Конкретно-научные, или специальные, методы и приемы научного исследования



Разработка и теоретическое обоснование специальных методов осуществляется в конкретных областях знания (астрономия, физика, химия, биология, медицина, археология, география, антропология, история, искусствоведение и др.).

Специальные методы применяются либо в более узкой, либо в более широкой предметной области соответственно их степени общности. Специальные методы, используемые, например, в археологии, этнографии, географии могут не выходить за пределы этих наук. А физические и химические методы применяются не только в физике и химии, но и в астрономии, биологии, антропологии, археологии, этнографии, истории, искусствоведении и др.

Наиболее широкое применение получили математические методы, так как математика изучает количественные и пространственные отношения действительного мира, свойственные всем вещам, предметам и явлениям.

Однако, математические методы - это прежде всего именно мате­матические методы, носящие весьма специальный характер, так как они имеют дело лишь с одной стороной действительности.

Если метод, характерный для одной области знаний, применяется для другой области знаний, то он выступает лишь как подчиненный метод. Непонимание этого заводит научное исследование в тупик. Например, математизация современной теоретической физики породила "забвение" физической сущности рассматриваемых явлений, привела физиков-теоретиков, описывающих явления, но не вникающих в суть этих явлений, к теоретическому тупику. Уход физиков-теоретиков с позиций материа­листической диалектики, увязание в болоте позитивизма вынуждает их говорить о, якобы, необходимости "сверх безумных идей", которые вывели бы, по мнению жида Ландау, физическую теорию из тупика

 


 


 


 

Глава III

ДИАЛЕКТИКА

Метод мышления и всеобщие формы развития познания как отражение всеобщих форм бытия

Твердо помнить должно, что видимые телесные на Земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены.

М.В.Ломоносов

Главные принципы

Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии

Мир - это единое, находящееся в движении целое, отдельные части, явления и процессы которого неразрывно связаны между собой.

Материалистическая диалектика не придумывает связи, а также причины и направления развития предметов и явлений, а ставит перед наукой задачу открывать их в самом объективном мире. Постичь предмет или явление -это значит изучить его во всем многообразии связей, опосредовании, изучить его становление, причину и направление развития

Материалистическая диалектика есть наука о наиболее общих законах развития мира (природы, общества и человеческого мышления).

Диалектика, как наука, имеет свои принципы, категории и законы. Главные принципы диалектики суть: принцип всеобщей связи явлений и принцип развития.

Поскольку наиболее общие законы развития объективно, вне нашего сознания и помимо нашего желания, присущи миру, принято говорить об "объективной диалектике". Объективная диалектика - это диалектика мира, окружающего нас.

Субъективная диалектика представляет собой отражение в человеческом сознании объективных диалектических закономерностей мира, окружающего нас. "Субъективная диалектика" не является пассивным, зеркальным отражением диалектики окружающего нас мира. Человек как субъект познания воспроизводит в своем сознании объективную реальность в процессе своей активной творческой деятельности. Принципы, категории и законы диалектики, выработанные как формы познания человеком, составляют "субъективную диалектику", или логику мышления.

Процесс отражения объективных закономерностей мира в сознании человека, то есть познание, начинается с ощущения объективной реальности, переходит к абстрактному мышлению, которое формирует понятия и суждения о мире, и заканчивается опять-таки в самом мире, проверяя в нем истинность составленных суждений.

Таким образом, логика мышления есть лишь часть познания, хотя и совпадает по содержанию с ним, то есть тождественна ему.

Равным образом и самопознание - лишь часть явлений окружающего мира, хотя и совпадает по содержанию с ним, то есть тождественно ему. А так как наиболее общие закономерности развития всего объективного мира составляют содержание диалектики как науки, а диалектика по отношению к теории познания выступает в качестве методологии, то познание является частью диалектики, хотя по содержанию и совпадает с ней, то есть тождественно ей.

Диалектика более широкое понятие, чем теория познания; теория познания не сводится только к логике; однако, диалектика, теория познания и логика совпадают по своему содержании. В этом заключается единство диалектики, теории познания и логики.

