Социальное направление. Социальная школа в Германии



Историческая школа Германии.

"Старая" и "новая" школы

 

Историческая школа - это немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны. Её возникновение в рамках замкнутой экономической науки связано с целым комплексом объективных причин.

Конец первой половины XIX в., когда историческая школа вышла на авансцену, представлял собой переломный период в истории Германии. По уровню экономического развития страна значительно отставала от своих соперников - Англии и Франции. Лишь в 40-60-е гг. начался промышленный переворот, приведший к быстрой индустриализации страны. Развитие рыночного хозяйства значительно ускорилось после франко-прусской войны в результате получения Германией многомиллионной контрибуции и присоединения промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии.

Вместе с тем стала проявляться тенденция к торможению экономического роста из-за периодически повторяющихся кризисов, увеличения безработицы, монополизации, роста имущественного неравенства. Формируются массовые организации рабочих - профсоюзы, единая социал-демократическая партия.

В этих условиях в 40-е годы в Германии возникла историческая школа, которая в своём развитии прошла два этапа. Поэтому различают "старую" (40-60-е годы XIX в.) и "новую" (70-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.) исторические школы.

"Старая" историческая школа основной упор делала на критику предшествовавших ей теорий и разработку новых методологических подходов к исследованию рыночной экономики. Основателями ее были Вильгельм Георг Фридрих Рошер (1817-1894), Бруно Гильдебранд (1812-1878), Карл Книс (1821-1898).

Историческая школа своё название получила от метода, который её представители пытались ввести в экономическую науку в противоположность традиционной методологии исследования. Принцип историзма требовал изучения всякого экономического явления в генезисе, развитии, с учётом многообразных факторов, влияющих на хозяйственную жизнь. Введение данного принципа составило целую эпоху в постижении сущности и закономерностей рыночной экономики. Глубокий исторический анализ стал выступать как необходимая предпосылка разработки и проведения научно-обоснованной государственной политики.

В 1843 г. вышла небольшая работа В. Рошера под названием "Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода". Этот момент принято считать началом возникновения исторической школы. В 1848 г. Б. Гильдебранд издал свой труд "Политическая экономия настоящего и будущего", в 1853 г. К. Книс опубликовал работу "Политическая экономия с точки зрения исторического метода".

Основное расхождение между исторической и классической школами было связано с вопросом о предмете политической экономии. Объектом внимания историков стало "национальное хозяйство", историческое развитие нации, т.е. реальные экономические отношения в их страновой и исторической определённости.

Её представители акцентировали внимание на происходящих в обществе социально-экономических изменениях, эволюции хозяйственной жизни. Рошер призывал изучать "анатомию и физиологию народного хозяйства", т.е. структуру и формы организации экономической деятельности, поскольку считал, что развитие любого народа специфично, вытекает из конкретно-исторических условий и ему нельзя навязать чужой образец теории или свод рекомендаций по экономической политике. Природные различия стран, особенности отдельных народов проявляются в их способностях, привычках, степени развития, сложившихся политических институтах и исключают возможность существования однотипных экономических систем у различных наций. Каждая страна идёт своим путём развития и подчиняется собственным законам.

Историки отстаивали тезис о релятивизме, относительности экономических доктрин. Теория устаревает, по их мнению, если не отражает изменений в реально существующей экономической системе. Поэтому они считали, что в политической экономии не существует вечных законов, всеобщих принципов функционирования экономики. Следовательно, не может быть общей для всех стран экономической теории.

На основании такого подхода представители "старой" исторической школы отрицали продуктивность логического метода в политэкономии. Они подчёркивали необходимость шире использовать методы эмпирического, статистического и сравнительного анализа. "Абстрактной науке" они противопоставили "эмпирическую политэкономию", связанную с подробным описанием, детальной характеристикой, "фотографированием" явлений.

Экономическая теория превращалась в историю народного хозяйства, исследующую эволюцию хозяйственной деятельности народов на разных ступенях развития общества.

