреждая учеников о Своем телесном уходе, Иисус обещал, что они не лишатся Божьего присутствия, т.к. примут Святого Духа (Ин. 16:7). В этой же беседе Господь заявил, что истинная виноградная лоза (т.е. Израиль, ср. Ис. 5:7; Ос. 10:1; Иоиль 1:7; Мф. 21:33-45) — это Он Сам, а Его ученики — ветви (Ин. 15:1-7). Таким образом, Христос указал, что новозаветная церковь — Божий народ — и есть храм. Это стало исполнением множества ветхозаветных пророчеств, в которых Бог обещал, что с приходом Мессии Он Своим Духом вселится в сердца Израиля и будет обитать в них (например, Иер. 31:31-33; Иез. 36:27-28; 37:26-28; 2Кор. 6:16). Иисус сказал, что благодаря присутствию Святого Духа верующие в Него будут продолжать Его дело (Ин. 14:12).

Итак, христиане Нового завета привились к Израилю, т.е. народу Божьему (Рим. 11:17,24), и стали храмом — местом особого присутствия Бога (1Кор. 3:16-17; 6:19; Еф. 2:19-22). Все, кто верой «пребывают во Христе» — иудеи и язычники — являются истинными сынами Авраама (Гал. 3:7), т.е. истинным Израилем, истинной церковью, истинным храмом. evkklhsi,a означает «собрание», и этим же словом новый завет переводит lh'q' (кагал) — собрание ветхозаветного народа Божьего (ср. Пс. 21:23 и Евр. 2:12). Поэтому новозаветное определение таково: церковь — это народ Божий, и этот же Божий народ является Его храмом.

Всё это приводит нас к выводу о том, что православное понятие храма как здания не соответствует учению Нового завета. Такое понимание умаляет труд Христов, ибо Он сделал присутствие Бога в Его детях непосредственным. Храм как здание — это шаг назад к ветхому завету. (Кстати, внутреннее устройство православного храма и самого богослужения тоже похоже на возврат «к немощным и бедным вещественным началам» (Гал. 4:9)). Снова акцент делается на ритуалах, которые Павел называет «тенью» (Кол. 2:17). Снова преграда, разрушенная Христом, воздвигается между народом и престолом Бога, на этот раз — в виде иконостаса. Снова навязывается необходимость приносить жертву (в виде евхаристии). Мы еще вернемся к теме жертвы в разделе о священстве.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!