Принцип всеобщей связи

Связь есть такое отношение, в котором те или иные изменения одного предмета или явления необходимо сопровождаются теми или иными изменениями другого предмета или явления.

Все вещи вселенной не обособлены, не оторваны друг от друга, а связаны и воздействуют друг на друга. Взаимосвязь является всеобщей формой существования материи. Взаимосвязь в мире реализуется в конкретных формах взаимодействия, движения.

Все части единого мира находятся во взаимной связи, воздействуют друг на друга, изменяют во времени и в пространстве свои состояния и положения, то есть движутся.

Источник взаимодействия лежит при этом не вовне, а является имманентной принадлежностью любой материальной системы, лежит в ее внутренних противоречиях. Сообразно с разными формами движения материи различают и формы связей: механические, физические, химические, биологические и социальные, изучаемые соответствующими науками. Материалистическая диалектика изучает общую природу объективных связей.

Каждая вещь является единством внутренних и внешних сторон. Сообразно с этим и связи вещей делятся на внутренние и внешние. Внутренние связи являются решающими, определяющими. Однако, внешние связи могут укреплять и ослаблять внутренние связи, воздействовать на их развитие.

Одни и те же связи в одном отношении являются внутренними, а в другом отношении - внешними. Внутренние и внешние связи могут быть как прямые, так и косвенные. В прямых связях отношения между вещами получают непосредственное свое выражение. Косвенные - дают пример опосредованных выражений отношений между вещами.

Все явления в мире взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно обусловливают друг друга. Диалектический метод рассматривает все явления с точки зрения этой связи, с учетом конкретных условий, места и времени.

Конкретный подход к познанию действительности вытекает из диалектического принципа всеобщей связи.

Все явления в мире взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно обусловливают друг друга.

Диалектический принцип всеобщей связи предполагает рассмотрение всех предметов и явлений окружающего мира с точки зрения этой связи, с учетом конкретных условий, места и времени.

Конкретный подход к познанию действительности вытекает из диалектического принципа всеобщей связи.

Игнорирование диалектического принципа всеобщей связи, требующего конкретного подхода к познанию действительности, создает для исследователя опасность скатывания в своих исследованиях на ложные позиции эклектики и софистики, неизбежно смыкающихся с догматизмом.

Эклектика - беспринципное механическое сочетание разнородных определений, в том числе и исключающих друг друга, соединяемых произвольно и случайно в "теорию" и выражающих не связанные друг с другом отдельные стороны предметов и явлений.

Софистика - абсолютизация внешнего сходства выхваченных случайно и произвольно отдельных сторон предметов и явлений, не связанных друг с другом.

Софистика - это ложь, кажущаяся истиной (в отличие от парадокса - истины, кажущейся ложью).

Догма - определение, принимаемое без учета конкретных условий, места и времени его применения, то есть слепо, не критически, на веру.

Принцип развития

Принцип развития находится в органическом единстве с принципом всеобщей связи.

Действительный мир есть мир многообразных изменений, трансформаций, переходов из одного состояния в другое, непрерывное возникновение нового из старого во всех явлениях природы и общества, в развитии всей духовной жизни человека.

Развитие - это процесс самодвижения от старого к новому, раскры­вающий, реализующий внутренние тенденции и сущность предметов и явлений.

В истории философии известны две концепции развития - метафизическая и диалектическая. Метафизическая концепция понимает развитие как уменьшение или увеличение, как повторение, как движение по кругу. При этой концепции источником развития принимается внешняя сила (например, первотолчок у деистов).

Диалектическая концепция понимает главный источник развития, причину развития во взаимодействии присущих явлению внутренних противоречий, понимает развитие как движение по спирали, то есть совершающееся скачкообразно.

Развитие - есть процесс перехода от старого к новому. Старое -это то, что изжило себя, исчерпало свои возможности к развитию и тем самым утратило право на существование. Новое - это растущее, имеющее возможность к развитию.