Изучение проблем функционирования рынка они заменили исследованием его эволюции в концепциях стадий экономического развития. Б. Гильдебранду принадлежит одна из наиболее разработанных схем периодизации общества на основе способов обмена. Он выделил три этапа: первая фаза - естественное или натуральное хозяйство, когда обмен продуктов не развит, осуществляется без денег; вторая фаза - денежное хозяйство, когда деньги становятся необходимым посредником обмена; третья фаза - кредитное хозяйство, когда деньги перестают играть роль посредника в обмене, обмен совершается на основе кредита. Хозяйство в третьей фазе - это высший тип хозяйства, так как здесь открываются огромные возможности для развития экономической активности хозяйствующих субъектов. Кредит, по мнению Гильдебранда, может стать силой, устраняющей господство денег и капитала, и преобразовать рыночную экономику на началах справедливости.

"Историки" расширили тематику исследуемых проблем, уточнили ряд понятий, среди которых полезность, стоимость, прибыль, заработная плата, циклические колебания и пр.

Применение исторического подхода к изучению экономических процессов было важным итогом в развитии методов познания рыночной системы. Однако в немецком историзме явно проявилась гипертрофированность уникальности и неповторимости хозяйственных процессов.

В начале1870-х годов проявилась "новая", или "молодая", историческая школа, лидером которой стал профессор Галльского, Страсбургского и Берлинского университетов Густав Шнеллер (1838-1917). Основные его произведения: "История мелкого ремесленного производства в Германии в XIX веке" (1870) и "Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и её методы" (1897). Широкую известность приобрели также работы ЛуйоБрентано (1844-1931), Карла Бюхера (1847-1930), Адольфа Вагнера (1835-1917), Альберта ЭберхардаШеффле (1831 -1903).

Новая историческая школа возникла как оппозиция неоклассическому направлению, набравшему силу в 70-х годах XIX в. Огонь по неоклассикам был открыт из всех орудий немецкой исторической школы.

Между представителями этих школ во второй половине XIX в. развернулся знаменитый "спор о методах" познания рыночной экономики, вошедший в историю развития экономической мысли, в том числе обоснование роли индукции в противовес дедукции, относительность экономических законов, история как метод объяснения экономических феноменов, необходимость дополнить экономические исследования другими науками. Борьба методологий противопоставила теоретиков, стремившихся открывать общие "естественные" экономические законы и историков, занимавшихся изучением конкретных особенностей экономических систем.

В отличие от старой, молодая историческая школа не отрицала наличие общих экономических законов, но утверждала, что эти законы должны быть открыты на основе сбора эмпирического материала, наблюдений, индукции.

Молодая историческая школа поставила перед собой задачу создания "реалистической" экономической теории, объясняющей с помощью исторического метода организацию экономической жизни каждой нации.

Сторонники исторической школы выступили против маржиналистской теории, концепции "человека экономического". Они указывали, что поведение человека не должно рассматриваться изолированно от социальной среды, общественных отношений, что человека нельзя изображать как примитивного потребителя.

Молодая историческая школа акцентировала внимание на изучении общественной психологии при анализе экономических процессов и явлений. В качестве главной движущей силы развития общества признавала социальную психологию народа, народный характер, ментальность. Конкретные экономические явления, такие как форма собственности, финансовая и кредитная система, деньги и т.д., по мнению ее представителей, это отражение и материализация социальной психологии данной нации.

Народное хозяйство, по мнению Шмоллера, - это единое целое, система, образованная из взаимосвязанных элементов. Идея системности, выдвинутая молодой исторической школой, означала, что общество должно рассматриваться как многоуровневый, состоящий из различных подсистем, целостный организм.

Специфика подхода историков состояла также в том, что их привлекал прежде всего анализ структурного разреза экономической системы.

Шмоллер разработал теорию организации хозяйства, в которой объектом исследования являются те реальные формы, в которых выступают экономические отношения и осуществляется социальное взаимодействие людей, т.е. хозяйственный механизм. Эта система организации экономической жизни, способ существования и развития экономики определённого общества включала в себя формы производства, распределения, обмена, потребления, а также юридические нормы, обычаи, мотивы, стимулы, политические факторы. Такая совокупность элементов образует определённый тип экономики.

