Материалистическое представление о душе в античной психологии



История психологии

 

Предмет истории психологии

Предмет истории психологии: характеристика историков, историографических концепций. (История исторической науки есть историография). В истории психологии изучаются представления о психической реальности, какими они были на разных этапах развития науки.

Задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста.

· Психология возникла как наука о душе. Идея души дала начало психологии как науки. Существованием души объяснялись не только психические, но все другие процессы в теле человека.

· Отказ от понятия души и переход к изучению собственно душевных, т.е. психических явлений. Это связано с выделением отличительного признака психических явлений, которым считалась сознаваемость. Предметом исследования стала сознаваемая психика, сознание. Сознание выступало как особая реальности, методом исследования была интроспекция (самонаблюдение). (Предпосылки к такому переходу были заметны ещё в античности, но особенно проявились в 16 в.)

· Возникновение на рубеже 19-20 вв. функциональной психологии, бихевиоризма и др. направлений поведенческой психологии. Предмет изучения - поведение. Но в исследования не входило изучение явлений психики и сознания.

· Начавшееся в необихевиоризме движение, направленное на включение в структуру поведения таких образований как: образы, планы, когнитивные карты и т. д., привело к возникновению современной когнитивной психологии. Когнитивная психология сделала Центральным вопрос о роли знания в поведении субъекта.

· С появлением психоанализа произошёл окончательный отказ от представления о тождестве психики и сознания. В науку вошла проблема бессознательного и представление о предмете психологии как глубинной структуре психического.

· Исторически и культурно ориентированные направления внесли в психологию проблему исторической природы человеческой психики и указали на необходимость включения в психологическое исследование ценностных и смысловых ориентаций личности.

·  Современная гуманистическая психология сделала предметом психологии личность, а не психику.

· В отечественной науке культурно-историческая и деятельностная психология раскрыли ведущую роль усвоения культуры и собственной деятельности в порождении, функционировании и развитии психики.

На последнем к настоящему моменту этапе развития психологии восстанавливается единство сознания и поведения (деятельности).

 

Психология возникла из имплицитных знаний, которые нужны чтобы воспитывать детей, охотиться и т. д.

Имплицитные (неявные) - знания, которые мы используем, не зная, что они есть.

Зародышем психологических знаний можно считать явление анимизма (анимо - душа).

Тейлор (английский этнограф, конец 19 в.) объяснял явление анимизма следующим образом: первобытному человеку нужно было объяснить 2 явления:

1 - в чём разница между жизнью и смертью;

2 - явление сновидений.

Современная палеопсихология (психология древних племён) описывает следующее содержание представления о душе:

1. Душа тождественна жизни (у древних племён)

2. Душа управляет телом, т. е. детерминанта (причина).

3. Она принципиально отличается от тела, живёт отдельно (может пребывать где угодно, т. е. душа имеет иную природу).

 

 

Раздел I Развитие психологии в рамках философии о душе.

(Античная философия 4 в до н.э., а так же средневековье и эпоха возрождения)

Античная психология

· Античная психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества.

· Антич. психология отличается гуманизмом, который был характерной чертой греческой культуры с её идеей гармонии телесной и телесной сторон жизни; культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни.

· Антич. психологию отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму.

 

Материалистическое представление о душе в античной психологии

 

В 6 веке до н. э. Возникла материалистическая философия (первая форма древнегреческой философии). Среди прочих философских знаний сложилось и развивалось материалистическое знание, учение о психе (душе).

Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого является Демокрит(и его учитель Левкипп) 5 век до н.э.

Согласно его теории всё существующее состоит из двух начал: бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота).

Атомы - мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам; различаются по форме, величине и подвижности.

Учение Демокрита о душе

.Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Когда мелкие частицы проникают в тяжёлые, они, двигаясь, приводят тело в движение = т.о. душа понимается как продукт распределения атомов в теле.

.Когда сложные телараспадаются, мелкие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают = душа смертна и уничтожается вместе с телом.

. Душа обновляется с каждым вдохом (когда мы дышим, то втягиваем в себя частицы души, которые находятся в воздухе).