Развитие есть единство прогрессивных и регрессивных изменений. Так развитие живых организмов представляет собой единство процессов ассимиляции и диссимиляции. Так развитие этнических и социальных образований представляет собой единство процессов созидания и разрушения, роста, расцвета и увядания, разложения.

Развитие осуществляется в различных формах. Каждой форме движения материи присуща определенная форма движения, развития. Из физики известно, что из атомов образуются молекулы, из молекул - физические тела. Таким образом вещественные тела являются результатом развития. Ч.Дарвин обосновал идеи о происхождении и развитии биологических видов путем естественного отбора Историческим материализмом теория развития была разработана и применена к обществу.

Диалектический принцип развития предполагает рассмотрение всех предметов и явлений окружающего мира с точки зрения их становления и развития, то есть исторически.

Исторический подход к познанию действительности вытекает из диалектического принципа развития.

Категории

Определение категории

Человек познает окружающий его мир. Цель познания состоит в том, чтобы вооружить людей знанием природы в интересах практического воздействия на нее и подчинения ее сил нуждам и потребностям человеческого существования. Познание - есть процесс отражения в человеческом сознании окружающего его мира, объективной реальности. Познание - сложный процесс. Первая ступень -чувственное познание. Органы чувств доставили нам материал для познания. Чтобы правильно в нем разобраться, нужно продолжить познание и с помощью новых познавательных средств подняться на более высокую ступень. Такой более высокой ступенью являются абстракция и обобщение, а орудием абстракции и обобщения служит теоретическое мышление. Благодаря абстрагирующей и обобщающей деятельности человеческого мозга, обнаруживаются внутренние, существенные связи и отношения вещей, открываются законы объективного мира. С помощью абстракции мы отвлекаемся от того, что не имеет важного значения для познания предмета, находим и отделяем необходимое от случайного, существенное от несущественного. Результаты обобщения фиксируются, находят свое выражение в понятиях, категориях, суждениях, законах и т.д.

С помощью категорий явления действительности обобщаются, а законы выражают существенные связи этих явлений.

Познав законы объективной реальности, т.е. окружающего его мира, человек переходит к следующей, последней ступени в познании. Последняя ступень - возвращение к практике. На практике человек познает истинность открытых законов. Практика - критерий истины.

Следующий акт познания опять начинается с ощущений и т.д.

Для того, чтобы придать абстрактным понятиям, являющимся идеальным отражением в мозгу человека реально и объективно существующих связей, материальное выражение, то есть для того, чтобы в процессе практики и общения с другими людьми передавать, сообщать им результаты своих наблюдений и свои мысли, люди пользуются словами. Каждое слово выражает собою понятие. Понятие обозначает не один какой-либо предмет, а целую совокупность однородных предметов. Например, "жилище", "река". Кроме подобных обыденных понятий, имеются научные понятия ("электричество", "наследственность", "политика" и т.п.). Эти понятия охватывают уже очень широкий круг явлений, существующих в природе или в обществе. Но имеются и такие понятия, которые выражают явления и закономерности окружающего нас мира, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении, то есть всеобщие явления и закономерности материального мира. Такие понятия называются категориями. Например: бытие, материя, движение, время, пространство, связь, причина, форма, возможность, качество, количество, противоречие, отрицание, скачок и др.

Категория (от греческого - указание, свидетельство) - это наиболее общее понятие, выражающее одну из основных форм бытия или одно из его основных отношений, одну из его существенных связей.

Категории есть итог абстрагирующей и обобщающей деятельности человека. Они - результат движения мысли от конкретного к абстрактному. Категории не есть плод чистой мысли. Они обобщают явления и отношения между ними на основе и по мере практического преобразования природы человеком. Они являются "сгустками" не только теоретической, но и практической деятельности человечества. Категории имеют объективное содержание, ибо они отражают реальный мир с его собственными связями, отношениями, законами.

