А) Развитие доктрины до Реформации



 

Сначала Вечеря Господня сопровождалась обычной трапезой, для которой люди приносили все необходимое. Эти дары назывались пожертвованиями или жертвами, и они благословлялись епископом молит­вой благодарения. С течением времени названия, про­исшедшие из этой практики, стали применяться к са­мой Вечере Господней: пожертвования (просфоры), благодарение (евхаристия). Само по себе это было довольно безобидно, но повело к опасному развитию, когда укрепилась клерикальная идея и епископ стал священником. Тогда благодарение стало рассматри­ваться как посвящение элементов Вечери Господней, а сама Вечеря восприняла характер жертвы, прино­симой священником (епископом). Это, в свою очередь, повлияло на представление о единении элементов в евхаристии. Символическая или духовная концепция, которую мы находим у Оригена, и особенно у Евсевия, Василия, Григория Назианзина и других, была заме­щена доктриной, что плоть и кровь Христа каким-то образом соединялись с хлебом и вином в таинстве (Кирилл, Григорий Нисский, Златоуст, Иоанн Дамаскин), а это уже перешло в учение о пресуществлении (трансубстанциации).

На Западе развитие доктрины о Вечере Господней было медленнее, но привело к тому же результату. Августин допускал, что таинство было в известном смыс­ле Телом Христа, и на языке Писания часто говорил о хлебе и вине, как теле и крови Христа. В то же время он делал ясное различие между знаком и означаемой им вещью и утверждал, что сущность хлеба и вина ос­тается неизменной. Он подчеркивал значение этого об­ряда как воспоминания и утверждал, что нечестивые, хотя они могут принять эти элементы, не становятся причастниками Тела. Он даже протестовал против суеверного благоговения, с которым многие в его дни относились к этому установлению. Фактически взгля­ды Августина замедлили полное развитие реалистичес­кой теории на долгое время.

Во время Средневековья доктрина, как ее толковал Августин, постепенно уступила место доктрине Римско-католической Церкви. В 818 г. Пасхазий Радберг фор­мально выдвинул ту доктрину, что материальные эле­менты в таинстве действительно силой Божией превра­щаются в то самое тело, которое было рождено Марией, а внешняя видимость хлеба и вина после посвящения их является просто завесой, обманывающей чувства. Против этого учения восстали виднейшие богословы того времени, и особенно — Рабондс Маурус и Ратрамнус, которые указывали, что новое учение путает знак с вещью, им означаемой, и заменяет веру грубым матери­ализмом. Однако новое учение защищал Герберт (1003), и вскоре после этого оно стало объектом ожесточенного спора. Около 1050 г. Беранже Турский утверждал, что Тело Христа действительно присутствует в евхаристии, не в сути своей, но в силе, что элементы изменяются, но не в веществе, и что для защиты этого изменения и силы требуется не просто посвящение, но вера со стороны принимающего. Его взглядам яростно противостали Лафранк (1089) и Гумберт (1059), которые грубо утвержда­ли, что «само Тело Христа было действительно в руках священника, разломанное и прожеванное зубами веру­ющих». Этот взгляд был окончательно определен Гиль­бертом Турским (1133) и обозначен как учение о трансубстанциации. Оно стало важным пунктом веры, когда было формально принято четвертым Латеренским Собором в 1215 г. Это учение поставило очень мно­го вопросов перед схоластами, касающихся, например, длительности произведенного изменения, к соотноше­нию субстанции и акцеденции, способ присутствия Хри­ста в обоих элементах и в каждой их части, поклонение гостии и т. д.

Трентский Собор имел дело с вопросом евхаристии, как записано в Сессии 13 его декретов и канонов. Сущность того, что содержится в восьми главах и одиннадцати канонах, может быть изложена так: Иисус Христос действительно, реально и вещественно (мате­риально) присутствует в святом таинстве. Тот факт, что Он восседает по правую руку Бога, по природной форме существования, не исключает той возможности, что Он может присутствовать в нескольких других местах в то же время, по высшей, духовной и сверхъ­естественной форме существования. Мы не можем объяснить как, но мы можем понять возможность Его вещественного и таинственного присутствия в несколь­ких местах одновременно. Словами посвящения все вещество хлеба и вина превращается в Тело и Кровь Христа. Весь Христос присутствует под каждым эле­ментом и каждой частью его, так что тот, кто принимает частицу гостии, принимает всего Христа. Он присут­ствует не только в момент преподания таинства, но даже прежде принятия элементов причащающимися, так как Господь назвал хлеб Своим телом даже преж­де, чем ученики приняли его. Ввиду этого присутствия Христа в евхаристии поклонение гостии и празднова­ние Тела Христова совершенно естественны. Главные результаты таинства — это «увеличение освящающей благодати, особые, своевременные милости, отпущение простительных грехов, сохранение от смертного греха и уверенная надежда на вечное спасение».

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!