. По Демокриту, душа принадлежит всем: всё - и растения, и камни - имеет душу (позиция панпсихизм).

. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия;

- мозг - место высших душевных функций и способности к познанию, так как в нём наиболее благоприятное соотношение лёгких и тяжёлых атомов;

- сердце является органом благородных страстей ;

- печень - органом чувственных желаний и вожделений.

- = т.о. душа - это продукт организации тела.

Учение Демокрита о познании

В античном атомистическом материализме выделялось 2 способа познания: 1- ощущение (или восприятие) и 2 - мышление.

Началом и источником познания являются ощущение и восприятие, они дают знания о вещах.

Процесс восприятия: от вещей отделяются тончайшие копии, плёночки, образы. Они подобны по внешнему виду самим вещам. Они летают в пространстве и попадают в орган чувств. Это происходит следующим образом. = Из глаза (например) исходит поток атомов души. Эти атомы представляют собой сотканные из тончайшего эфирного вещества щупальцы, которые улавливают, ощупывают образы. (Если образ большой, то он сжимается до размера, позволяющего войти в глаз).

Когда поток образов извне и поток атомов изнутри сливаются, воздух между глазом и предметом получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. = Т. о. Образ возникает без участия субъекта, а мир улавливается им.

Мышление является продолжением ощущений. (По Демокриту мышление - светлый род познания, истинный, законный; ощущение - "тёмный" вид познания). Оно более тонкий познавательный орган и улавливает атом, недоступный ощущению, скрытый от него.

 

Проблема чувств      

Демокрит различал - удовольствие как показатель полезного и

 -неудовольствие как показатель вредного.

 

Идеалистическая психология

 

Представитель - Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он считал, что единственной причиной всех явлений является Божественный разум. Девиз Сократа - "Познай самого себя".

. В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и представлял душу нематериальной, невещественной.

. Душа, по Сократу, - нечто отличное от тела.

. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она - разум, который является божественным началом.

. Сократ считал душу бессмертной.

= Так в античной философии наметилось движение в направлении идеалистического понимания души.

Наивысшего развития идеализм достиг у ученика Сократа - Платона (427-347 гг. до н.э.).

Центральным в философии Платона является учение об идеях.

Идеи - это "истинно сущее бытиё", неизменяемое, вечное, не возникает вновь, не представляет из себя какую-либо субстанцию.

Идеи невидимы, существуют самостоятельно, независимо от "чувственных вещей".

Существует также материя - это "небытиё", бесформенное, незримое. Материя может стать любой вещью при соединении с определённой идеей. = Так получается чувственный мир (вещи, предметы природы и сделанные человеком). Вещи и идеи не одно и тоже. Вещи - подобие идей, вещи не содержат идей, они их копии.

Душа, по Платону, выступает в качестве начала, предстающего между миром идей и чувственных вещей.

. Она существует прежде, чем вступает в соединение с каким бы то ни было телом.

. Душа "выше" тела. Тело материально и пассивно само по себе. = Душа движет телом.

. По Платону, существует три начала человеческой души: 1 - низшее, общее у человека с животными и растениями. Это начало представляет из себя потребности и составляет большую часть души каждого человека; 2 - разумное начало. Оно борется с проявлениями первого начала; 3 - "яростный дух". По Платону, этой частью человек "вскипает, раздражается, становится союзником справедливости…".

. Все стороны души должны находиться в гармоничном соотношении друг с другом при господстве разумного начала. Часто соотношение это далеко от гармоничного, так как в душе происходит борьба между двумя (первым и вторым) началами. Эту борьбу человек обнаруживает в сновидениях. Нарушение гармонии приводит к страданиям, её восстановление - к удовольствию.

Платон о познании

Только познание, направленное на бытиё (значит, на идеи) даёт подлинное знание.

1) Разум или ум - это постижение идей, "отрешённых от всякой чувственности".

2) Так как идей в воспринимаемых вещах нет, то ощущения, чувства не могут быть источником истинного познания.

