Билет 7. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм
Эпикуреизм: Эпикур 341г до н.э. Основал свою школу в Афинах, она называлась «сад», написал много работ (30), до нас дошло три или четыре( по разным источникам)
Работы дошедшие до нас:
1)письмо к геродоту
2)письмо к пифоклу
3) письмо к минекею
4)главные мысли
Философия ведет к мудрости,конечной цели человеческого свершенства
«Если бы нас никак не тревожили подозрения на счет небесных тел и смерти, заставляя думать, что они имеют к нам какое-то отношение, а еще и наше неведение пределов страданий и желаний, у нас не было бы никакой нужды в изучении природы» Итак, и чистое искусство, и чистая философия не представляют никакой ценности, подлинная философия есть ни что иное как врачевание души, избавляющая её от чувства вины и страха смерти, ведущая к истиному наслаждению.
Идея атомизма: мир состоит из атамов, которые воспринимаются чувствами, а существование пространства между ними дает возможность их движения. По Эпикуру у атомов есть способность самопроизвольного отклонения, получается атамом присуща «свобода воли», которая и определяет непременное отклонение.
Критерии истины ощущения - ничто не может ни прибавить, ни убавить его в показаниях, оно неопровержимо.
Стремление к удвольствию является исходныи критиерием выбора или избежания. Предел наслажления - избавиться от страданий. Цель философии: служить избавителем человеческой души от страдания. Страдания - страх. Самый большой страх - страх смерти.
|
|
Стоицизм: 4в до н.э. - 2 в н.э. (по Хитрову)
Зенон Китийский (не тот, который из элейской школы!),«римский стоицизм» представлен именами Сенеки, Марка Аврелия, Мусония Руфа, Эпиктета
Разделение философии: если сравнить с яйцом: логика-скорлупа, этика-белок, физика-желток. Логика делилась на риторику и диалектику(диалектика говорит сжато,риторика распространенно).
Критерий истины - восприятие. Наша душа чиста, на неё действуют толчки (импульсы) и отпечатываютя, мы вольны соглашаться или не соглашаться с ними.
физика - бог и материя - начала всего. они вместе и вечны.
«всё,что действует есть тело»
«Вот статуя: здесь наличествует и материя, послушная художнику, и художник, придавший материи обличье. Материей в статуе была бронза, причиной - художник. То же самое присуще и всем вещам: каждая состоит из того, что ее создало, и того, из чего она создана. (4) Стоики считают, что есть одна причина - то, что создает вещи. … Все состоит из материи и бога. Бог упорядочивает смешение, и все следует за ним, правителем и вожатым. Могущественнее и выше то, что действует, то есть бог, нежели материя, лишь претерпевающая действие бога.»
|
|
«Неужели ты не видел, какую силу придает взгляду храбрость? какую остроту - разумность? какую кротость и покой - благочестье? … Значит, все это - тела: от них меняется и цвет кожи, и состоянье тела, над которым они и властвуют. (8)…все, что может к чему-либо прикоснуться, есть тело.»
Этика - первое стремление каждого существа к самосохранению, а не к удовольствию как считал эпикур
Скептицизм
прямо противоположен догматике.
Пиррон, Аркесилай, Карнеад.
такая точка зрения в соответствии с которой отрицается возможность любого познания мира и утверждается необходимость воздержания от какого-либо суждения о нем
греч «скепсис» - «рассмотрение»
скептики - те кто постоянно рассматривают что-то, но не приходят к выводам
воздерживаются от суждений, приходят в состояние безвыходности
они полностью не отрицали познаваемость мира. Существует 3 решения проблемы: -найти решение; - отрицать это решение; - продолжать исследование
Билет 8. Общая характеристика платоновской традиции. Неоплатонизм.
Неоплатонизм
неоплатоническая школа была аристократической, посвятить себя философским тонкостям, отдаться бескорыстному созерцанию божественного и интеллектуальному совершенствованию могли только те, для кого не было нужды думать о хлебе насущном.
|
|
Неоплатоники видели себя подлинными сынами Греции и отсюда их ненависть к христианству. Но даже не смотря на эту ненависть, неоплатонизм прожил еще долго и повлиял на философию нового времени.
Принцип: учение о последовательном происхождении из высшего начала всего остального сущего, начало зависимо и делится на ступени(последовательные)
Ступени: единое, ум и душа, порождающая остальной физический мир.
Неоплатонизм был проникнут мистицизмом и стремлением к непосредственному познания божества без помощи рассудка и разума. Хоть и ненавидели Христианство, это идея ушла туда.
Билет 9. Патристика.
Патристика (греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Выделяют римское и греческое направления патристики. Первоначально «отцом» именовался духовный наставник, обладающий признанным в церкви учительским авторитетом. Впоследствии, к V B., окончательно утвердились четыре фундаментальные характеристики святоотеческого образца:
|
|
1) святость жизни;
2) древность;
3) ортодоксальность учения;
4) официальное признание церкви.
Филон Александрийский: считал, что греческая философия и библейская мудрость имеюь общий источник – человеческий разум, Логос, только библейская мудрость есть логос, слово, а философия – лишь его образ.
Во 2-3 вв. происходило фрагментарное философствование апологетов патристики:
Тертуллиан:“Верую, ибо абсурдно”, в зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни - языку средневековой западной мысли. Был очень радикальным и категоричным мыслителем, по его мнению всякая философия – полнейшая ересь.
Клемент Александрийский:обосновывает необходимость философии для Церкви, предпринимает попытку создать философскую систему, основанную на гармонии разума и веры.По его мнению, богатство само по себе никак не влияет на спасение души, ведь имуществом можно распорядиться и по-хорошему и по-плохому.
Ориген: может по праву считаться первым систематизатором мировоззренческих и теологических учений христианства. Он был мыслителем, начинающим собой историю христианской философской спекуляции.
В 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины:
Василий Великий:учение об ипостасях, сторонах и явлениях Бога. Все сущее делится на несотворенное (только Бог в своих трех ипостасях) и сотворенное, которое, в свою очередь, делится на временное и вневременное.
Аврелий Августин:в 19-летнем возрасте прочитал диалог “Гортензий” (атвор – Цицерон), и это сподвигло его заниматься философией. Учения Августина: Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Вопрос о теодицее. Теория двух городов – Града Божьего и Града Земного. «Я сомневаюсь, следовательно я существую».
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!