Но, наряду с объективным содержанием категории, как и все понятия, имеют и субъективную сторону, состоящую в том, что они являются ступенями познания. Категории - узловые пункты в сети явлений природы, помогающие познавать природу и овладевать ею.

Категории - основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений окружающего нас мира.

В отличие от понятий специальных наук, которые являются ступенями познания отдельных или частных явлений, категории представляют собой ступени познания действительности в ее целом, вследствие чего их роль в развитии познания особенно значительна.

Значение категорий

Изучая категории, мы изучаем действительные, объективные явления и отношения, стоящие за идеями, общими понятиями. В этом состоит онтологическое значение категорий.

Категории являются одновременно и ступенями нашего познания. В них фиксируются успехи, достигнутые человечеством в его познании объективного мира. В этом состоит гносеологическое значение категорий.

Категории суть формы человеческого мышления. Ни один человек при современном развитии наук не мажет знать всех научных понятий. Но нет ни одного человека, который бы не мыслил категориями, логическими понятиями, независимо от того, знает ли он об этом или нет. В этом состоит логическое значение категорий и их отличие от остальных понятий (категории суть необходимые формы человеческого мышления, в которых раскрываются закономерности мира).

Гегель убедительно доказал, что история философии совпадает с логикой развития мышления, а, следовательно, основные философские категории, возникшие в процессе исторического развития философии, совпадают с логическими ступенями познания.

Античная диалектика,                                Чувственное познание

натур-философия

Эмпиризм                    Рационализм                    Логическое познание

(метафизика)     (метафизика)

"Критическая" философия
Канта
Гегель
Фейербах                                           

                                                                       Практика обогащенная теорией                             

Материалистическая диалектика   

 

Историческое и логическое в познании совпадают. Логика, теория познания и диалектика - едины.

Специальные науки также руководствуются в разрешении своих вопросов философскими категориями. В этом состоит методологическое значение категорий для практики и науки. Категории диалектики служат основными и наиболее общими

методологическими принципами, применение которых в любой области исследования помогает более успешно и глубоко раскрывать внутренние связи и закономерности развития предметов и явлений.

Иерархия категорий

Категории, как наиболее общие понятия, определяются через соотношение их друг с другом.

Категории по степени общности составляют иерархию, на высшей ступени которой находятся категории, с помощью которых раскрывается сущность мира, то есть, так называемые, основные философские категории: материя, сознание.

Вещь, отношение, связь, свойство и некоторые другие - категории, с помощью которых раскрывается структура мира.

Качество, по определению Гегеля, это - "тождественная с бытием определенность".

Вещь, объект - чувственно воспринимаемая часть материи, отграниченная по какой-либо качественной характеристике.

Субъект - существо, обладающее сознанием и волей.

Предмет - это то, что субъект выделяет в вещи, объекте.

Отношение - совокупность элементов какого-то множества, то, что образует вещь из данных элементов; всеобщий способ явлений.

Противоположность - часть отношений и т.д.

Связь - это такое отношение вещей, при котором изменение одних вещей вызывает изменение других вещей.

Причина - часть всеобщей связи и т.д.

Свойство - одна из сторон качества, проявленная по отношению к другим вещам.

Категории, конкретизирующие закон единства и борьбы противо­положностей - наиболее общий и главный закон диалектики, -раскрывающие определенные стороны действия этого закона, называются парными, или соотносительными категориями: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и дей­ствительность, содержание и форма, сущность и явление.

Соотносительные категории выражают собой диалектическое единство связанных друг с другом противоположностей.

Соотносительные категории

 

Общее и единичное

Общее - категория для обозначения сходных сторон различных предметов, явлений, а, следовательно, и связи между ними.

Единичное - категория для обозначения различия сторон сходных предметов, явлений. Единичное выражает то, что отличает данный предмет, данное явление или мысль от всех других в данном множестве.

В любом предмете, явлении, в любой мысли содержится и общее, и единичное. В этом смысле каждый предмет, явление - нечто особенное.