Важным средством применения исторического и системного метола в экономике стало расширение границ ее исследования. Историки считали необходимым рассматривать экономическую систему с широких позиций "культурологии" (науки об обществе). Для них характерной была попытка создания и разработки целостной теории социальной системы на основе междисциплинарного подхода.

Рынок в их теории предстаёт не как универсальный механизм распределения ресурсов, а как социальный институт, функционирование которого отражает особенности экономической системы в целом. В связи с этим формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса - это социальные процессы, отражающие характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружения.

Таким образом, представители новой исторической школы одними из первых показали важность изучения социальных аспектов механизма формирования потребительских оценок и спроса на рынке.

На рубеже XIX-XX вв. историческая школа обратилась к изучению противоречий рыночной экономики, привлекла внимание экономической науки к вопросу о необходимости корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства.

В работах историков большое место занимала программа реформ, подчёркивающая идею позитивной роли государства в экономике. К основным функциям государства они относили сглаживание наиболее явных дефектов рыночного механизма, связанных с резким социальным неравенством, экономическими кризисами, расхождением частных и общественных интересов.

Государство должно обеспечивать стабильность экономики и управление развитием общества, выполнять регулирующую роль в смягчении отрицательных последствий промышленного развития и распространении плодов экономического прогресса на всех членов общества.

Теоретики исторической школы - Г. Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер создали в 1872 г. "Союз за социальную политику", основной целью которого была разработка политики, сглаживающей общественные противоречия.

Экономические отношения следовало улучшать, по их мнению, за счет совершенствования правовой организации.

Члены союза предлагали ввести обязательное национальное образование, государственное регулирование труда людей, женщин подростков, страхование рабочих от болезней и несчастных случай ев, установление пенсий по старости и нетрудоспособности. Они требовали также развивать потребительскую и жилищную кооперацию среди рабочих, выдвигали специальные меры по поддержке мелкого ремесла, возрождения ремесленных цехов. За такие рекомендации деятелей союза стали именовать "катедер-социалистами", или кафедральными социалистами.

Германия стала родиной особой версии теории "государственного социализма", которая сводилась к организации распределения общественных доходов на началах более справедливого вознаграждения за труд. Историки утверждали, что распределение доходов управляется не рыночным механизмом как таковым, а политическими условиями, обычаями, историческими традициями, моралью народа. Социализм рассматривался как этический принцип осуществления справедливости в экономике, как подчинение рынка государственному контролю. Катедер-социалисты апеллировали к усилению государственного вмешательства в экономические отношения как средству достижения социальной гармонии в обществе,ослабления противоречий.

Представители новой исторической школы уделяли большое внимание взаимодействию экономических и политических факторов. А. Вагнер, экономический советник Отто фон Бисмарка, сформулировал в 1883 г. закон возрастающей роли государства, смысл которого сводился к тому, что социальный прогресс связан с растущей государственной активностью и увеличением государственных расходов, так как государство является институтом, способным восполнить пробелы в функционировании рыночного механизма путёмгосударственных расходов.

Историки подчёркивали, что при налогообложении государство должно преследовать фискальные и социально-политические цели, смягчать неравенство в обществе, перераспределяя доходы в пользу неимущих. Одни из первых в экономической науке они выдвинули принцип прогрессивного налогообложения как инструмент государственного регулирования.

В трудах А. Шеффла, А. Вагнера разрозненные финансовые проблемы превратились в обширную область экономической науки - в финансовую науку. Во многих университетах были открыты кафедры финансовых наук.

Новая историческая школа с точки зрения разрабатываемы для практического осуществления программ не была однородна по своему составу.

Среди её представителей выделилось два течения: консервативное и либеральное.

Г Шмоллер - глава консервативного лагеря - выступал против покушения на основы существующей системы. Решение социальных вопросов, по его мнению, должно осуществляться посредством образования рабочих, воспитания их. Он возражал против легализации профсоюзов, требовал запретить локауты и т.д.

