Учебное издание Богатеева Зумера Абдуловна 5 страница



 

 

Рис. 14. Аппликации с изображением сказочных персонажей: Мурзилка, Незнайка, Красная Шапочка, Мальвина

 

 

двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль по­полам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей (рис. 12, 1, 2). Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке (рис. 13). Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вы­резают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть.

Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать по отношению друг к другу, комбинировать приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бу­магу складывают цветной стороной внутрь.

На рис. 14 показаны варианты аппликаций, выполненных из отдельных частей и отражающих образы любимых до­школьниками сказочных персонажей: Мурзилки, Незнайки, Красной Шапочки, Мальвины. В процессе выполнения подоб­ных аппликаций можно внести в образы некоторые изменения, упростить их, сварьировать цвет одежды, украшения, прическу и т. д. Такой подход к выполнению заданий способствует художественно-творческому развитию дошкольников.

Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально выполнять аппликации тематического содержа­ния, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы: «Дети веселятся вокруг новогодней елки», «Малыши лепят снежную бабу», «Дети гуляют на лугу, ловят бабочек, собирают растения». Чтобы передать динамику фигур, до­школьники должны научиться трансформировать их, прида­вать им разные позы, а значит, более гибко, творчески и с-" пользовать знакомые приемы изображения.

СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (ры­бы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изо-

 

бражениё из бумаги или других материалов производится бес­прерывным слитным движением ножниц по мысленно созда­ваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием и получил название силуэтного вырезания.

Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки перво­бытных людей так напоминают тени — силуэты.

Традиции силуэта ярко и многообразно воплощены в твор­честве многих известных художников, таких, как Ф. П. Тол­стой, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Б. М. Ку­стодиев, Е. С. Кругликова и др.'.

Большой интерес представляют силуэты для теневого те­атра, созданные художниками и педагогами Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимовым. Эти силуэты они показывали детям в школах, детских садах, на вечерах, в первом москов­ском детском театре (1919 г.). Художники понимали и отме­чали, что «разговор с детьми при помощи силуэта — предмет­ный, решительный и короткий, как лозунг». Некоторая ус­ловность, обобщенность силуэтных образов воспринимается ре­бенком как реальность. «Именно потому, что силуэт — обоб­щение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено...»2 Исходя из этого, авторы отмечают, что силуэты для детей должны быть легко узнаваемы, выразительны, без мелких подробностей и живы в смысле движения.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаро-вой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщатель­ного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их ча­стей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варь­ируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, от­бирать для наклеивания наиболее удачные вырезки3.

Умение вырезать силуэты предметов дает возможность ше­стилетним детям отображать в аппликации разнообразное со­держание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, на­правляет развитие комбинаторных способностей. Условия того

1 См.: Кузнецова Э. Искусство силуэта.— Л.: Художник РСФСР,
1970.

2 Симонови ч-Е ф и м о в а Н. Я. Записки петрушечника.— М.: Ис­
кусство, 1980.—С. 226.

3 См.: Гусарова И. Л. Аппликация в детском саду.—М.: Просве­
щение, 1968.

 

или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в ди­намическое, установить взаимосвязь между образами и пред­метами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.

В период обучения силуэтному вырезанию следует целена­правленно и последовательно сообщать детям знания об изо­бражаемых предметах и явлениях, формировать культуру зри­тельного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обес­печивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чув­ства и ручная умелость, что помогает достичь точности, вы­разительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, на­правленной на обследование предмета, выделение и запоми­нание его характерных особенностей, установление взаимо­связи частей по форме, величине, пространственному распо­ложению на бумаге, что также требует развитого глазомера.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого дви­жения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более слож­ным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очер­таний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и руч- 1 ки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотноше­ние частей по форме, величине, сочетать при вырезании пря­молинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты (рис. 15).

Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силу­эты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или ап-

 

 

Рис. 15. Приемы вырезания посуды

пликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по ап­пликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на дру­гом — украшать ее узорами. Для этого воспитатель может использовать народную художественную керамику. Интересна посуда Гжели, Украины, республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Белоруссии. Воспитатель отбирает простые и тради­ционные, формы изделий с яркими орнаментами.

На рис. 16 представлены образцы украинской народной керамики (кувшин, тыква, куманец, баклага). В верхней части показаны мотивы росписи в виде отдельных цветочных деко­ративных форм и варианты узорных композиций, располо­женных на силуэтах изделий. В одних случаях узор строится по типу декоративной ветки (рис. 16, 7, 10), в остальных обрамляет тулово поясом (рис. 16, 8) или вьется в виде венка по окружности куманца (рис. 16, 9).

