II. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ И НАДЕЖДА НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
Первых христиан учили ждать возвращения Иисуса, и очевидно даже из Нового Завета, что некоторые из них ожидали скорого возвращения. Буквальное толкование Отк. 20:1-6 побудило некоторых Отцов Церкви делать различие между первым и вторым воскресением и верить в тысячелетнее Царство между ними. Некоторые из них с большой любовью останавливались на этих надеждах на тысячелетие и рисовали радости будущего века в грубо-материалистическом плане. Так думали в особенности Палий и Ириней. Другие, такие, как Варнава, Герма, Юстин и Тертуллиан, хотя и учили этой доктрине, избегали ее крайностей. Учение о тысячелетии было с радостью принято Керинфом, евионитами и монтанистами. Но неправильно утверждать, как это делают пре-милленарии, что это учение было вообще принято в первые три века. Правда в том, что сторонников этого учения было немного. Нет и следа его у Климента Римского, Игнатия, Поликарпа, Татиана, Афиногена, Феофила, Климента Александрийского, Оригена, Диония и других значительных Отцов Церкви.
Ожидание наступления тысячелетия Ранней Церковью было постепенно преодолено. Когда проходили столетия без возвращения Христа, когда прекратились гонения и когда христианство твердо обосновалось в Римской империи и даже стало государственной религией, то страстное ожидание явления Иисуса Христа очень естественно уступило место приспособлению Церкви к ее задачам времени. Аллегорическое истолкование Писания, введенное Александрийской школой и особенно поддержанное Оригеном, также охладило все надежды на тысячелетие. На Западе мощное влияние Августина послужило повороту мыслей Церкви от будущего к настоящему, когда он приравнял Церковь к Царству Божьему. Он учил людей искать тысячелетия в современном христианском периоде (диспенсации).
|
|
В течение Средних веков ожидание тысячелетия рассматривалось, как еретическое. Правда, здесь и там возникали преходящие и стихийные всплески надежды на тысячелетие в сектах, но они не оказывали глубокого влияния. В десятом веке было широко распространено ожидание приближающегося конца света, но оно не сопровождалось хилиастическими надеждами, хотя и было связано с идеей скорого пришествия Антихриста. Христианское искусство часто черпало свои темы из эсхатологии. Гимн «Гнев богов звучал ужасом надвигающегося суда, художники изображали конец света на полотнах, и Данте дал живое описание ада в своей «Божественной комедии».
Во время Реформации доктрина о тысячелетии была отвергнута протестантскими церквами, но ожила в некоторых сектах, таких, как более фанатичные анабаптисты и люди «пятой монархии». Лютер с презрением отверг «мечту», что будет земное царство Христа, предшествующее дню Суда. Аугсбургское исповедание осуждает тех, «кто сейчас распространяет иудейские мнения, будто до воскресения мертвых святые займут Царство мира, а нечестивые будут везде подавляться» (Статья 17). И второе Гельветское вероисповедание говорит: «Мы осуждаем иудейские мечты о том, что до дня Суда будет золотой век на земле, и святые будут владеть царствами мира, а их нечестивые враги будут попираемы ногами» (Глава 11).
|
|
В семнадцатом веке, однако, появилась новая форма миллениализма. Было несколько лютеранских и реформатских богословов, которые, отвергая идею видимого правления Христа на земле в течение тысячи лет, защищали более духовную концепцию тысячелетия. Они считали, что до конца света и возвращения Иисуса Христа будет период, когда духовное пришествие Христа в Церкви будет испытываться с необычной силой, и за этим последует общее религиозное пробуждение. Царство Христа тогда будет стоять, как Царство мира и праведности. Это была первоначальная форма постмиллениализма, отличавшаяся от пре-миллениализма.
В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков учение о тысячелетии снова вызвало большой интерес в определенных кругах. Его защищало общество Бенгеля и недавно — общество Эрлангена, оно имело среди своих сторонников таких людей, как Гофманн, Делич, Оберлен, Бонары, Алфорд, Зан и другие. Существует огромный разброс мнений среди этих пре-милленариев, касающихся порядка последних событий и положения вещей во время тысячелетия. Были сделаны неоднократные попытки определить точное время возвращения Христа, которое объявлялось с великой уверенностью в его близости, но до сего времени все эти расчеты проваливались. Хотя сегодня существует широко распространенное верование, особенно в нашей стране, что за возвращением Христа последует временное, видимое правление Христа на земле, однако серьезное богословское мнение — против такого верования. В либеральных кругах явилась новая форма постмиллениализма. Ожидаемое Царствие будет состоять в новом социальном порядке, «в котором будет преобладать закон Христов, и в результате этого будет мир, справедливость и славный расцвет существующих духовных сил». Именно это имеет в виду Раушенбуш, когда он говорит: «Нам нужно восстановить надежду на тысячелетнее Царствие» («Богословие за социальное Евангелие», стр. 224). До настоящего времени, однако, доктрина о тысячелетии еще не была отражена ни в одном вероисповедании, и поэтому ее нельзя рассматривать как церковную догму.
|
|
|
|
III. ВОСКРЕСЕНИЕ
Большинство Ранних Отцов Церкви верили в воскресение тела, то есть в тождественность тела будущего и тела настоящего. Взгляды Климента Александрийского в какой-то степени неопределенны, но ясно, что Ориген, защищая учение Церкви от Цельсия, отвергал идею, что воскреснет, то же самое тело. Он описывал воскресение тела очищенного, духовного. Некоторые Отцы Церкви разделяли его мнение, но большинство считало, что тело воскресения будет тем же, что и сейчас. Августин сначала соглашался с Оригеном, но в итоге принял преобладающее мнение, хотя он не считал необходимым думать, что существующие различия в размере и росте сохранятся в будущей жизни. Фактически, он верил, что в воскресение у всех будет рост взрослых людей. Иероним, однако, настаивал, что даже волосы и зубы будут те же самые. В целом можно сказать, что Восток проявлял тенденции более духовно смотреть на воскресение, чем Запад. Два Григория, Златоуст и Синезий были в общем согласны с Оригеном. Иоанн Дамаскин подтвердил восстановление того же самого тела, но удовлетворялся тем взглядом на тождественность, который предлагался в аналогии семени и растения. Верующие в будущее тысячелетие говорили о двойном воскресении, сначала — благочестивых, а затем — нечестивых, в завершении тысячелетнего правления.
Схоласты рассуждали о теле воскресения своим особенным образом. Их умозрительные теории были довольно фантастичными и почти не имели ценности. Фома Аквинский, похоже, имел особую информацию по этому вопросу. Он сообщает нам, что тот, кто будет живым во время пришествия Христа, сначала умрет и потом будет воскрешен вместе с остальными мертвыми. Воскресение произойдет ближе к вечеру. Восстанет та сущность, которая была в момент смерти. Все
будут в расцвете юности. Тело будет осязаемым, но прекрасным и светлым, и оно не будет расти. Повинуясь импульсу души, оно будет легко и быстро двигаться. Тела нечестивых, с другой стороны, будут безобразны и деформированы, способные сильно страдать, хотя и неразрушимые.
Богословы Реформации были совершенно согласны, что тело воскресения будет тем же, что и сейчас. Это учение выражено в вероисповеданиях реформатских Церквей. С развитием физических наук доктрина о воскресении встретилась с рядом трудностей, и в результате современный религиозный либерализм либо резко отрицает воскресение, либо объясняет библейские представления о нем, как образное выражение идеи, что человеческая личность во всей своей полноте и со всеми своими силами будет продолжать существовать после смерти. Эту точку зрения многие в настоящее время разделяют, она весьма популярна.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!