Л. Брентано выдвигал идеи либерального реформизма. Он был сторонником изменения положения рабочих посредством организации профсоюзов, фабричного законодательства. Брентано - горячий сторонник насаждения тред-юнионизма. Он заложил основы теории "организованного капитализма", высказывая идею о том, что картели являются наиболее эффективным средством предупреждения кризисов. Картели создаются производителями для планомерного приспособления к спросу, чтобы предупредить перепроизводство со всеми вытекающими последствиями: падением цен, банкротствами, обесценением действующего капитала и массовой безработицей.

Брентано считал, что монополия изживает экономические кризисы и безработицу, поэтому он выступал за принудительное картелирование в промышленности.

Идеи государственного социализма оказали сильное влияние на экономическую политику. С 1881 по 1890 гг. были введены законы о рабочем страховании от болезни, от несчастных случаев, инвалидности, старости, законы о продолжительности труда, еженедельном отдыхе, гигиене и надзоре на фабриках. Практическое осуществление отдельных положений исторической школы значительно подняло её престиж в мире и способствовало широкому распространению ее идей в Западной Европе и России.

 

Теория экономических систем

 

 

Своей вершины историческая школа достигла в творчестве Макса Вебера (1864-1920) и Вернера Зомбарта (1863-1941). На рубеже XIX-XX вв. эти представители молодой исторической школы предприняли новую попытку соединить исторический и абстрактный методы исследования в экономической науке. Была поставлена задача создания такой абстрактной теории, которая бы, отражая единство экономической жизни, сохраняла историческую индивидуальность происходящих процессов.

Вебер и Зомбарт, в отличие от своих предшественников, признали, что развитие экономической жизни подчиняется общим закономерностям, пробивающим себе дорогу сквозь все особенности исторического развития. Задача науки - раскрыть эти закономерности. Идея самостоятельных национальных экономик трансформировалась в их работах в утверждение о существовании национальных типов общих экономических систем. Немецкие учёные выдвинули концепции возникновения и эволюции рыночной экономики, претендующие на комплексный трансдисциплинарный (междисциплинарный) подход, на синтез исторического и логического, на раскрытие соотношения общего и национально-специфического в экономических системах.

Вебер был универсальным ученым, соединившим в себе таланты философа, историка, социолога и экономиста. Он был профессором Фрайбургского, Гейдельбергского и Мюнхенского университетов, читал лекции во многих городах Европы и США.

Вебер оставил заметный вклад при разработке проблем методологии общественных наук и экономической науки в особенности. Ему принадлежит цикл статей под общим заглавием "Рошер и Книс и логические проблемы политической экономии" (1903-1905). Всемирную известность принесли ему исследования "Протестантская этика и дух капитализма" (1905), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919).

Вебер ввёл категорию "идеальных типов", под которыми он понимал логические конструкции, возникающие из эмпирической реальности путём выделения определённых её элементов.

На основе идеально-типического метода Вебер провёл исследование генезиса и функционирования капиталистического общества. Он рассматривал капитализм с двух точек зрения: в узком смысле - как экономическую систему и в широком смысле - как форму цивилизации.

Капитализм как экономическая система, по мнению Вебера, имеет ряд объективных и субъективных предпосылок. К первым относятся: частная собственность на средства производства, частное присвоение, свободный рынок ресурсов, развитая техника, средства сообщения, денежное обращение, рациональная организация производства и распределения. Вторая группа предпосылок включает наличие такой фигуры в производстве, как предприниматель - собственник, организатор и координатор производства с рациональным стремлением к прибыли. Тенденцию к рационализации экономической и социальной жизни Вебер считал основой развития общества.

Капитализм со свободным конкурентным рынком без ограничений, рационального управления, законодательных норм может, по мнению Вебера, привести к хаосу. Требуются компетентные специалисты по управлению или бюрократия, ограничивающая свободу, вводящая её в общественно приемлемые рамки.

Основой данных тенденций выступают: разделение права собственности и использование реальной собственности в крупных кооперациях, переход управления к профессиональным управляющим формирование управленческих структур в сфере бизнеса; развитие государственного регулирования экономики, формирование и расширение государственных бюрократических структур,

Однако учёный предупреждал, что в результате таких тенденций возникает угроза "контролируемого общества", в котором власть сосредоточивается в руках высших должностных лиц.

