Разрешено ли брать у того кто имеет отношение к риба (ростовщичеству)?



 

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Это вопрос, в котором Саляфы разошлись во мнениях. Некоторые из них разрешали это, и некоторые не разрешали. Некоторые ученые делали различие между человеком чье имущество в основном состоит из харама, и сказали, что это является обязательным, или мустахабом избегать его, и человеком чье имущество в основном состоит из халала, в этому случае разрешено иметь с ним дела и кушать его еду.

 

Для дополнительной информацией по этой теме обратитесь к Джам аль Улюм Валь Хукам ибн Раджаба, комментарий к хадису 6.

 

Шейха ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли принимать подарки от тех, кто занимается ростовщичеством?»

 

Он ответил:

«Основным принципом является, что подобное харам, по причине запрещенного способа их приобретения тем кто приобретает это, но не для того кто берет это в разрешенной форме.

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от иудеев, как в случае с иудейкой, которая дала ему овцу в Хайбаре. Он также имел с ними отношения; когда он умер, его кальчуга была в залоге у иудея. Он делал это, не смотря на то, что они занимались ростовщичеством, как Аллах сказал нам о них (перевод смысла): «За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания».

Основываясь на этом, разрешается брать подарки от того, кто занимается ростовщичеством, и также разрешено покупать и продавать ему, если только в избегании этого не будет пользы, в этом случае мы должны отстраниться от совершения подобного, по причине пользы.

 

Относительно принятия того, что является запрещенным, то это запрещено для берущего и для других.

Например, если мне иудеи или хрстиане дадут в подарок вино (которые считают, что оно разрешено), то его не разрешено принимать, потому что подарок сам является харамом.

Аналогично, если человек украл деньги и дал их другому человеку, то не разрешено принимать их, потому что эти деньги являются харамом (по той причине, что они были украдены)».

Источник: «Лигаат аль Бааб ил Мафтух», 2, 1:76

 

Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ" фатва №13503.

 

 

Вопрос: Можно ли принимать подарок от того, кто занимается риба?

 

Отвечает шейх Усаймин:

«Я хочу спросить тебя: Разве яхуды (иудеи) кушали риба?!

 

Аллах в Коране говорит: "Из-за того что они нарушали договоры... И брали риба, но было запрещено им это, и кушание имущество людей не по праву"... (Сура Ниса 155-161).

 

И вместе с этим посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) принимал их подарки. Принял подарок от женщины овечку которую подарила при хайбаре. И работал (торговал) с ними. Умер и кольчуга была заложена у иудея.

 

Из-за этого у нас есть правило: «То, что запрещено в заработке, то, харам этого на зарабатывающем. Но не на том, кто взял у него разрешённым способом».

 

И из-за этого можно принять подарок от того кто занимается риба. И также разрешено с ним торговать, если только в отстранение от него, не будет пользы (условия бойкота). То есть в том, чтобы не принимать от него подарок или торговать с ним будет польза, тогда следуем этому, желая пользы.

 

А если запрещено само по себе, то, харам брать и давать это.

 

Например, дарит тебе спиртное иудей или христианин, который считает разрешённым это, можно ли тебе его брать? Нет, так как это запрещено само по себе. Или человек своровал имущество другого и приносит мне, харам мне его брать? Да, харам! Так как это имущество само по себе харам. Это правило выведет тебя из многих затруднений:

«То, что запрещено в заработке, то, харам этого на зарабатывающем. Но не на том, кто взял у него разрешённым способом».

Кроме как если делаешь от такого хиджру (байкот), не берёшь, не принимаешь подарок, не торгуешь с ним если от этого есть польза в том, что он отстранится от этого дела. То от такого делается хиджра (отстраняются) желая пользы для него (чтобы он отказался от харама)»...

Источник: «Лигаат аль Бааб ил Мафтух», 2\59.

 

Шейх уль-Ислам ибн Теймия был спрошен о человеке, который совершал риба (ростовщичество), и который оставил после себя имущество и сын знал о состоянии отца – является ли дозволенным сыну наследовать это имущество?

Он ответил: «В отношении суммы, которая известна сыну как сумма полученная от ростовщичества, то ему следует избавиться от нее, или вернув владельцу, если возможно или раздав в качестве милостыни. Оставшаяся сумма не является запрещенной для него.

Сумма в отношении которой он сомневается - мустахабом является не брать ее, кроме случаев когда необходимо оплатить долг или потратить на находящихся на иждивении. Если отец умер, участвуя в таких ростовщических операциях, которые разрешены некоторыми факихами, то можно использовать эти деньги. Если халал и харам смешаны до такой степени, что трудно определить долю, то следует разделить на две половины».

Источник: Маджму аль-Фатава, 29/307.

 

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!