При вырезании силуэтов посуды и других предметов асим­метричной формы важно научить ребенка определенной по­следовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зри­тельные опоры для более правильной передачи силуэта.

 

Рис. 16. Украшение изделий по мотивам украинской художественной керамики; 1—6) элементы украшения, 7) кувшин, 8) тыква, 9) куманец, 10) баклага

 

 

Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребенка правильно использовать материал, действовать нож­ницами в определенном порядке в соответствии со сложив­шимся образом, последовательно переходя от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи си­луэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета.

По такому лее принципу, вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб выре­зают из прямоугольника — полоски. Так легко передать по­следовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от раз­новидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидно­сти). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бу­маги, из которой дети их вырезают.

Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8ХЮ или 6X8 см. А для жи­рафа берут прямоугольник в вертикальном положении в со­отношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям по­мощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.

На рис. 17 показаны заготовки бумаги, необходимые для вписывания в их плоскость той или иной фигуры. Здесь нее показаны приемы выделения этих частей в обобщенном виде, что служит подготовительным этапом для более дробного вы­резания элементов конкретной конфигурации. Так, у рыбы намечено расположение головной и хвостовой части косыми выемками с левой и с правой стороны заготовки. Силуэт лебедя определяет характер положения шеи, головы, клюва, затем спины, хвоста. Для фигуры лисы характерно горизонтальное положение тела. Поэтому здесь выделяется расположение го­ловы, ушей, хвоста, порядок чередования лап.

Порядок расположения частей зависит также от позы, ха­рактера движения объекта. Поэтому по-разному надо подхо­дить и к выбору заготовки. Если вырезают, например, зайца, сидящего на задних лапах, то берут прямоугольник верти­кального положения. Когда же надо вырезать бегущего зайца, то бумага должна быть расположена по горизонтали.

Вырезанию силуэтов птиц и зверей должны предшествовать занятия, на которых дети учатся создавать обобщенные образы по типу народных игрушек. Здесь внимание ребенка надо

 

Рис. 17. Выделение основных  частей для вырезания сложных предметов из разных заготовок бумаги

направить на отображение в аппликации самого характерного для данного вида. Например, чтобы передать образ кошки, достаточно выделить горизонтальное положение туловища, го­лову с треугольными ушами и приподнятый хвост. Ноги ус­ловно выделяют в виде двух опор. У жирафа изображают длинную шею с небольшой головой, ушами и острой мордой. Форму туловища подчиняют этим особенностям и устремляют в высоту, поддерживая дугообразными ногами-опорами. По этому же принципу создают силуэт оленя. У него вырезают ветвистые рога, небольшую голову, установленную на шее, а спину плавно выгибают, чтобы создать устойчивое положе-

 

ние всей фигуры на ногах. Каждая часть обозначается на соответствующих по форме заготовках, определяется их общий контур и расположение структурных деталей конкретной модели.

При создании таких аппликаций можно менять окраску и размер бумаги, дополнять образцы декоративными наклей­ками, росписями, используя орнаментальные мотивы народ­ных промыслов. Так, воспитатель может продемонстрировать образцы русского народного декоративно-прикладного искус­ства, отличающиеся многообразием форм и узорного убран­ства. Особый интерес представляют фигурки птиц, коней, оле­ней, выполненные из глины, дерева, или трактованные в вы­шивке, росписях, тканых украшениях. В большинстве случаев построение образов выражено в обобщенной форме, но в их силуэтах просто и четко передана обтекаемость тела птицы, расположение головы, крыльев, перьев, хвоста. Народные ма­стера отображают и характерные черты, по ним можно узнать голубя, курочку, утку, воробья. Декоративное оформление де­лает образы особенно яркими и нарядными, что придает не­которую сказочность, фантастичность облику многих народ­ных изделий. Таковы игрушки, созданные мастерами Дымко-ва, Филимонова, Каргополя, предметы с хохломской, городец-кой, северодвинской росписью, вышивки Калининской, Архан­гельской, Новгородской областей, кружева Вологды, Ельца.