Вебер разработал теорию власти, в которой власть определяется как возможность оказывать давление и подчинить своей воле других субъектов. Стремление к власти считается одним из важнейших поведенческих факторов. Расширение бюрократизации экономической жизни достигает огромных масштабов при социализме, поэтому Вебер критически оценивает эту экономическую систему.

Вебер рассматривал капитализм также как форму цивилизации, феномен культуры, где господствует рациональный образ жизни мыслей, денежная мотивация поведения субъектов. Под исторической или культурной цивилизацией понимался целостный социальный феномен или культурно-исторический тип, возникающий на базе территориальной, этнической, языковой, политической, психологической, экономической общности. Хозяйственная система рассматривается как часть социальной общности, движущей силой развития которой является "дух народа" или его ментальность. Менталитет - это особый набор "привычек мышления" на определённом историческом отрезке времени. Он отчётливо проявляется в человеческом поведении, определённым образом его организуя. Ментальность позволяет воссоздать исторический тип личности, выявить мотивировки человеческого поведения.

Идеи Вебера были развиты в работах В. Зомбарта - профессора Берлинского университета. Его главным трудом является "Современный капитализм", где учёный предпринял попытку дать анализ всей истории капитализма, выделяя такие стадии развития рыночной экономики, как ранний капитализм (до промышленной революции второй половины XVIII в.), развитый капитализм (до первой мировой войны) и "поздний" капитализм.

Зомбарт выделяет понятия "хозяйственная система" и "хозяйственная эпоха". Хозяйственная система - это абстрактно-теоретическая конструкция, очищенная от исторических особенностей и служащая основой для систематизации эмпирических фактов.

Хозяйственная эпоха - это реальная экономическая система, служащая объектом эмпирического исследования. Выделение эпох осуществляется только на основе сформированных теоретических Моделей - хозяйственных систем, которые, по определению Зомбарта, характеризуются тремя группами элементов: духом, т.е. основными побудителями к хозяйственной деятельности; формой т.е. совокупностью социальных, юридических, политических отношений; субстанцией, т.е. технологическим способом производства. В связи с этим он выделяет три уровня детерминации экономических явлений: социально-психологический (общественное сознание, типы мышления, идеология), социально-организационный (институциональный), технико-экономический.

Система капиталистической экономики, по мнению Зомбарта, базируется на следующих элементах: стремлении к максимальной прибыли (денежный выигрыш является духовной основой экономической деятельности); институциональной организации, которая характеризуется преобладанием частной собственности, свободным распоряжением работником своей рабочей силой, центральной ролью предпринимателя в производстве и распределении доходов, незначительной ролью государства; технической основой, включающей в себя прогрессивные средства производства.

Зомбарт отмечал, что эволюция хозяйственной системы является многофакторным процессом, интегральным результатом взаимодействия всех подсистем. Фактором, играющим роль движущих сил в развитии общества, является, по его мнению, ментальный, социально-психологический уровень или "хозяйственный дух", в котором при капитализме выделяются два составляющих: "дух предпринимательства" и "бюргерский дух". Первый их них лежит в основе динамической модели капитализма и характеризуется готовностью к риску, богатством идей, умением комбинировать факторы производства и сбывать товары. Бюргерский дух определяет консервативную модель капитализма и включает в себя бережливость, расчётливость, умеренность и т.д.

Смена хозяйственных эпох происходит при количественном изменении соотношения отдельных элементов "хозяйственного духа", перегруппировки его частей. Живыми носителями "капиталистического духа" Зомбарт считал евреев. Благодаря национальной религии - иудаизму, евреи сразу воспитываются в духе рационализма, бережливости.

Рассматривая перспективы экономического развития, Зомбарт выдвинул теорию "социального плюрализма", характеризующую хозяйственную эпоху позднего капитализма, в которой взаимопереплетаются частное производство (высококонцентрированное, мелкое, среднее), государственный сектор, кооперативный уклад. В результате возникает "смешанное общество", сочетающее рыночную экономику с элементами организованности, планомерности. Рост организованных начал Зомбарт связывал с "рационализаторской деятельностью" крупных компаний; усилением воздействия государства, в результате чего должно происходить сглаживание циклических колебаний, преодоление кризисов, безработицы. Капитализм становится управляемым, регулируемым.

