Объективный и материальный характер движения



ФИЛОСОФИЯ

Методология познания - теоретическая основа мировоззрения

Санкт-Петербург 1996 г.

Книга волхвов 4


Множество имен, мнений и

 дат мешает главному - усвоению истины.

                                                К.Э.Циолковский

Введение

;

Философия - одна из форм общественного сознания, представляющая собой теоретическую основу мировоззрения, системы взглядов на мир и его познания в целом.

Термин "философия" (что по-гречески означает "любовь к мудрости") был введен в употребление Сократом и его учениками, которые, упрекая элеатов и милетцев в нескромности (ибо представители этих школ именовали себя "софистами", что по-гречески означает -"мудрецами"), утверждали, что о себе они могут с полной уверенностью сказать лишь следующее: "Я знаю, что я ничего не знаю", и потому скромно называли себя философами, т.е. "любящими мудрость".

Предмет и задачи философии в процессе ее исторического развития менялись:

- натурфилософия - философия выступала как нерасчлененное целое со специальными науками;

- метафизика - философия детально и тщательно осмысливала большой экспериментальный материал, накапливающийся в результате дифференциации наук, выделения их в самостоятельные отрасли исследования (механика, астрономия, физика, математика, химия и т.д.);

 

- наука наук - философия, обобщая достигнутые знания, стремилась к созданию систем, в которых бы все объяснялось, стремилась стать над всеми науками;

- методология познания - философия развилась в учение о методе познания наиболее общих законов развития мира, в диалектику.

Философия рассматривает Природу и возможности ее познания человеком.

Рассмотрение Природы такой, какая она есть сама по себе, составляет содержание Онтологии - учения о бытии.

Центральным понятием онтологии является субстанция (первичный носитель всех свойств).

Рассмотрение возможностей познания Природы человеком составляет содержание Гносеологии - учения о познании.

Неотъемлемое свойство субстанции в философии называется атрибут. Такими свойствами Природы являются движение, или любое изменение, и отражение, как момент любого взаимодействия. Отражение, как свойство человеческого мозга, есть сознание, то есть частный случай отражения. Отражая окружающий человека мир, сознание познает этот мир.

Вся история философии - это многотрудный поиск метода познания мира. Человек познает мир для того, чтобы успешнее преодолевать затруднения, вызванные противостоящими силами Природы, или злой волей себе подобных, чтобы привести в соответствие с законами Природы способ своей жизнедеятельности.

Заметив и сформулировав законы мышления - законы формальной логики, человечество длительное время пользовалось дедуктивным методом в своих философских построениях. Открытие индуктивного метода обосновало экспериментальное природознание. Сопоставляя индукцию и дедукцию, осмысливая всю историю философии, человечество пришло к диалектическому методу познания.

 

 

Глава1

Онтология

$1 Материя

Определение материи

 Что такое материя?

Философы прошлых эпох отождествляли материю с ее конкретными формами. Характерным для них являлось стремление представить себе материю как какую-то первооснову мира, как какие-то "кирпичи", из которых построен мир.

Так, например, греки Фалес, Анаксимен, Гераклит сводили материю соответственно к воде, воздуху, огню. Начиная же от Демокрита и до XXX века, материалисты считали, чти материя - это атомы (атом, в переводе с греческого языка на русский, означает - неделимый). По их представлениями атом - это неделимая, неизменная первооснова материи. Атомы, якобы, перемещаются в пространстве по законам механики.

Такое представление о материи противопоставляет "материю, как таковую", многообразию единичных вещей и явлений.

Бессмысленно вместо яблок, груш, слив и вишен искать плод, как таковой; вместо кошек, собак и овец искать животное, как таковое; вместо Иванова, Петрова и Сидорова искать человека, как такового; бессмысленно полагать, что все собаки и овцы состоят из кошек, что все яблоки, груши и сливы состоят из вишен и т.п.

Тем не менее, понятие "животное" - не выдумка, а отражение общего во всех животных, равно как и понятия "плод", "человек" и т.п.

Материя существует вообще как то реально общее, что имеется во всех конкретных видах и формах материи.

Метафизическая идея о "первоматерии" отвергается.

Диалектический подход к понятию материи состоит в том, что материя рассматривается как бесконечное разнообразие объективно существующих конкретных форм, которые связаны и взаимодействуют друг с другом и взаимно превращаются.

Материя - это все то, что существует независимо от сознания: галактики, звезды, планеты, атомы, молекулы, живые организмы и т.д.

В этом отношении ближе всех к здравомыслию в понимании материи подошел Поль Гольбах, полагавший, что "Материя вообще, есть все то,что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".1 Полнее эта Мысль формулируется так: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая воздействует на ощущения человека, существуя независимо от них.

Онтологическое содержание понятия материи состоит в том, что в соответствии с этим понятием:

а) материя понимается как единство многообразия, ибо представляет
собой то общее, что объективно присуще всем ее конкретным формам, и
существует только через эти формы;

б) материя выступает как носитель, основа всевозможных свойств и
отношений, не только относительно сознания, но и относительно всех других
свойств и отношений. В этом смысле материя представляет собой
субстанцию.