Дети дошкольного возраста могут изобразить в апплика­циях силуэты птиц по типу дымковской и филимоновской игрушки, хохломской и городецкой росписи (рис. 18, 16). В них дана обобщенная трактовка строения птиц, напомина­ющих воробья, утушку, петуха, голубя. Для таких апплика­ций, как и в предыдущих примерах, вырезают общий контур, а потом наклеивают мелкие детали в соответствии с силуэтом на цветной фон и дополнительно оформляют узорной росписью или аппликацией (на выбор). Например, черный или желтый силуэт утушки расписывают мотивами ягод, травки, сочетая красные, зеленые, желтые краски (по типу хохломского ор­намента). Силуэты дымковской игрушки вырезают из белой бумаги и украшают разноцветными полосками, точками, кру­гами. Силуэты филимоновских изделий вырезают из белой или желтой бумаги и украшают горизонтальными и вертикальны­ми полосками, елочками, розетками в сочетаниях малинового, синего, зеленого цветов. Птицу типа голубя (городец) вырезают из голубой или светло-малиновой, розовой бумаги, а потом украшают ее точками, повторяющимися штрихами, плавно изгибающимися линиями, кружочками яркого тона с белыми оживками. Затем эту форму наклеивают на желтую или блед­но-зеленую бумагу в форме разделочной доски или круглого панно и дополнительно оформляют цветочной гирляндой с мотивами купавки, розана с зелеными листьями, веточками. Один из возможных вариантов выполнения подобной работы

 

Рис. 18. Приемы вырезания силуэтов птиц в обобщенной форме по типу нарез­ных игрушек

детьми можно показать на примере вырезания силуэта утуш-ки-ковша из желтой заготовки, разрисованной декоративными элементами городецкой росписи. Здесь комбинируются разные формы купавок, розана с листьями в традиционных сочета­ниях голубых, темно-синих, красных, зеленых тонов с белыми оживками, черными прожилками.

В процессе вырезания силуэтов птиц по мотивам народного творчества совершенствуется согласованная работа рук и глаз ребенка. Он учится изображать предмет слитным движением, не отрывая ножниц при изменении направления контура фи­гуры. На этой основе можно усложнить очертания апплика­ции, научить детей отражать конкретные признаки снегиря, голубя, зяблика и др. При этом надо уточнять не только силуэт птицы, но и такие детали, как крылья, ноги, глаза, хохолок, используя для них подходящую по цвету бумагу.

Несколько силуэтов птиц представлено на рис. 19. Каждый из них можно использовать при вырезании различных пород птиц. Так, снегиря, воробья, варакушку можно изобразить по типу зарисовки 2, видоизменив этот силуэт. У снегиря выре­зают более толстый клюв, а хвост опускают ниже, потом де­лают разноцветные наклейки из черной, красной и белой за­готовки, выделяя грудь и другие детали. Изображая варакушку, грудь птицы передают более выпукло, а хвост, приподнимают кверху. На груди вырезают красивое украшение из вписанных друг в друга полукружий разного размера и цвета (сочетают

 

 

оранжевые, черные, голубые тона) и наклеивают на сероватый фон.

Таким лее образом применяют остальные силуэты, видоиз­меняя их очертания с учетом особенностей строения знакомых детям птиц (варьируя окраску их оперения, форму и величину частей тела).

Эту же последовательность усложнения очертаний силуэт­ных вырезок можно применять при изображении коня (рис. 20). Здесь показаны образцы аппликаций, построенных по типу дымковской игрушки и коня-качалки. Силуэты выре­зок украшают узорами, дополнительными наклейками: уздеч­ка, седло, качалка в виде радуги и т. д. (рис, 21).

В процессе работы над этими аппликациями дети 6 — 7 лет осваивают контуры отдельных частей, учатся передавать об­щий силуэт знакомого образа, сказочного персонажа, вклю­чают его в сюжетно-тематические или декоративные компози-

Рис. 19. Приемы вырезания силуэтов птиц: 1) лебедь, 2) воробей, 3) сойка, 4) вара­кушка, 5) кукушка

 

 

Рис, 20. Приемы вырезания коней

ции, трансформируют очертания фигур для передачи взаимо­связанного содержания, по-своему трактуют цветовое решение аппликации. Например, в коллективных работах, использу­емых для украшения детского сада, дети могут изобразить симметрично расположенных коней с яркой цветочной гир­ляндой по мотивам городецкой росписи. Для этого предвари­тельно с ними надо рассмотреть круглые панно, разделочные доски, короба, выполненные профессиональными мастерами.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 850; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!