Теория "социального плюрализма" легла в основу теории смешанной экономики, которая призвана обосновать возможность эволюционного прогресса капитализма.

Зомбарт в 1934 г. в работе "Немецкий социализм" рассматривал эволюцию рыночной системы в посткапиталистическое общество. Он формулировал социальный идеал для Германии в виде "государственного социализма", который у него равнозначен "плановому", или "организованному", капитализму.

Теоретическим ядром зомбартовской модели была идея социального нормативизма, т.е. государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Социализм, по Зомбарту, возникает, когда в обществе устанавливаются определённые нормы поведения людей, ограничивающие свободную деятельность отдельных лиц. Социальные нормы могут выступать в форме хозяйственного законодательства, различных политических, правовых и моральных ограничений.

В сфере хозяйственного управления главным в модели "немецкого социализма" выступает принцип фюрерства, который в промышленности выглядит в виде иерархии: рабочий - мастер - директор - наблюдательный совет. Этот принцип помогает преодолеть анархию, обуздать стихийные силы и ввести плановое хозяйство.

Особое значение в системе государственного регулирования Зомбарт отводил регулированию социальных отношений между рабочими и предпринимателями в форме трудового законодательства, тарифных соглашений, контроля за условиями труда. В результате должна установиться гармония интересов на основе доминирования общенациональных интересов. Оздоровление общества он связывал с ограничением крупного производства, содействием крестьянству и мелким производителям, что должно привести к депролетаризации населения. В последующем многие элементы данной модели - корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной экономики, жёсткая централизация управления, строгая иерархия и сословное деление - были восприняты германским фашизмом и стали частью его экономической политики.

Вебер и Зомбарт сыграли огромную роль в развитии экономической мысли. Они одни из первых предприняли попытку дать определение категории "экономическая система" и создать теоретическую модель различных типов "смешанной экономики". Теория экономических систем призвана была стать настоящей экономической праксеологией, т.е. формулировать общие правила рационального выбора в сфере экономического механизма. Были созданы концептуальные рамки сравнительного анализа, выявления специфических особенностей институциональной структуры и форм организации реальных экономических систем, приведшие затем к возникновению нового раздела в экономической науке - компаративистике.

Таким образом, историческое направление в различных национальных вариантах стремилось преодолеть тот тупик, в котором оказалась экономическая наука в конце XIX в., выработать более реалистичные подходы к анализу рыночной экономики. Концепции исторической школы представляли собой попытку найти ответы на важнейшие вопросы, поставленные практикой. Методология и традиции исторической школы оказали огромное влияние на дальнейшую эволюцию политэкономии, прежде всего на формирование институционального и неолиберального направлений.

 

Социальное направление. Социальная школа в Германии

 

 

В 80-90-х годах XIX в. в Германии возникло и развивалось до 30-х годов XX в. новое научное течение, получившее название социальное направление, или социальная школа (социально-правовое, социально-этическое или социально-органическое). Социальная школа не представляет собой единого течения, объединённого вокруг цельного учения, однозначно трактующего основные категории экономической науки.

Различные течения социальной школы объединял "социальный подход", составляющий отличительную особенность методологии этой школы.

Необходимой предпосылкой научного познания считалось рассмотрение экономических проблем с более широких позиций социологии - науки об обществе как целостной системе. Экономика понималась как часть социальной системы, претерпевающей эволюционные изменения, где ценностные ориентации, мотивы и характер поведения экономических агентов формируются под воздействием изменений в экономических структурах и социальной среде. Хозяйственные процессы трактовались как результат взаимодействия различных факторов, относящихся к области экономики, политики, права, идеологии.