Понятие материи имеет огромное значение как для развития самой философии, так и для развития естественных наук.

Не менее важную роль это понятие сыграло в философском истолковании естественнонаучных открытий Х1Х-ХХ веков и продолжает играть в философском истолковании современных естественнонаучных открытий.

Движение- способ существованияматерии

Философское понимание материи не ограничивается только тем, что признает ее объективной реальностью. Философское понимание материи заключается в раскрытии многообразия взаимодействующих и превращающихся друг в друга ее форм.

Диалектика рассматривает материю не как неизменную и пассивную субстанцию метафизиков, а как вечно изменяющуюся и активную материальную основу всех движений.

Движение, понимаемое в самом широком смысле слова, есть всякое изменение.

Следовательно, движение является способом существования материи или ее атрибутом.

Под движением мы понимаем все происходящие в мире процессы и изменения, от простого механического перемещения до сложных процессов в коре головного мозга и сложных социальных преобразований.

Философы XVIII в. (Толанд, Дидро, Гольбах и др.) разрабатывали понятие об атрибутивности движения, но ограничивались при этом признанием всеобщности только механического движения.

Существует бесконечное многообразие конкретных форм движения, в
которых участвует любая форма материи: "элементарная" частичка, атом,
молекула, галактика, живой организм, отдельный человек, общественная
система, и притом так, что эти изменения не исчерпываются
пространственными перемещениями.

 

•Поль Гольбах. Избр. произв. в двух томах. Г 1, М., 1963, стр.84.

Объективный и материальный характер движения

Движение не только происходит независимо от сознания, т.е. объективно, но оно всегда есть изменение какого-нибудь объекта. Не может быть материи без движения. Но не может быть и движения без материи. Движутся или атомы, или молекулы, или люди, или общественные системы, а также, звезды, галактики. Всегда имеется определенная материальная основа движения.

Попытки представить дело так, будто существует "чистое" движение, движение без материи, несостоятельны. Они называются "энергетизмом". Один из представителей "энергетизма", немецкий философствующий физик и химик начала XX столетия В.Оствальд, утверждал, что противоположность материи и духа устраняется подведением этих понятий под понятие энергии, что все явления внешнего мира представляют собой процессы между энергиями, что, следовательно, в основе всех явлений лежит энергия, т.е. "чистое" движение. Сторонники "энергетизма" ложно истолковывают отдельные научные открытия.

Рассмотрим некоторые из-этих открытий:

1. Открытие закона, позволяющего вычислять энергию тела массой т,
движущегося со скоростью света:

Е = т * с2

Этот закон есть обобщенная форма законов сохранения массы и сохранения энергии (Ломоносов, Лавуазье, Гельмгольц, Джоуль).

2. Открытие явления дефекта массы.

В ядерных реакциях (например, при слиянии четырех ядер водорода в ядро гелия - реакции, идущей на Солнце и лежащей в основе излучения им световой энергии) масса полученного вещества меньше суммы масс исходных веществ (масса гелия - 4.003, а масса двух нейтронов и двух протонов, из которых возникло ядро гелия, равна 4 * 1.008 = 4.032).

Эти открытия современные "энергетисты" пытаются истолковать как превращение материи в энергию, ошибочно определяя в своих толкованиях понятия "материя", "вещество", "масса", "скорость", "энергия".

Истинное же толкование этих понятий позволяет избежать заблуждений в интерпретации названных выше открытий.

Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущении. Масса - количественное выражение той части объективной реальности, с которой мы имеем дело в процессе познания. Масса - количество материи. Объективную же реальность, обозначаемую термином материя, по степени сложности ее структуры можно разделить на два вида:сложную структуру или вещество;бесструктурный электро-магнитный континуум.1

 'Предложено Б.И.Рамазановым на заседании Лен. филиала ЭНИН 17 мая 1978 года. При этом разъяснялось: возбужденное состояние электро-магнитного континуума - волна; невозбужденное состояние -эфир, или материальный вакуум.

Движение - это любое изменение в пространстве и во времени. Степень, интенсивность движения обозначается понятием - скорость.

Ускорение - систематическое увеличение или уменьшение скорости (интенсивности движения). То, что вызывает ускорение, - называется силой. Работа - действие силы. Энергия - способность совершать действие, вызывающее систематическое увеличение или уменьшение интенсивности пространственно-временного изменения чего-либо. Энергия - способность совершать работу. Эта способность зависит как от скорости, так и от массы.

Закон Е = т * с2 представляет собой равенство количеств и не означает физического тождества энергии и массы или их взаимопревращаемости. Он является конкретным выражением диалектического единства устойчивости и изменчивости, присущих каждому явлению.

Дефект массы не означает исчезновения материи. Дефект массы не означает и превращения массы в энергию.

Когда солнце испускает свет, то масса его действительно уменьшается. Вещество Солнца частично превращается в световое излучение. Свет, распространяясь в окружающее пространство, уносит с собой часть массы Солнца и соответствующую часть его энергии.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 509; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!