По Платону, образы воспринимаемых вещей побуждают, способствуют тому, что мышлением мы схватываем похожую на них идею. Идеи и наши души существовали до нашего рождения вместе, но в процессе падения души с небес на землю (в тело) сопровождался забыванием душой всего того, что она раньше видела на небесах. = поэтому, процесс познания, по Платону, есть припоминание (анамнес), которому способствуют образы.

 

Учение Аристотеля о душе  

(384-322 гг. до н.э.)

Учение Аристотеля о душе является вершиной античной психологии. Аристотель - автор трактата "О душе". (Ещё Аристотель сказал..) Он ученик Платона, но расходился о ним во взглядах на природу идей, отвергал положение об отдельности идей от вещей.

. По Аристотелю, каждая вещь - есть единство материи и формы. Вся природа - совокупность форм, связанных с материей.

. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. (Так же, как если бы глаз был живым существом, то зрение было бы его душой, так как, по Аристотелю, зрение и есть сущность глаза, как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз) =

. = Душа делает тело живым

. = Т. о. Душа как форма тела означает, что она суть тела, причина и цель всех его действий.

. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями

. Хотя душа бестелесна, её носителем является особое органическое вещество - пневма (которое у животных вырабатывается в крови).

. орган души - сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нём кровь охлаждается до нужной нормы.

Аристотель о процессах познания

. Познание начинается со способности ощущать. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Уподобление, по Аристотелю, как и познание в целом, включает активность познающего субъекта.

. Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти.

. Следующая познавательная способность - воображение и фантазия - заключается в образовании представления. Представление - это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

. Мышление, по Аристотелю, характеризуется составлением суждений. Протекает в понятиях, постигает общее. Органом мышления является нус - часть души, свойственная только человеку и не прикреплённая ни к какому телесному органу.

По Аристотелю, существуют следующие виды мышления:

- низшее мышление - это мнение или предположение.

- высшее мышление, которое делить на три вида: 1) рассуждающее, логическое, дискурсивное мышление, т. е. умение делать заключение из имеющихся посылок; 2) интуитивное - умение находить посылки; 3) мудрость - "наивысший тип наивысшего мышления".

В зависимости от того, на что направляется мышление, различают два вида ума:

1. Теоретический. Его задача - создание истины о вещах.

2. Практический. Направлен на деятельность.

. Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга.

 

Аристотель о чувствах

. Аристотель рассматривает чувства в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельности.

. Подробно Аристотель рассматривает аффекты. Аффектами он называет: влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость и т. д. Он считал, что нежелательно, вообще нельзя подавлять аффекты. Составной частью учения об аффектах является понятие о катарсисе, т. е. об очищении аффектов. Катарсис - эмоционально окрашенное эстетическое переживание под влиянием искусства.

Проблема воли у Аристотеля

По Аристотелю, все действия человека делятся на - непроизвольные и - произвольные в зависимости от того, где находится основание действия - вне субъекта или в нём самом.

Действия произвольные и действия волевые не тождественны. Волевыми являются только действия по разумному стремлению, они направлены на будущее, поэтому Аристотель делает вывд о том, что там, где нет разума, там нет и воли.

 

Аристотель о характере

Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опыта.

 

Учение античных врачей

 

Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) - "отец медицины". Медицине учился у отца: с семилетнего возраста сопровождал его на всех практических занятиях.

..Является представителем материализма в медицине.

. Признавал опыт и наблюдение единственным путём познания в медицине.

. Использовал индивидуальный подход в каждом конкретном случае.

. Считал, что органом мышления и ощущений является мозг.

Учение Гиппократа о темпераменте

Темперамент от лат. temperamentum- надлежащее соотношение черт.

По Гиппократу, основу человеческого организма составляют 4 сока:

- слизь (вырабатывается в мозгу). Её преобладание в организме обуславливает флегматический тип темперамента. (греч. phlegma - слизь);

- кровь (вырабатывается в сердце) - сангвинический темперамент (лат. sanguis - ковь);

- жёлтая желчь (из печени) - холерический темперамент (от греч. chole - желчь);

- чёрная желчь (из селезёнки) - меланхолический темперамент (греч. melaina chole - чёр. желчь).

Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одной из них определяет темперамент человека.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 893; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!