Австрийский вариант социальной школы



Экономист и социолог, профессор политэкономии и статистики ОтмарШпанн (1878- 1950) был главой социального направления в Австрии. Видными представителями этого течения являлись также Я. Бакс, Ф. Оттель, X. Риль.

Шпанн в работе "Фундамент народного хозяйства" (1918) выдвинул новый вариант социального учения, получившего название "универсализма" ("универсального государственного воззрения" или "тоталитаризма"), отстаивающего идею необходимости усиления государственного регулирования экономических процессов. Государство рассматривалось им как главный экономический субъект, определяющий все стороны функционирования общества.

Доктрина "универсализма" явилась порождением конкретных исторических условий, ответной защитной реакцией на тяжелейшие экономические условия, сложившиеся в стране. Резкое обострение противоречий в Австрии после первой мировой войны, распад Австро-Венгрии, активное социал-демократическое движение, усиление кризисных явлений внутри страны сопровождалось изменением международной обстановки. Свержение в 1918 г. монархии в Германии, Октябрьская революция в России, образование Австрийской Республики сделали основной теоретической проблемой поиск "третьего пути" продвижения к гармоничному обществу, находящемуся между революционным и реформистским путями развития. В этих условиях многие экономисты видели выход из сложившейся ситуации в усилении государственного управления экономическими процессами.

Методологической основой учения Шпанна стала теория -"целостности^ ("учение о целостности" или "универсализм"), исходный тезис которой состоит в том, что человеческое общество - это целостный живой социальный организм, в котором каждый индивид должен выполнять определенные функции.

Шпанн подходил к разработке экономической теории с традиционных для немецкой политэкономии позиций камералистики - науки о государстве, особое внимание которой концентрировалось на проблемах регулирования.

Экономические категории, по мнению ученого, должны выражать общественные социальные отношения, под которыми понимались отношения управления.                   

Любое общество организовано на сознательном разделении труда. Этот факт связывает всех людей узами солидарности, выводит их из состояния замкнутости, изоляции и превращает из отдельных разрозненных лиц в единое целое, ограниченное отдельными рамками нации. Когда каждый индивид включен в экономику страны, его благосостояние уже зависит не только от него, но и от других производителей. При этом централизованная государственная власть выступает как необходимое условие поддержания общественного "порядка", так как государство обязано обеспечивать устойчивость и единство всех звеньев экономики.

Таким образом, общество превращается в единое целое, которое управляет своими частями и определяет их развитие. В таком обществе "экономический человек" в своей деятельности должен учитывать не только собственные эгоистические цели, но и интересы всей нации, государства.

Шпанн подчеркивал социальный характер государства, связывая его с общими "этическими" принципами "общего блага", "согласования интересов нации", трактуя его как "высшую духовную ценность", сохранять которую призваны все классы общества. Государство провозглашалось "вечным" и "естественным" общественным институтом.

В экономических функциях государства, по мнению Шпанна, должна произойти революция. Оно должно перейти к выполнению функций организатора хозяйственного развития. Индивиды должны осознанно руководствоваться в своей деятельности "высшей целесообразностью", вытекающей из интересов государства. Шпанн пропагандировал организованное хозяйство в форме корпоративного строя. Корпорации - это организации, в которых предприниматели объединяются с рабочими для выполнения какой-либо деятельности. Новое общество будет базироваться на обмене. Однако обмен должен превратиться в организованное взаимодействие корпораций, оказывающих взаимно-полезные услуги друг другу.

Шпанн считал, что учение об услугах должно стать основой теории национальной экономики. Он выделял три вида услуг: непосредственные (например, производство предметов потребления);

опосредованные (например, станки); высшей ценности ( например, творческие способности людей, их организаторский талант). На основе теории услуг Шпанн сделал попытку опровергнуть марксистскую концепцию прибавочной стоимости, развивая идею, согласно которой не капиталист эксплуатирует рабочего, а наоборот. Свою теорию он назвал обратной теорией эксплуатации, или перевернутой теорией прибавочной стоимости.

Шпанн резко выступал против демократии, подчеркивая, что демократия подрывает устои тоталитарного государства. Основным общественным принципом он считал принцип подчинения. Он критиковал деятельность профсоюзов и требовал их устранения, призывал к запрету забастовок. В последующем идеи Шпанна широко использовались в доктринах итальянских и немецких фашистов.

Методологические принципы и традиции социальной школы оказали серьезное влияние на дальнейшую эволюцию экономической теории. Попытка преодоления разрыва между социальным и экономическим анализом стимулировала развитие междисциплинарного подхода к изучению хозяйственных процессов на базе синтеза права, политики и экономики.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!