Социальная школа явилась преемницей новой исторической школы, вслед за представителями которой в качестве определяющих факторов экономической жизни рассматривались правовые и этические нормы. Однако, в отличие от новой исторической школы, в рамках нового течения была предпринята попытка создать экономическую теорию, в основе которой лежал социальный подход к анализу хозяйственных явлений.

Возникновение социальной школы в Германии было обусловлено рядом причин. В 70-80-е годах немецкая экономика развивалась быстрыми темпами, превращая отсталую страну в ведущую державу мира. На новейшей технологической базе переоснащалось все промышленное производство, частная собственность трансформировалась в акционерную, центральными фигурами на рынке становились монополии и профсоюзы, значительно повышалась роль государства.

В результате возникла новая система организации рыночной экономики, практика которой не укладывалась в схемы поведения изолированного рационального субъекта. В такой ситуации немецкие экономисты обратились к изучению социальных аспектов хозяйственных процессов.

Наиболее известными представителями социального направления в Германии были социолог и экономист Рудольф Штаммлер (1856-1938) и профессор политэкономии Рудольф Штольцман (1852- 1930). Штаммлер в работе "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" сформулировал философские и методологические принципы "социального направления". Штольцман в работах "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве" (1907) развил теоретико-методологические основы нового учения. Видными представителями социальной школы являлись также А. Аммон, К. Диль, Ф. Оппенгеймер, Ф. Петри.

Сторонники социального направления утверждали, что экономические категории имеют определённое социальное содержание, за которым скрываются общественные отношения между людьми. Эти отношения чаще всего выступают в форме правовых отношений, поскольку экономическая жизнь общества представляет собой совместную деятельность людей, связанных нормами права. Штаммлер утверждал, что способ производства в социальном смысле - это особая форма внешним образом урегулированного сотрудничества людей, направленная на добывание средств, необходимых для удовлетворения потребностей. Он подчёркивал, что в экономических явлениях необходимо различать форму и содержание: содержанием является совместная деятельность людей, основанная на общественном разделении труда, а формой - внешнее регулирование, которое осуществляется при помощи права, государства, законов. Именно правовое регулирование придаёт, по его мнению, определённую форму общественному строю.

Диль пытался конкретизировать положение об определяющей роли права. Он считал, что национальная экономика всегда существует в рамках правового строя, в которых совершаются хозяйственные процессы.

Социальный подход отрывал социальные отношения от процесса производства. Теоретики социальной школы видели в сфере производства только технические процессы, лишённые социальной специфики и не связанные с определённым общественным строем. Производство трактовалось как вечный, неизменный процесс взаимодействия факторов производства.

Важной чертой методологии социальной школы стало отрицание объективных экономических законов. Сторонники этого направления считали, что существует два совершенно различных мира - мир природы, где действуют объективные законы, и мир человеческого духа, который рассматривался как сфера, где господствует свободная человеческая воля, человек творит все по своему желанию, имея те или иные представления, цели и т.п. Социальные законы - это законы человеческих мотивов.

Отрицая производство как основу общественных отношений, представители социального направления считали, что правовые факторы регулируются этическими нормами. Они предлагали ввести новый метод познания экономических процессов - телеологический.

Телеологическое истолкование экономических процессов, которым приписывалась изначальная целенаправленнось и целесообразность, внутренне присущая им цель, поскольку они являются результатом реализации планов субъектов, является одной из специфических черт методологии социальной школы. В результате экономическая наука превращалась в телеологическую науку, изучающую отношения между целевыми установками и средствами их достижения.

Основной целью считалось стремление к удовлетворению потребностей.

Так, Штольцман отмечал, что конечной целью товарного производства является служение высшему нравственному идеалу, который он усматривал в обеспечении "достойного существования" всем членам общества. С этих методологических позиций сторонники социально-правового направления трактовали основные категории экономической науки. Сторонники социальной школы отстаивали положение о возможном улучшении рыночной экономики посредством "социальных реформ", путём организаций "корпораций работников". В государственно-правовом регулировании производства и распределения они видели средство устранения социально-экономических противоречий капитализма. В превращении частной собственности в акционерную, развитии монополий, планирующих свою деятельность, они видели основу нового общественного строя, лишённого социальных антагонизмов.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!