Особенное - категория для обозначения диалектической взаимосвязи общего и единичного в данном предмете, явлении или мысли. Например: дерево (общее) - хвойное дерево (особенное) - ель (единичное); враг (общее) - враг народа (особенное) - сионист (единичное). Однако: растение (общее) - дерево (особенное) -хвойное дерево (единичное); враг народа (общее) - сионист (особенное) - Моше Даян (единичное); органическая природа (общее) - растение (особенное) - дерево (единичное).

Материя по смыслу этой категории не может быть представлена с чем-то еще более общим, а потому не может мыслиться как единичное. Ель, растущая у порога моего дома, если у порога моего дома растет всего одна ель, не может быть представлена с чем-то еще более частным, единичным, а потому не может мыслиться как общее. Моше Даян, министр сионистского государства Израиль в бО-70-е годы XX века, не может мыслиться как нечто общее и т.п. Нет ничего такого, что было бы общим без единичного или единичным без общего.

Учет диалектики единичного и общего очень важен и в научном исследовании, и в практической деятельности. Недооценка общего приводит к крайнему релятивизму, недооценка единичного - к догматизму.

Причина и следствие

Причинно-следственная связь явлений, как особенная форма обусловленности явлений в природе и1 обществе, выражается в том, что любое явление или совокупность взаимодействующих явлений в природе и обществе порождают, производят другое явление и, наоборот, всякое явление вызвано, порождено другим явлением или группой явлений.

Причина - категория для обозначения предмета, явления, обусло-вливающих возникновение другого предмета, явления.

Следствие - категория для обозначения предмета, явления, возникших по определенной причине.

Категории причины и следствия отражают определенную форму взаимной связи явлений в природе и обществе, охватывающую все без исключения явления действительности.

Причинно-следственная обусловленность явлений имеет всеобщий характер (такая точка зрения называется - детерминизм).

Качественное многообразие причинных связей проявляется в том, что определенное явление может быть следствием одного или нескольких различных явлений, что одно и то же явление может приводить к различным следствиями, что существуют главные и неглавные причины, внутренние и внешние причины явлений, что существуют объективные и субъективные причины (в общественных явлениях) и т.п.

Диалектическая взаимосвязь причины и следствия проявляется в том, что следствие само становится причиной, а причина всегда есть следствие Другой причины. И лишь поменяться взаимно местами они не могут, то есть следствие никогда не станет причиной своей причины (например, дети не породят своих родителей и т.п.), хотя обратное воздействие следствия на породившую его причину и существует. Однонаправленность причинно-следственных зависимостей связана с однонаправленностью времени.

Причина всегда предшествует во времени своему следствию, однако не всякое явление, предшествующее другому, обязательно является его причиной.

В отличие от менее сложных и существенных форм связи причинные отношения не лежат на поверхности явлений, а потому человек вначале устанавливает необходимый характер связей в процессе практической деятельности, а причинность как необходимые и существенные отношения воспринимается лишь на высших ступенях абстрактного мышления и кажется порожденной им.

Отрицание всеобщего характера причинно-следственной зависимости, отрицание объективности причинно-следственных связей - ложная философская позиция, которой в разной степени придерживались И.Кант (априоризм), Д.Юм (субъективный эмпиризм), О.Конт, Э.Мах, Пирсон, Оствальд, Пуанкаре, Л.Витгенштейн, Джеймс (прагматизм), А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, О.Шпенглер.

Необходимость и случайность

Необходимость - категория, обозначающая то, что имеет причину в себе самом, что с неизбежностью закономерно вытекает из самой сущности, из внутренней связи предметов, явлений, процессов, событий и что неизбежно должно произойти в главном так, а не иначе.

Случайность - это категория, обозначающая то, что имеет причину не в самом себе, не в сущности самих предметов, явлений, процессов, событий, вещей, а в другом, что вытекает не из внутренних связей и отношений, а из побочных или внешних связей и в силу этого может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе.

Случайность и необходимость - взаимосвязаны. Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Случайность может переходить и в необходимость (например, при видообразовании животных и растений).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 690; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!